9 3 972
7 мин.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker's Jericho

Знакомы ли вы с творчеством Клайва Баркера? Это писатель, положивший начало такому направлению в жанре ужасов как сплаттерпанк. «А что такое сплаттерпанк?» возможно спросит кто-то из вас. Лучше всего на этот вопрос ответит игра, в разработке которой участвовал сам Баркер. О ней сейчас и пойдёт речь.

Jericho или Иерихон Клайва Баркера вышла в 2007 году. В то время я обошёл эту игру стороной. Не то чтобы я о ней ничего не слышал, совсем наоборот, однако вокруг неё сложилось стойкое мнение о том, что эта игра такая себе, проходняк и играть в неё совсем не обязательно. Что же я могу сказать теперь? Слухи оказались ложными, Иерихон игра достойная, и сейчас я расскажу почему.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker's Jericho. - Изображение 1

Как известно, шутеры редко могут похвастать хорошим сюжетом. Clive Barker’s Jericho является именно шутером от первого лица, однако здесь история – это главная составляющая игры. Она повествует об одном из суровых будней спецотряда Иерихон, который испокон веков защищает человечество от зла, вторгающегося в наш мир из Преисподней. Бывший член Военно-оккультного Департамента, под крылом которого и находится команда Иерихона, Арнольд Лич, организовал и возглавил секту «Братство Тёмного Рассвета» и после череды террористических атак по всему миру направился в древний город Эль-Хали, находящийся где-то посреди пустыни на Ближнем Востоке. В этом районе произошёл всплеск паранормальной активности, который ощутил каждый из членов Иерихона. Команда направилась в Эль-Хали, чтобы не дать мерзавцу открыть межпространственные врата и предотвратить вторжение зла. На месте оказалось, что всё далеко не так просто, но, к сожалению, о большем я сказать не могу, ибо спойлеры.

Сюжет не сказать, что прямо-таки лихо закручен, но, тем не менее, он очень интересен и необычен. Оккультизм, демонология, околорелигиозная тематика – именно из этих составляющих был сформирован сюжет Jericho. И несмотря на то, что подобная тема довольно широко распространена не только в играх, но и в фильмах и книгах, Клайву Баркеру удалось создать уникальную историю, не повторяющую ни одно известное, по крайней мере мне, клише. Лично меня очень заинтересовала эта задумка с перворождённым существом, появившимся на Земле раньше Адама и Евы и очень понравилась концепция Пиксиса, такой пространственно-временной коробки, в которой будет происходить действие… Единственное, что может огорчить, это абсолютно невнятная и отчасти глупая концовка. Создатели даже не вставили после финала какого-нибудь завершающего ролика или хотя бы текстового эпилога, где бы описывалась дальнейшая судьба Иерихона и подводились хотя бы какие-то итоги. Но всё же на пути к такому концу вас ожидает много интересного.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker's Jericho. - Изображение 2

Пиксис меняет людей… до неузнаваемости. Вот во что превратился давний знакомый Роулингса, Арнольд Лич.

Пробираясь по уровням Пиксиса ваша команда будет перемещаться во времени сначала к годам второй мировой, затем к крестовым походам начала XIII века, после попадёт в Римскую империю, и наконец в Древний Шумер. Но все эти времена и места предстанут не в первозданном виде, а в изменённом демонами Пиксиса. Всюду вас будет сопровождать баркеровская «эстетика», тот самый сплаттерпанк: реки крови, мясо, кишки; «изменения» постигли и обитателей Пиксиса: изуродованная плоть, содранная кожа, сращенные с телом инородные предметы. Вообще хотелось бы похвалить разработчиков за дизайн как монстров, так и уровней – это второй козырь Jericho, чувствуешь такое нездоровое удовольствие, наблюдая все эти вещи, которые, казалось бы, должны отталкивать. Атмосфера особенного баркреровского хоррора воссоздана очень детально и на высоком уровне. Если бы весь путь от начала и до конца нам предстояло пройти в одиночестве, то это было бы, как мне кажется, страшно до дрожи. Однако в нашем распоряжении целый отряд. Хотя парочка таких моментов в игре всё-таки есть, но уж слишком они кратковременны, и только ты начинаешь бояться, как снова вливаешься в коллектив и продолжаешь весело рубить и кромсать.

Каждый персонаж кроме того, что носит уникальное оружие, обладающее несколькими режимами стрельбы и альтернативным огнём, наделён и сверхспособностями. Симона может замедлять время, Чёрч обладает магией крови и может сковывать или поджигать противников, Роулингс «во имя Господа!» исцеляет соратников и так далее. Главный герой, командир Иерихона Дэвин Росс, так же обладал способностью лечения, однако уже в конце первой главы он погибает. На этом путь Росса не заканчивается. Его бестелесный дух отныне будет кочевать из одного члена команды в другого, тем самым передавая вам в руки их управление. Процесс перехода можно производить двумя способами: навести камеру на нужного перса и жмакнуть пробел, или же зажать клавишу, и тогда появится меню со всеми шестью героями. Второй способ более долгий, поначалу ты просто не запоминаешь у кого из персонажей какая способность, а в открывающемся меню указаны только имена. К тому же за время, пока вы ищете нужного героя вас легко могут убить. Кстати смерть здесь вовсе и не смерть как таковая. Получая определённое количество урона, персонаж припадает к земле, при этом его можно вылечить, и тогда он снова ринется в бой. Но если упадут все, камеру покроет рой жужжащих насекомых, и тогда наступит уже окончательная смерть.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker's Jericho. - Изображение 3

Каждый персонаж обладает уникальным оружием и уникальными способностями, другое дело, что не все из них действительно полезны.

Отряд разделён на две группы по 3 человека, каждой из которых можно отдавать приказы – занять позицию или идти дальше. Впрочем, команды эти не особенно полезные. Они пригодятся лишь в определённые моменты, когда нужно одновременно наступить на несколько панелей, чтобы открыть проход и продвинуться дальше.

Также в отличие от многих других шутеров здешние герои, даже находясь под управлением ИИ, убивают врагов, а не просто создают видимость действия. Конечно, делают они это не так эффективно, как хотелось бы, но всё же мало-помалу легионы адских тварей они сокращают. При этом, как ни странно, персонажи не забывают использовать и свои сверхспособности, причём довольно успешно. К слову не все они вполне применимы. Некоторые использовать необходимо, как например способность Джонса переносить сознание в тела противников и заставлять их совершать диверсии или потянуть за рычаг, но происходит это только в заскриптованные моменты. Всё остальное время эта способность просто бесполезна. Сам я всю игру пользовался разве что только огненным демоном Дельгадо и управляемым выстрелом Блэк. Всех остальных я использовал редко или тогда когда это было необходимо по сценарию.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker's Jericho. - Изображение 4

Несколько раз за игру эти двое в порыве спора наставят друг на друга стволы.

Касательно личностей персонажей можно сказать мало. Для мира это неизвестные, безликие солдаты, сражающиеся в тайной войне на грани сверхъестественного. Должны ли были создатели игры копаться в их проблемах и расписывать характеры каждого? Думаю, нет. Однако это не значит, что члены Иерихона просто деревянные поленья. Они злятся, боятся, не доверяют. Временами они вступают в конфликты друг с другом, доходящими даже до применения оружия.

Обитатели Пиксиса очень недружелюбные создания. Когда-то они были людьми, но затем их обработали тёмные силы, и они превратились в жутких тварей, которые по своей стилистике очень напоминают фильм Восставший из Ада. Врагов в игре очень много, все они разнообразны и требуют особого подхода. При этом они не глупы и могут расправиться с вами в считанные секунды. Даже верзила Дельгадо долго под их атаками не выстоит. Одни только схватки с боссами чего стоят! Поэтому приходится внимательно следить как за врагами, так и за союзниками и часто переключаться между последними. От этого шутер приобретает черты тактики, хотя до конца её так и не довели.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker's Jericho. - Изображение 5

Игра хорошо сдобрена qte-вставками: они происходят не только в строго заскриптованных сценах, но и во время рукопашных схваток.

Уровни представляют собой небольшие петляющие коридоры с редкими и короткими тупиковыми ответвлениями. Заблудиться в них просто невозможно. Каждый уровень представляет собой череду арен и коридоров. С полминуты вы бежите вперёд, затем на вас насылают орду нежити, вы методично их отстреливаете, ещё полминуты бега, снова арена и снова пострелушки. И так до конца миссии. Иногда геймплей разбавляют quick-time eventами, которые происходят по сценарию, когда, например, нужно спуститься в колодец или же если вы схлестнулись врукопашную с врагом и таким образом вы отбиваетесь от его лап. Все миссии довольно короткие и поначалу меня это даже раздражало – слишком частые переходы от одной к другой, хотя это и не большой минус. Куда больше разочаровывает тотальное отсутствие интерактивности. Бог с ним с оружием. Всю игру вы пробегаете с одними и теми же стволами, патроны к которым будут появляться из воздуха, но в окружающем мире нет ни разрушаемости, ни каких-либо предметов, которые можно было бы собирать себе в помощь или даже просто для коллекции.

Но вот графика в игре хороша. Даже спустя 11 лет после выхода игры, я всё ещё получаю удовольствие от созерцания месива и обилия спецэффектов. Все чудовища отрисованы очень детально и красиво. Хотя можно ли здесь говорить о красоте… Локации также неплохо выглядят, однако не все, но встречаются и действительно радующие глаз.

Саундтрек подобран подходящий, но не сказать, чтобы запоминающийся. Из всех композиций я запомнил, пожалуй, только основную тему. Русская озвучка мне понравилась, местами случались казусы, к примеру, заключенный в замке тамплиеров узник, весь ободранный, пробывший в этой тюрьме вне времени уже сотни лет, истязаемый демонами, он почему-то говорит вполне обычным, спокойным таким голосом, будто он только что сытно поужинал.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker's Jericho. - Изображение 6

Баркер не был бы Баркером, если бы не выливал литры кровищи на лицо игрока.

Я не считаю, что игра слишком коротка или излишне затянута, она длится ровно столько, сколько необходимо, чтобы понравиться и не успеть надоесть. При всех перечисленных недостатках Иерихон Клайва Баркера всё же заслуживает внимания. Плюсы с лихвой компенсируют минусы, и лично я от игры получал одно только удовольствие. Да она местами корявая, местами в ней чего-то не хватает и впервые запустив игру, как и я, вы, возможно, подумаете, «ну что за шлак», однако дав игре немного времени, позволив ей охватить себя щупальцами этой кровавой и неповторимой атмосферы, вы увидите и вкусите её положительные стороны. Я говорю так не на волне ностальгии, как это бывает у меня со старыми играми, а с совсем недавнего опыта. А это что-нибудь, да значит.

Напоследок стоит сказать, что это игра не для всех. Если кто-то из вас питает отвращение к подобному «искусству», то скорее всего таким людям эта игра не понравится. Всем остальным я бы очень посоветовал пройти Иерихон Клайва Баркера, впервые или же снова.

3 комментария

Battle Chef Brigade - кромсай и готовь