7 1 659
4 мин.

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 1

Дебют.

«Глубокие реки» Владимира Битокова

Сегодняшний дебют продолжает вчерашний тренд на кино о семейных отношениях, рассказывая камерную грустную историю об утрате преемственности и традиций. Дикий горный кабардинский аул. Отец с двумя сыновьями промышляют вырубкой и заготовкой леса, являясь единственными во всем поселке, кто хоть что-нибудь зарабатывает. Все местные жители завидуют им, ненавидят, но при этом искренне хотят на них работать. В какой-то момент на старика падает дерево, и на помощь приезжает младший брат из города, который настолько забыл родной дом, что разучился даже говорить на кабардинском.

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 2

Битоков очевидно очень хорошо знает демонстрируемый вопрос, о котором снял свое кино. Здесь смешались все главные проблемы и разногласия между городом и деревней. Младший упрекает старших братьев, мол как вы можете так жить. Старшие гнобят его, считая размазней и предателем семьи - ведь где это видано, уехать в большой город, и отказаться вместе с отцом валить ежедневно лес. В какой-то момент вступает в дело и классовое противостояние, когда местные начинают активно угрожать семье, если их не возьмут на работу. Не забывает Битоков и о глупости и чванстве сельского «среднего класса», который не желает опускаться до просьб о помощи этих «соседских придурков ленивых».

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 3

«Глубокие реки» - не самое лучшее кино на эту тему, но порой постановщику и сценаристу удается попасть в самую точку, типизируя сельскую жизнь под извечно противостояние отцов и детей, зажиточных и бедных, продвинутых и по своей воле деградирующих. Кино снято полностью на кабардинском языке с русскими субтитрами, и под свой финал навивает какую-то извечную горечь по утраченной настоящей жизни. Безусловно, пусть и не лучший за время фестиваля, но все же смелый дебют, за который точно не стыдно. И да, природа здесь, как и во вчерашних «Двоих», просто потрясающая.

Основной конкурс.

«Дядя Саша» Александра Гордона

Засидевший в теленяньках всех российских домохозяек Александр Гордон решил выйти из творческого сумрака, чтобы снять кино, как кажется про самого себя.

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 4

Некогда гениальный и популярный режиссер Александр пребывает в творчском кризисе, безвылазно сидит на даче, и развлекает себ лишь редкими вылазками на светские рауты, чтобы затащить в постель очередную красотку, которая в дочери годится его бывшим фанаткам. В какой-то момент он решает взять себя в руки, и снять любительский фильм на камеру телефона, где главных героев сыграют его жена, молодой привлекательный актер, и бездарный престарелый лицедей с лицом мхатовского алкоголика. Эта почти чеховская драма обязательно закончится трагичным фарсом, а все висящие на стенах ружья непременно стрельнут. Да вот только не в того.

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 5

Можно долго спорить об актерском и режиссерском талантах Гордона, но что у него не действительно не отнять - доскональное знание всей кинотусовки последних двадцати лет, в которой он с переменным успехом варится. Потому его «Дядя Саша» и получился очень остроумным памфлетом на всю отечественную киноиндустрию. Бездарности попадают в кино через постель, госчиновники на вертолетах финансируют патриотичное кино, и все непременно, в разных позах, спят. Местами получилось очень точно и смешно, местами Гордон не дотянул. Но созданный им на экране, и выпестованный в жизни образ пресытившегося жизнью циника у него все также получается на отлично. Удивительно, что такой не смешной брюзга в жизни может так задорно подшучивать над самим собой на киноэкране. Второй приятный сюрприз сегодгняшнего дня.

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 6

«Русский бес» Григория Константинопольского

Признаюсь честно, больше всего я не люблю подобное кино на фестивалях. Фильмы-фикции, пост-пост модерновые попытки пощеголять собой перед камерой, и показать, какой же ты все таки крутой и креативный пацан. Поэтому кратко, и по существу.

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 7

Константинопольский, очевидно, хотел сделать свою версию «Американского психопата» на русский манер, только в более (очень-очень более) модерновой манере. Вроде бы завязка простая. Есть хорошая девочка Ася, которая учится в Лондоне и имеет богатого папу. Есть нищий дизайнер Святослав, который желая добиться девичьей руки и сердца, берет у её папы кредит, чтобы открыть модный гастрономический паб «Русский бес». Вот только кто-то парню постоянно мешает осуществить его мечту.

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 8

То санипедемстанция нагрянет. То из архитектурного ведомства Москвы чиновница за взяткой придет. А то и вовсе следователь из отдела убийств пожалует. Ну естественно всех их наш паренек убьет. Кого сварит, кого четвертует. Топор, подражая Кристиану Бэйлу из того самого «Американского психопата», тоже пойдет в дело. Все эти кровавые убийства поданы в заведомо китчевой манере, с тонной гипертекста. Например, герой убивая очередную жертву будет в закадровом монологи обсуждать о важности патриотизма и государственности, особенно, если ты воцерковленный человек. В общем вы поняли - чем больше двусмысленности, странного монтажа, психопатического попурри творится на экране - тем лучше. Вот только если у лучших представителей западного арт-хаус за всей этой оригинальной подачей стоит какая-то идея, то здесь китч творится исключительно ради себя самого.

Кинотавр 2018. ДЕНЬ 5. - Изображение 9

Подобные работы напоминают мальчишек-подростков, которые на сельской дискотеке не знают, как бы еще круче выпендриться перед девочками. И так мол, и так умею, смотрите, кричит Константинопольский. И сам в своем фильме сыграю, и русского беса в себе поборю, и телочек за груди поласкаю в свои-то хорошо за пятьдесят. Не знаю, очень может быть, что я слишком стар для такого ядреного концептуализма. А может и полностью прав - и это банальная бравада под маской искусства. Не удивлюсь, если именно «Русский бес» будет выбран жюри в качестве лучшего фильма основного метра. Но как же все таки не хочется.

P.S. И да, Иван Макаревич все такой же отвратительный актер. Хоть что-то со времен сиквела "Бригады" остается в этом мире неизменным.

Денис Юрьев

День 1

День 2

День 3

День 4

День 6

День 7

День 8

1 комментарий

Xbox: Аналитика до 2020 года