11 5 336
6 мин.

Обзор не найденной игры (ч.86) Doki Doki Literature Club!

Обзор не найденной игры (ч.86) Doki Doki Literature Club!. - Изображение 1

Обзоры рубрики не несут никакой рекламной или антирекламной цели, и являются субъективной оценкой, не претендующей на коммерческую направленность.

Не так давно я наткнулся на очередной высер российских политиков о вреде для подрастающего поколения субкультуры аниме. Мол, кроме сексуальных девиаций и пропаганды суицидов "авторитетные" люди ничего там не нашли. Утверждение крайне спорное и несколько судебных процессов в цивилизованном мире моментально разрушили бы карьеры узко мыслящих чиновников и "экспертов". В нашей же стране не принято отвечать за свои слова, таким образом формируется общественное мнение. К чему это приведёт скорее всего увидим в ближайшее время, так как у нашей политической элиты фантазия бурная - введут акцизы на аниме, заставят покупать с паспортом, полиция будет внедряться в группы любителей этой субкультуры и т.д., вообщем начнётся очередное отвлечение народа от реальных проблем. Так получилось, что после этих новостей мне в руки попала Doki Doki Literature Club! Честно говоря, весь хайп, связанный с визуальной новеллой, прошёл мимо меня, а ведь эту игру обвиняли в реальном самоубийстве. Поэтому я запускал очередной симулятор свиданий, можете представить где находилась моя челюсть после первой концовки. И если в тексте я постараюсь максимально аккуратно обойтись без спойлеров, то со скриншотами это сделать невозможно. Убедительная просьба, если не играли в Doki Doki Literature Club! (DDLC) лучше закройте обзор и прочтите его после завершения своего прохождения.

Обзор не найденной игры (ч.86) Doki Doki Literature Club!. - Изображение 2

О таком дебюте, какой получился у Team Salvato мечтает каждая команда. Но не всё так просто перед выпуском своей первой полноценной игры Дэн Сальвато уже был известен в девелоперской среде разработкой расширения «FrankerFaceZ» для "Twitch.tv", а также, модификациями для Super Smash Bros. и созданием пользовательских уровней в Super Mario Maker. Интересным является факт, что в Literature Club и в фалах корневой системы можно найти кучу информации о предстоящей игре Team Salvato и ожидаемый хоррор Project Libitina очень интригует.

DDLCне так прост, как может показаться в начале и предупреждения о том что перед нами психологический хоррор и игра не для подростков и впечатлительных людей, кажутся излишними. На деле же визуальная новелла оказывается своеобразной химерой, где за милым и беспечным фасадом скрывается философская притча, задающая очень своеобразный тон повествования. На первом этапе, главный герой - типичный школьник, волею судьбы попадает в литературный клуб, где знакомится с милыми девушками. Саёри - подруга детства, склонная к депрессии и неуверенная в себе, Нацуки - лоли, довольная грубая в общении, но умеющая прекрасно готовить и любительница манги, Юри - меланхоличная и робкая, старающаяся делать всё максимально правильно и точно. Ну и Моника - президент клуба и мастер на все руки.

Изначально, происходящее здорово напоминает симулятор свидания, мы знакомимся с девушками, общаемся, подмечаем странные пунктики и находим общие интересы, каждая оказывается прекрасным собеседником и не против романтических отношений с главным героем. В поиске точек соприкосновений помогает мини-игра по сочинению поэм и важным фактором последующих событий выступает то какой из красавиц мы первой доверим прочтение наших творений. Чувство тревоги нарастает постепенно, особенно если внимательно вчитываться в сочинения девушек и наблюдать за их перепалками. Но ближе к фестивалю атмосфера восстанавливается, литературный клуб общими усилиями готовится к мероприятию и неожиданно случается первая трагедия. Казалось бы, конец игры, думаешь где совершил ошибку, запускаешь её заново в надежде исправить напортаченное. Но всё уже не так, маски сброшены, одна из героинь отсутствует, как будто никогда её не было, а литературный клуб из милого общества, превратился в филиал психбольницы. Девушки совершают странные поступки , что приводит к очередной трагедии. А дальше остаётся одна. Только она! Ломается четвёртая стена, при чём очень странным образом и предпринятые вами действия должны быть тождественны.

Уже на первом этапе DDLC способен удивить и даже шокировать. Но тем кто знаком с принципами методологии открываются и другие уровни понимания происходящего. Существуют целые теории заговоров, связанные с поведением героинь. А если правильно читать между строк, внимательно анализировать тексты поэм и чуть чуть покопаться в игровых файлах, окажется что поведение некоторых девушек гораздо сложнее, чем требуется для интерактивных новелл. А зная наименование следующего проекта Team Salvato и проведя параллель с книгой (а главное рассказом) рекомендуемой одной из героинь, понимаешь, что перед тобой богатая игровая вселенная, неохотно приоткрывающая свои секреты. Для их вычленения приходится осветлять тексты странных записок, внимательно наблюдать за реакциями героинь и совершать иррациональные поступки, несвойственные при обычном прохождении.

На мой взгляд DDLC выполняет ещё одну важную социальную функцию. Игра крайне наглядно демонстрирует очень важный жизненный принцип - далеко не всё от тебя зависит. Так сложилось, что психика юных людей устроена по принципу максимализма. С младенческого возраста дети растут с парадигмой особенности, усиленно навязываемой близкими. Можете представить их когнитивный диссонанс, когда они попадают в социальные институты, где иерархия выстраивается совершенно по иным принципам. И если в нормальной школе подобные проблемы нивелируются мудрыми педагогами, ну или на худой конец объясняется дома с родителями. То в подростковом возрасте по ряду причин молодёжь остаётся с проблемами один на один. И завышенные ожидания часто приводят к нелогичным на первый взгляд поступкам. DDLC очень остро показывает, что выбор любого человека это в первую очередь его собственное решение и от твоих действий по сути не зависит ничего. Более того, в один из моментов, когда героини начинают вести себя несоответствующим образом, одна из девушек, напрямую обращается к игроку с вполне ясным утверждением. Мол, ты же видишь, что у человека проблема, сообщи взрослым или помоги обратиться к врачу. Подобную функцию, как раз выполняют школьные психологи, которых в нашей стране убрали за ненадобностью, ведь гораздо проще не разбираться в проблеме, а обвинить аниме, игры или жестокие фильмы.

Дискутировать на эту тему, можно долго, у игры есть ещё несколько подуровней. Но обзор и так получается слишком объёмным, поэтому вернёмся к его привычной схеме. Что то говорить о рисовке смысла особого не вижу, довольно стандартная картинка для визуальных новелл. Очень интересно выглядят психоделические сбои и "баги", совершаемые программой. С музыкой повезло больше, для игры написано 15 композиций и они здорово сочетаются с атмосферой, творящейся в литературном клубе. Есть вопросы к длительности прохождения, она составляет примерно 3-4 часа, что для полноценной игры маловато. За это время можно увидеть две полноценные концовки, но для того, чтобы получить секретную и относительно добрую нужно очень постараться, если хотите узнать как, напишу в личном сообщении.

И последнее, оценивать DDLCз сюжет, не давая особого выбора. Да, в конце после обрушения четвёртой стены нам понадобятся действия, связанные напрямую с работой клавиатуры или мыши, но согласитесь 5 минут от общего прохождения погоды не делают. По сюжетной части игра напоминает и в то же время здорово проигрывает нашей отечественной Everlasting Summer, несмотря на всю серьёзность и сложность поднимаемых вопросов. В итоге резюмирую, DDLC произвёл на меня очень сильное впечатление, советовать игру легко, тем более она бесплатна. 8.5 баллов.


5 комментариев

[Блог] ЯПП#1 - Я попробовал поиграть