18 8 580
6 мин.

«Империя Радч» от Энн Леки – феминистическая, но не феминистическая научная фантастика

«Империя Радч» от Энн Леки – феминистическая, но не феминистическая научная фантастика. - Изображение 1

Если постмодерн чему-то и научил нас, так это тому что в литературной (и вообще художественной) повествовательной форме главное – далеко не сюжет, а скорее атмосфера, вложенный внутренний диалог и индивидуальная подача материала. Можно по-разному к этому относиться, но факт остаётся фактом – погружение в атмосферу определенного книжного сеттинга подчас важнее чем «неожиданные повороты», которые описали как правило ещё древние греки. В общем о чём это я? Не так давно рылся на флешке с вопросом «что бы ещё почитать на работе» и наткнулся на первые две книги из вселенной «Империи Радч», которую за последние несколько лет обласкали и одарили всеми возможными премиями (самое забавное что я до сих пор не помню как и когда её скачивал, возможно мою память кто-то исправил…).

Так или иначе если Паоло Бачигалупи прекрасно переносит нас в атмосферу Юго-Восточной Азии попутно раскрывая всю мерзость человечества и все прелести его самоуничтожения в состоянии продовольственного постапокалипсиса, то Энн Леки на те же 10 баллов погружает в индийско-синтоистский феминистический sci-fi (при том в хорошем смысле), что аж сподвигла меня накатать краткий гонзо-обзор в паб. Постараюсь обойтись без спойлеров.

«Империя Радч» от Энн Леки – феминистическая, но не феминистическая научная фантастика. - Изображение 2
Тот случай когда эпитафии на обложке не врут

Итак, основной сюжет это личная история выживания и мести одного пост-человеческого существа - сильной женщины (ха ха я знал что вас триггернёт, потерпите) напичканной боевыми имплантатами, встроенным силовым щитом и эйдетической памятью, являющихся следствием уникального происхождения – наша сильная и независимая героиня это так называемый «труп-солдат», пленная с захваченной планеты, которой удалили собственную личность и пересадили вместо неё чипы с копией AI боевого корабля. По задумке её братья и сёстры под руководством корабельного AI и двух-трёх офицеров из людей десантируются на планету, истребляют там всё сопротивляющееся и устанавливают диктатуру местной сверхцивилизации – империи Радч (что в их языке является синонимом слова «цивилизованный»), галактического государственного образования с гендерно-нейтральным социумом, политеистической религией, сильно напоминающей индуизм, и слегка отдающей Дюной Френка Герберта. Вот только наша гг, которая привыкла быть распределенным сознанием сотни трупов-киборгов и одного десантного корабля с ядерным оружием (по гендеру она боевой вертолёт мда), лишилась своего подключения в результате ряда трагических обстоятельств оставшись в тесной и унылой черепной коробке одного единственного модифицированного тела, и теперь очень хочет отомстить за все свои невзгоды ещё одному похожему по свойствам существу… Уточнять не буду, я же обещал без спойлеров.

Как-то так получилось, что эта сложная пост-человеческая персоналия вышла у автора более живой чем у Герберта его Пол Атридес (да я знаю, что тот его намеренно превратил в робота, но факт остаётся фактом) - она с упоением заучивает местные песни и постоянно их напевает, что вызывает ненависть у окружающих (боевых зомби очевидно подбирали не за ангельский голосок), притом делает это даже если из-за этого её могут убить, жалеет единственного предположительно мужского персонажа в книге (всё сложно) – опустившегося наркомана возрастом тысячу сорок шесть лет, оставшись без возможности скачать из интернетиков медицинскую карту собеседника себе прямо в мозг – постоянно путает половую принадлежность мясных мешков и страдает от сложностей с подбором нужного обращения, но при этом не унывает и постоянно продвигается к своей почти невыполнимой цели.

«Империя Радч» от Энн Леки – феминистическая, но не феминистическая научная фантастика. - Изображение 3
На этом месте надо начинать кричать про необъективность

Да я редко встречал персонажа, который вызывал бы сопереживание и интерес с первых страниц, но вот данный пример очень даже положительный и доставляющий. В силу своего происхождения – главная героиня предельно реалистично и довольно цинично мыслит, высказывается кратко и по делу, но при этом парадоксально обладает невероятным жизнелюбием и умением вести себя адекватно в любом обществе, вызывая симпатию у самых разных людей, включая читателя (а если не получается вызвать симпатию – стреляет им в головы), обладает внутренним равновесием, вызывающим ассоциацию с буддизмом, и умудряется показывать себя человечней «полноценных» людей, которые традиционно друг друга сожрать готовы, а остатки от трапезы продать.

Но куда больше доставляет то что творится вокруг основного сюжета – атмосфера тысячелетних политических интриг, осложненных множеством технологических обстоятельств, многорукие боги основного пантеона, в которых без труда угадываются Шива и Кали, галактический диктатор – женщина «с тёмной кожей» (правда она никак не негритянка, скорее речь про классическую индусскую бабушку) с совершенно непроизносимым именем, и иерархически-феодальное общество, где расположение и количество ювелирных украшений могут сделать тебя врагом хозяина дома ещё при входе даже если он сам пригласил тебя на чайную вечеринку (да тут кстати везде фетиш чаепитий и застольного этикета, а что вы хотели – автор то женщина).

«Империя Радч» от Энн Леки – феминистическая, но не феминистическая научная фантастика. - Изображение 4

Ах да – автор женщина, так что страдает лёгкой «болезнью Энн Райс», умудряясь при этом не портить весь кайф от чтения. Проще говоря она любит акцентировать внимание на деталях одежды, кольцах, перчатках, чашках, интерьере и отношениях, но при этом когда в руки персонажа попадает уникальное оружие инопланетного происхождения, которым предположительно можно убить что угодно – она описывает его как «ну это просто пистолет, хз что он делает, кладу его в сумку и достаю оттуда чайную чашку, сделанную вручную семьсот лет назад из розового фарфора с узором в виде цветка лотоса…» ну вы поняли :D

Вот вроде на этом месте мне стоило начать её ругать: ну как же, тут полный набор – солдаты неопределенного пола, которые беспокоятся о том какое впечатление они будут производить если не возьмут в БОЕВОЙ МАТЬ ЕГО ВЫЛЕТ чайный сервиз нужного цвета, военный корабль, AI которого мило заботится о своих любимцах из числа офицеров, снобское кастовое общество с отношениями в духе придворных XVIII века… Но при этом автор как то ухитряется не впасть в весь этот чайный домик, а вместо восхищения гламурными манерами местных дворян общество «идеальной» империи Радч рисует помесью ада и концлагеря, припорошенного крошками от имбирного печенья и заляпанного пятнами вездесущего чая, где высокомерные граждане предпочитают не замечать как их соотечественники в двух метрах от них одеваются в мешковину и жрут клонированные водоросли, а из пленных путём карательной хирургии делают зомби с пушками. Причём всё это дополнено суховатым слогом, который видимо создан чтобы намеренно себя ограничивать и не скатиться в описание оборок на очередном пиджаке, в итоге чего 600 страниц действия, перемежающегося с лёгкой философией и разговорами разной степени проработки, читаются запоем и вызывают привыкание.

В общем итоге при ознакомлении с завязкой и основными действующими лицами легко начать кривить лицо и кричать что престижные премии в области фантастики этой книге выдали за фем-агитацию, но как всегда всё не так то просто – что по атмосферности, что по поднимаемым темам это вполне себе научная фантастика, которая при этом проста и не стремится к заумному псевдонаучному описательству, отдавая освободившиеся силы на социалку и атмосферу, что в конце концов кажется более удачным решением чем километровые антинаучные описания «двигателя быстрее света» в ещё более антинаучных терминах, которыми так страдает фантастика второго плана.

Вместо того чтобы пытаться описать технологии, которые мы даже представить не можем – автор предпочла установить четкие правила как всё работает («он пробивает любую материю ровно на 1,11 метра, а затем останавливается… Что? Я без понятия почему столько – у них метрическая система на длине щупалец скорее всего основана») и простым языком пояснить о возможностях и слабых местах боевых кораблей так, чтобы читатель успел эти правила принять, но не успел от них устать. Отношения и психологизмы, основанные на чувствах и усиленной эмпатии главной героини тоже вполне обоснованы и далеко не лишние, а общество победившего феминизма унаследовало все человеческие пороки и превратилось в редкостную клоаку – всё как я люблю. Так что не за агитацию «правильного» мировоззрения Леки получила все эти премии, а скорее за любовь к своему делу и степень проработки вселенной до состояния «глоток свежего воздуха в научной фантастике». Собственно это верный признак хорошей литературы – когда и битарду-анхуману понравится, и про трансгуманистические ценности поведает. Читайте смело – к ознакомлению строго рекомендуется. Даже Тимка наверняка оценит, благо там из-за нечеткой половой дифференциации все персонажи могут оказаться лесбиянками -_-

«Империя Радч» от Энн Леки – феминистическая, но не феминистическая научная фантастика. - Изображение 5

PS: Пожалуй единственный минус – обилие невменяемо непроизносимых имён, географических названий и обозначений, из-за которых иногда сбиваешься при чтении, да путаница с родами (впрочем намеренная), с другой стороны вся эта лингвистическая пытка на атмосферу работает, так что хз вообще минус ли это.

8 комментариев

Обзор Prey (2017) - На космической игле