Полный набор! Обзор комплекта периферии
17 8 1469
6 мин.

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». - Изображение 1

Трейлер «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури», нового фильма Мартина МакДоны, пожалуй, заслуживает «Оскара» в категории «лучший монтаж». Вобрав в себя все самые смелые шутки, яркую лексику, редкие для картины моменты экшена, и даже поменяв расстановку сил в одной сцене и словно неумышленно спрятав текст одного из билбордов, он выглядит как реклама типичного произведения автора «В Брюгге» и «Семи психопатов» — такого же бесшабашного, ходящего по грани дозволенного и высмеивающего серьезные проблемы главных героев. А на деле с самой первой сцены приходит осознание, что на этот раз МакДона пусть и не отказался от фирменного черного юмора, но отодвинул его на задний план. Меланхоличная мелодия, приглушенные цвета, слоу-мо и отсутствие привычной болтовни в открывающей сцене с ходу настраивает вас на то, что впереди вас ждет фильм, отличающийся по настрою и тону от предыдущих работ режиссера.

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». - Изображение 2

«Изнасилована, пока умирала», — говорит вам огромными буквами на яростно красном фоне первый билборд на почти заброшенной из-за строительства магистрали дороге за пределами маленького города Эббинга в штате Миссури. «Все еще ни одного ареста», «Как так, шеф Уиллоуби?» — написано на двух остальных. Становится понятно, почему трейлер так ловко старался спрятать именно первое сообщение, чтобы не выдать депрессивный настрой фильма раньше времени, не так ли? Дочь главной героини Милдред, сыгранной Фрэнсис МакДорманд, жестоко изнасилована, убита и сожжена (в неизвестном порядке), а полиция отодвинула папку с этим делом в архив нераскрытых преступлений в связи с недостатком улик. Месяцы вины, бессилия, саморазрушения и ненависти, так ярко заметных по изменениям внешнего вида Милдред, привели к тому, что в ней накопилось слишком много ярости, которую не на кого было выплеснуть, кроме как на слуг закона. Три билборда на границе Эббинга должны были привлечь внимание полиции, жителей и общественности к тому, что монстр ходит по вашим улицам, пока юная девушка лежит шесть футов под землей.

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». - Изображение 3

И они это сделали, но не так, как того вы могли бы ожидать. Люди вокруг встали на защиту честного шефа правоохранительных органов городка, и ополчились против Милдред своим осуждением. Ненависть и гнев главной героини яростным пожаром перекинулась окрестности и породила лишь травлю ее сына и ряд всяческих конфронтаций с соседями. В этой истории на первый взгляд нет хороших людей: полиция тут вобрала все карикатурные американские клише о расизме, гомофобии, халатности и чрезмерном и неоправданном насилии, а Милдред, к недовольству многих зрителей, оказалась знатной сукой. Типичные голливудские героини на главных ролях представляют собой сильных и независимых, но при этом очень приятных и вызывающих тонну эмпатии, женщин, каких у МакДоны в его произведениях пока что не было, но эта, специально написанная для МакДорманд партия бьет в самую цель своей неожиданностью. Ее мотивации открыты и понятны, но это не делает ее положительным персонажем, и если у вас есть проблемы с просмотром фильмов, где некого любить или соотносить с собой, то он может оказаться вам не по душе. У Милдред нет ответов на свои вопросы, как нет их и у окружающих ее людей, а ее идеи контрастируют со здравым смыслом, но вовсе не от желания не оставить и камня на камне от богом забытого Эббинга, а от бессилия перед лицом страшной правды. Фрэнсис МакДорманд направляет иногда и вовсе молчаливую ярость в необдуманные и жестокие поступки, бесцельные обвинения и хватание за бессмысленные мелочи в попытке найти ответы, но никакие из ее действий не могут ни вернуть дочь, ни найти преступника, ни принести хоть какое-то удовлетворение или заглушить боль внутри. Все это лишь открыло больше ран в ней самой и окружающих и принесло больше страданий и ненависти в этот маленький закрытый мирок. Эта ярость Милдред вовсе не определяет ее личность и не является ее настоящими чувствами, она лишь продукт слабости и неспособности добиться прогресса, найти виновника или хотя бы смириться с положением дел. Главная героиня в своей войне против всего города должна измениться или изменить всех вокруг, даже понимая, что это не вернет ей дочь.

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». - Изображение 4

Другой важной стороной истории билбордов является сюжетная арка написанного специально для сэма Рокуэлла персонажа — некомпетентного полицейского Диксона. Фильм встречает его обвинениями в расизме, превышении должностных полномочий, чрезмерной жестокости, что, вероятно, вовсе недалеко от истины, учитывая его первые шаги по сюжету. Рокуэлл привносит изрядную долю комичности и детскости в роль, негативную и злую по своей сути. Фактически Диксон — большой ребенок, неспособный разобраться в причинах своих проблем и выливающий в результате свою бессильную злобу в виде безосновательной агрессии на окружающих. Рокуэллу замечательно удается совместить смешную глупость и серьезные переживания так, что история искупления его грехов и становления на путь истинный не выглядит совершенно неожиданной или ничем не подкрепленной. Но это не сказка, и место действия — далекий от фентезийности штат Миссури, поэтому не ждите чудесных преображений и поворотов на 180 градусов: полные негатива и собственных проблем, закрытые в этом тленном мертвом маленьком мирке местные придурки не собираются до конца отказываться от своей парадигмы.

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». - Изображение 5

«Три билборда» буквально наполнены потрясающими персонажами, и это пожалуй самый шикарно сыгранный фильм последних лет. МакДона продолжает насаждать свое видение жизни — одновременное сочетание комедии и трагедии в любых ее проявлениях. Поэтому на каждом шагу здесь встречается какой-то новый герой своей собственной истории, за юмором которой порой сложно уследить с первого раза из-за общей депрессивности ситуации. Тонально фильм напоминает изумительный «В Брюгге», но здесь он набит запоминающимися личностями и потрясающими цитатами не хуже «Семи психопатов», с той лишь разницей, что «Три билборда» гораздо более человечная и душевная картина, чем две предыдущих, с неожиданной долей доброго юмора и более детальными героями, которые делают ее ближе и понятней. МакДона выбрал местом действия Америку вместо родной Англии по причине того, что описанные проблемы острее стоят именно тут, и это дало ему возможность глубже копнуть в изучение вопросов толерантности и политичности этих событий. При этом он старается только поверхностно затрагивать эти темы и не снисходит до откровенного морализаторства, лишь закидывая определенные мысли для самостоятельного изучения зрителем.

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». - Изображение 6

МакДона, изначально драматург и только потом режиссер, выделяется среди коллег детальной продуманностью своих сценариев: ни одна фраза или жест, даже, казалось бы, неловко брошенные в «Семи психопатах» или «В Брюгге» по итогам не оказывались лишними. Если Сэм Рокуэлл невзначай, проезжая мимо, говорит, что это отличное место для финальной перестрелки, знайте — в конце будет экшен прямо на этом месте. Такие моменты есть и в «Трех билбордах» (например, бесконечные намеки и ремарки местных жителей о той самой дороге за пределами Эббинга в итоге складываются в увлекательную картину, которую автор мог бы и сам подробно пояснить, но оставил это для изучения зрителей), но на этот раз он все же уделил большее внимание общей атмосфере, структуре и режиссуре, нежели дотошному исследованию сценария. Фильм, будучи историей о неудовлетворенности, постоянно слоняется между разными жанрами и, кажется, словно не может приземлиться в какой-то один конкретный. Определенности нет ни в жизнях персонажей, ни в общем течении этой картины. Хотя пытаться ограничить рамками и пришпилить ярлык на произведения МакДоны — это изначально гиблое дело. Режиссер также постоянно меняет симпатию зрителей, отношение к разным героям и расстановку сил, делая злодеев героями и наоборот, и зачастую играя тоном и настроем в течении сцены: дружеские приветствия через минуту оборачиваются поножовщиной, а семейные подшучивания — скандалом и угрозами.

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». - Изображение 7

«Три билборда», уж простите за очередное сравнение, гораздо более кинематографичный и приятный глазу фильм, чем два предыдущих произведения МакДоны. Несмотря на наличие некоторых сцен «мимо кассы», многие моменты ощущаются как натуральный удар под дых, выбивают из колеи и оставляют вас бездыханно смотреть за происходящим. В целом новый фильм вышел неожиданно рефлексивным, тихим и меланхоличным для МакДоны, чему очень способствует волшебный саундтрек частого гостя в фильмах Коэнов Картера Беруэлла. Картина обладает большим шармом и собственным голосом, заставляет улыбнуться сквозь честную и правдоподобную атмосферу тленности бытия и бессилия перед несправедливостью. Хоть «Три билборда» и не поражают воображения стройностью и тонкостью сюжета, как прочие работы МакДоны, от этого картина лишь более интересна для самостоятельного пост-разбора, а не для ежегодного пересмотра.

Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». - Изображение 8
8 комментариев

С 23 февраля!