13 29 2109
4 мин.

Партия - честь, ум и совесть эпохи: заметка о "Смерти Сталина"

Партия - честь, ум и совесть эпохи: заметка о "Смерти Сталина". - Изображение 1

Человеческая мотивация в контексте реверсивной психологии объясняется как цепочка перемежающихся переходов от одного из двух полюсных состояний — к другому. В определённом смысле реверсивная психология может считаться последствием шизоидной позиции, при которой выбор между противоположными состояниями становится сверхценным и образует основу мотивации и активного поведения личности.
Википедия

Более простой и популярной моделью реверсивной психологии является образное "назло бабушке отморожу уши". Если рассматривать конфликт с бабушкиного полюса, то она понимает себя как достаточно авторитетного человека, для того, чтобы навязать голове своего внука эту отвратительную шапку с бубенчиком. И вовсе она де и не отвратительна, в бабушкином понимании все в таких ходят. Может быть, бабушка и сама когда-то отморозила уши, то есть, модель ещё и испытанная, какие тут возражения? Но не смотря на опыт, бабушка не может понять, что он применялся и применим к её собственной судьбе, что правила жизни не постоянны, и в школе внука за такую шапку, вероятно, не зауважают. А ведь в классе ещё и новенькая, не пойдёшь же её провожать в такой шапке. Лучше отморозить уши.

Потом дело обстоит ещё хуже. Раз поняв, что бабушка не врубается, все её наставления становятся инструкцией "как не надо делать". Бабушка сказала нужно - значит, речь о неважном. Бабушка сказала нельзя - значит, надо попробовать. Случается это не только в отдельных семьях, но и в странах в целом. И если когда-то страной правил отец народов, то теперь - определённо бабушка. Не такая злая, как её отец, которого мы уже не помним сами, но - старая, отставшая от жизни, не врубающаяся. И когда прокатная комиссия не допускает до кинотеатров фильм "Смерть Сталина", что в наше безмятежное и свободолюбивое время приравнивается к запрету произведения, первое и естественное желание - дождаться момента и достать батину кассету с порнухой из его тайника посмотреть, что же так бесит твою бабушку, а тебе, значит, точно понравится.

Похожая история была с "Матильдой", но это сравнение уже избито и, в отличии от, "Смерть Сталина" - не провальный фильм. Но и не настолько хороший, чтобы страхи цензуры были оправданы. Просто добротное кино, которое могло бы пройти без всякого шума. За рамки само по себе не выходит. Ну, за те рамки, которые есть у нас, внучат. А вот товарищи комиссары мыслят уже. Хотя и им пришлось прикрывать запрет якобы неприличием шуток на тему репрессий, трагичных для нашего народа. То есть, они вроде как не из-за любви к Сталину, а к отечеству, а Сталин-то и для них плох. Но мы понимаем, что фигура вождя для значительной доли населения и сейчас - священна, и это первопричина. Если уж из-за Николая II пострадал режиссёрский автомобиль, то такой инфоповод точно надо свернуть.

Итак, чего же они боялись? Я вот боялся обилия, простите, пердозного юмора, особенно после заявленной в трейлере сцены "наш вождь лежит в собственной луже!". Но зря. По части сортирного юмора комедии далеко до отечественного "Гитлер Капут". В фильме нет никакого бурлеска, юмор исключительно чёрный, но не извращённый. Представьте себе комедию, поставленную в декорациях мира Оруэлла - да, Советский Союз тут гипертрофировано сер и жесток, но эта серость и жестокость высмеивается под видом глупости. Основная часть шуток построена на обыгрывании паранойи в сценах с "простыми" людьми и на лицемерии партийной верхушки, которая картинно страдает о смерти генсека, про себя радуясь, что старик наконец-то помер, и вынашивая планы по захвату власти в свои руки. Собственно, вокруг борьбы за престол между Берией и Хрущёвым, при поддержке прочих министров, сюжет и построен.

Создатели фильма в курсе важных событий той эпохи, что утоньшает некоторые остроты. Забавно, например, смотрится следующая сцена. После того, как вождь долгое время провалялся один (просто потому, что о нём боялись побеспокоиться под страхом расстрела), наконец собирается всё большое начальство.

Хрущёв: Товарищи, раз у нас есть кворум, предлагаю вызвать врача.
Каганович: Лучшие врачи в ГУЛаге или мертвы.
Маленков: Да, потому что они хотели убить хозяина.

И то, что могло быть просто плосковатой шуткой об абсурдности репрессий, становится интереснее за счёт того, что это - отсылка к реальному "Делу врачей", которое разгоралось как раз накануне смерти Сталина. Даже Тимашук, как главный инициатор дела, упомянута. И такие интересные подробности в фильме повсеместны, от реальных фактов, до популярных мифов: замечателен и Берия, периодически уводящий за кадр маленьких девочек.

Партия - честь, ум и совесть эпохи: заметка о "Смерти Сталина". - Изображение 2

Но кроме маленьких девочек, с соответствием персонажей хоть какой-то действительности тут туго. Сталин умирает быстро, но даже в начале фильма никак себя не проявляет. Народная память в анекдотах рисует его как мрачного и циничного остряка; тут же, возможно следуя художественному замыслу, Сталин выглядит неинтересным стариком, которого не понятно почему и боятся. Хрущёв, который нам памятен своей базарностью и эксцентричными выходками тут, напротив, - хитрый интриган, ловкий политик. Да, реальный Никита Сергеевич был из вёртких, но не хватает мужиковатости, которая так и напрашивается как черта для осмеяния. Остальные типажи тоже распределены для выполнения сценарных задач и с прототипами бьются слабо: вот мачо - Жуков, вот слабовольный трус - Маленков, вот картинный злодей - Берия и т.д., кто-то просто для фона и не интересен (и всё-таки, как обидно, что фоновая роль досталась и товарищу Сталину!).

Партия - честь, ум и совесть эпохи: заметка о "Смерти Сталина". - Изображение 3

Впрочем, исторической достоверности ждать и не приходилось. Хорошо, что она использована в ситуациях, но из-за проблемы с персонажами возникает повод, который и подводит фильм под нож цензуры. Дело в том, что, по сути, партийная бюрократия выставлена паразитом, беснующимся, жирующим и пожирающим свой народ без особого смысла и даже не добиваясь для себя некоего качества жизни. Показанные персонажи не занимаются ничем, кроме отвратительных пиршеств, извращений и поедания друг друга. Такой режиссёр, сценаристы и представляют советскую власть.

Насколько с ним согласиться - решать зрителю. Главное только, хоть комедия может быть смешной и поучительной, не брать её за источник собственного мнения. Тем более не делать этого назло дурной бабушке, которая не думает, что дай ребёнку конфету - он обрадуется, запри конфеты в буфете - он найдёт ключ и обожрётся их до состояния диабета. Вот такая вторая мораль фильма, привнесённая цензурой.

29 комментариев

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»