4 0 514
4 мин.

"Временные трудности". Рецензия

"Временные трудности". Рецензия . - Изображение 1

Правильное продюсирование в кинопроизводстве как качественный бэк-вокал в песне - может оттенять проблемы основной партии, а может наоборот украсить, и даже дополнить мелодию. Есть миллионы примеров ситуаций, когда чрезмерное, или наоборот недостаточное внимание продюсера к своему проекту сказывается плачевно на конечном результате. Недавний «Чужой. Завет» - отличное пособие к тому, как угробить фильм, если полностью развязать режиссеру руки. Последние «Звездные войны» про Хана Соло - наоборот, пример того, что бывает, когда студия слишком уж рьяно лезет в производственный процесс. Ну так вот с «Временными трудностями», как кажется, получился свой, практически уникальный случай. Ни первый, ни второй варианты тут не подходят, но продюсерская ошибка все равно видна невооруженным взглядом.

"Временные трудности". Рецензия . - Изображение 2

В семье простого работяги со сталелитейного завода в советских восьмидесятых рождается сын инвалид. У мальчика врожденный недуг - ДЦП, и обслуживать себя, ходить, да что там, и порой просто говорить для него становится невыполнимой задачей. Но его суровый отец не желает признавать, что его сын неполноценен, и с самого раннего детства относится к нему как к здоровому человеку. То есть Саша должен как и все дети выполнять свои обязанности по дому, ходить в школу для обычных детей, а за любое несоответствие образу «полноценного» мириться с последствиями. Порой подобное воспитание начинает принимать форму садизма, и мальчик все больше пропитывается ненавистью к родному отцу.

С самого начала может показаться, что «Временные трудности» получились крайне неплохим социальным фильмом о трудностях жизни инвалида в советских, а затем и российских реалиях. Эдакой семейной драмой о том, как важно переступить через себя, и быть сильным до последнего вздоха. Зрителя проводят через все этапы взросление мальчика, показывая, какие нечеловеческие условия приходится преодолевать герою.

"Временные трудности". Рецензия . - Изображение 3

Иван Охлобыстин блистательно справляется с ролью деспотичного отца, который из-за своей нечеловеческой любви к сыну превращается в тирана, ненавидимого собственной семьей. Его героя начинаешь понимать буквально с первых кадров, но при этом, постепенно, уподобляясь его сыну ненавидеть. Риналь Мухаметов также неплохо показывает себя в роли мальчика Саши. Он хрупкий, неуверенный в себе, но в нужный момент способен показать зрителю пример железной воли, и хватки, благодаря которой он так неистово держится за жизнь. Из-за того, что основная актерская пара прекрасно вжилась в свои образы, химия между персонажами практически никогда не сбоит. Нам и правда нетрудно поверить в отношения этих людей. В этот гремучий коктейль ненависти, любви, преданности и эгоистичного желания поскорее убежать друг от друга, забыв о проблеме, гложущей их полтора десятилетия.

"Временные трудности". Рецензия . - Изображение 4

И если бы эта экспозиция осталась центральной, и на том кино и закончилось, мы получили бы хорошую социальную драму про важность семейных отношений и волю к победе. Когда главный приз в этом соревновании - твоя собственная жизнь. Но, к сожалению, где-то на последней трети сюжета просто очевидно в процесс ворвались продюсеры.

Нас резко переносят на 15 лет вперед. Наш герой разорвал все отношения с отцом, стал самым успешным бизнес-тренером в стране, практически преодолел болезнь и использует её в качестве повода для мотивационных монологов на своих семинарах. И это не спойлер, нет. В трейлере ленты это все есть. Как он к этому пришел, чего для него это стоило, почему он не поддерживал отношений не только с отцом, но и с матерью? На эти вопросы никто не дает ответа, герой тут же начинает сыпаться и превращаться в шаблонную болванку. Как черт из табакерки к Александру в Москву приезжает старый друг отца, который просит его уговорить родителя продать металлургический завод, в котором он за эти годы стал генеральным акционером. Наш парень едет в родные пенаты, чтобы отомстить отцу.

"Временные трудности". Рецензия . - Изображение 5

Затем сюжет развивается как под копирку любой дешевой слезливой драмы - противостояние героев, мотивационное преодоление старых обид, всепрощение, счастье, радость, радуга, розовые пони скачут по этажам завода. Кажется, будто в какой-то момент на съемочную площадку пришел продюсер картины Георгий Малков, и увидев, что получается все как-то мрачненько, дал отмашку сменить курс. Мол, вы тут снимаете жесткую драму о том, как отец ценой любви сына делает из него полноценного человека? Мол, жертва стоит результата, вот это все? Нет, давайте быстро докрутите хэппи-энд, иначе народ на такое в кинотеатры не пойдет. В итоге весь строящийся прошлый час конфликт, да что там, основной посыл фильма, резко рушатся под натиском обязательно положительной развязки. Все, что вы видели весь фильм обесценивается пятнадцатиминутным финалом.

Возможно, после провального (в чем я полностью уверен) проката, когда вздыбившаяся пена горечи поражений сойдет на нет, Михаил Расходников выпустит свою, укороченную режиссерскую версию фильма. Где банально монтажными ножницами отрежет последние 20 мину повествования, придав своей картине смысл и правильный посыл. Но до этого смотреть фильм в кино в октябре я вам все таки посоветовать не смогу. Ну разве что, если вы сможете пересилить себя, и ровно через час выйти с сеанса. Потому что в таком виде эта картина - не временные трудности. А продюсерская катастрофа.

Денис Юрьев

Нет комментариев

Кинотавр 2018. День 3