3 13 787

​[Мысли вслух] «Смертные машины» книга, по которой сняли «Хроники хищных городов»

​[Мысли вслух] «Смертные машины» книга, по которой сняли «Хроники хищных городов». - Изображение 1

Описание: Спустя много веков после фантастической Шестидесятиминутной войны наступила Эра Движения. Города вырвали себя из земли и встали на колеса. Мир живет по законам муниципального дарвинизма: города кружат по Охотничьим землям и пожирают друг друга. А когда добычи становится совсем мало, Движущийся мегаполис Лондон прибегает к чудовищному оружию Древних. С его помощью он намерен уничтожить города Лиги противников движения, а потом добраться до Марса, Солнца и звезд. Герои романа Том и Эстер, оказавшись на Открытой территории, попадают то на пиратскую платформу, то в Воздушную Гавань, то на Щит-Стену, но оба - каждый по своей причине - стремятся вернуться на борт Лондона.

Дебютный роман британского художника-иллюстратора и писателя Филиппа Рива увидел свет в 2001 году и с той поры выдержал два издания на русском языке. Но подоспело время экранизации, так что книгу выпустили ещё раз — причём в новом переводе.

Факт: Серия о «хищных городах» принесла британцу Филипу Риву мировую известность — немудрено, что он долго не желал с ней расставаться. Сначала появилась тетралогия «Хроники», выходившая с 2001 по 2006 год. Три части издали и у нас, а вот финальный том цикла, «Надвинувшаяся тьма», впервые увидит свет на русском только в следующем году — спасибо всё той же экранизации от Питера Джексона. К «Хроникам хищных городов» примыкают ещё одна небольшая повесть и один рассказ, вышедшие уже в 2011 году. Примерно в это же время (2009 – 2011) Рив выпустил трилогию-приквел «Февер Крамб», названную так по имени главной героини, девочки из Лондона, которая живёт в самом начале эпохи передвигающихся городов.

Не зря Голливуд взялся за перенос книги на экран. Ведь основное достоинство романа — экзотическое место действия и колоритный антураж. Мир получился неординарным: гигантские равнины, по которым колесят деревни, городишки, многоуровневые города и целые мегаполисы, гоняясь друг за другом на полном ходу и перемалывая слабых циклопическими челюстями. Поселения, плавающие в океанах. Доминирование летательных аппаратов легче воздуха. Основательное уважение к археологам, добывающим предметы «Олд-тека» — артефакты прошлого, помогающие двигаться в будущее. Конфликт между последователями муниципального дарвинизма (выживает сильнейший из городов) и лигой его противников — каждая из сторон ненавидит другую и считает её представителей варварами.

Порадовал железный старина Шрайк (привет Дэну Симмонсу) и целый ряд комичных моментов, вроде утерянной тайны древности — лапши быстрого приготовления, или профессионального юмора историков и пиратов. И, пожалуй, сильно изуродованное лицо зазнобы протагониста можно отнести к нестандартным приёмам.

​[Мысли вслух] «Смертные машины» книга, по которой сняли «Хроники хищных городов». - Изображение 2

В остальном перед нами привычная подростковая антиутопия. Диктат местных олигархов, тяжкая доля низших сословий, чёрно-белое восприятие мира главным героем (оказывается, злые взрослые ради своих целей готовы на убийство, кто бы мог подумать!), предсказуемая любовная линия, бесконечные сомнения и их преодоление. Ну и, конечно, удручает обилие авторского приёма «бог из машины», когда из самых смертельных передряг герой выпутывается исключительно «по щучьему веленью». К счастью, ближе к финалу романа автор отходит от шаблонов и вводит в повествование несколько нетипичных ходов, что заметно исправляет общее впечатление от книги.

А вот персонажам чего-то откровенно не хватило. Всё вроде сделано правильно. Нам покажут детские потери. Проблемы социализации. Развитие личности и некоторую утрату наивности в процессе. Эмоциональные психотравмы и пубертатные бури. Но герои почему-то не радуют — как фальшивые елочные игрушки.

P.S. Фильм ещё не смотрел.

#мнение #канобу #безымянныйгерой

13 комментариев

Народная самодеятельность. Шапочка019