14 18 1591
8 мин.

«Звёздные войны: Последние джедаи», или Теория Провала

«Звёздные войны: Последние джедаи», или Теория Провала. - Изображение 1

Осторожно, впереди сплошные спойлеры!

Давным-давно в далекой-далекой галактике фанатам «Звездных войн» приходилось мириться с преступно малым количеством контента по своей любимой вселенной. Зато каждый отдельный фильм был одинаково важен и для киноиндустрии, и для зрителей, и для событий самой истории. И даже когда качество картин резко упало, продолжения все равно ждали больше, чем собственный день рождения. Но времена изменились, и жажда наживы или какие-то другие хорошие намерения сподвигли мышиного оверлорда осчастливить нас новыми историями вселенной «Звездных войн», и, пожалуй, за это ругать его не стоит. Позади уже девять фильмов, два сериала, бесчисленное количество комиксов и книг, а впереди — новые трилогии и спин-оффы. Теперь уже мало кто считает дни до выхода новой части, и волшебство, окутывающее вселенную, уже давно сменилось серийным потреблением франшизы. И в той же мере, что и зрительские ожидания, инфляция поглотила и важность каждого отдельного продукта — «Дисней» и Лукас больше не хотят каждым фильмом писать историю, взрывать планеты, менять местами победителей и побежденных и уничтожать и возрождать тысячелетние традиции. Сегодня «Звездные войны» — это режиссерские эксперименты, разных размеров и важности сюжеты и собственные видения, которые могут, а могут и не совпадать с вашими. В этом и кроется основная причина возгорания фанатов от «Последних джедаев» — никто ничего от очередного фильма и не ждал, но почему-то все оказались разочарованы результатом. В то время, когда только ленивый не пнул создателей кинематографической вселенной Marvel за отказ от вариативности, шаблонность фильмов и увольнение режиссеров, которые хотят выйти за установленные рамки, те же изменения в «Звездных войнах» встречают в штыки.

Режиссер и сценарист Райан Джонсон решил наплевать на чувства фанатов, растоптать их надежды и уничтожить все, что им дорого. Или, другими словами, просто сконцентрировался на небольшой истории, где важны жизни отдельных людей, а не грандиозные события, масштабные сражения и судьба всей галактики. Это выглядит непривычно, учитывая, что все предыдущие фильмы пытались толкнуть ход войны джедаев и ситхов, как можно дальше в будущее, а потому и фанаты останутся недовольны. Где исторические битвы, кардинально переворачивающие положения дел? Где новые загадки, чтобы ковыряться в них до выхода на экраны девятого эпизода? Где развитие истории и вопросы без ответов? «Последние джедаи» не оставляют вам поводов нырять в канон, искать новые фанатские теории, и не обладают тем волшебством, за которым зрители выстраиваются в очереди в кинотеатрах. Зато они глубоко переживают за новых, а не давно отработавших свою роль, персонажах и не берутся идти легким путем там, где другие давно бы срезали по тропинке ностальгии.

«Звёздные войны: Последние джедаи», или Теория Провала. - Изображение 2

Итак, к черту недосказанности, вы давно уже все посмотрели сами, поэтому вот вам спойлеры. Фильм начинается с того, что повстанцы на гране вымирания, их планы не работают, а wannabe-империя не слишком старается, чтобы победить в этой войне. А заканчивается он тем, что мятежников стало еще меньше, их идеи все еще провальны, а Первый Орден творит какую-то ерунду, и единственным вопросом остается лишь кто из них первый развалит сам себя внутренними конфликтами и борьбой за власть. В общем, ничего глобально нового тут не произошло, а сам эпизод оставляет ощущения филлера, словно вы посмотрели очередную серию «Игры престолов», мельком глянули расписание выхода следующей и пошли заниматься своими делами. То, что происходит внутри фильма не важно с точки зрения большой картины, но критично для каждого отдельно взятого персонажа. Сюжет тут крутится вокруг развития личностей новых героев, но чтобы не травмировать зрителей, которые пришли пожевать попкорна под музыку Джона Уильямса, посередине появляется Деус Экс Йода, который пафосно и вслух излагает основную идею «Последних джедаев»: «Неудача — самый бесстрашный учитель». Именно она делает из случайного сброда, коим и является нынешнее плохо организованное Сопротивление и еще более безыдейную Империю, великих героев и злодеев.

Никто из текущих протагонистов и антагонистов «Звездных войн» на момент конца «Пробуждения силы» не готов вести за собой армию и фанатов, но, кажется, лишь режиссер Райан Джонсон в полной мере понимал это. Конечно, зрители хотели, чтобы Люк зачитал быстрый брифинг Рей, а та спустя полчаса уже стала новым бесстрашным и полным самообладания Оби-Ваном. Но даже тому понадобилась целая трилогия и пара неудач, чтобы понять свои простые истины и вырасти из просто интересного персонажа в культового героя. Все ждали, что Сноук по-отечески натренирует Кайло до уровня Вейдера, а По Дэмерон благодаря харизме и смелости войдет в историю как самый молодой адмирал флота Республики. И такой поворот событий, пожалуй, угодил бы всем, но, возвышая оригинальную трилогию в ранг лучшей sci-fi саги всех времен, фанаты стали забывать, что именно неудачная во многих отношениях трилогия приквелов добавила объема и веса тем самым любимым персонажам. Именно в ней свои грандиозные планы вынашивал Палпатин, а Оби-Ван и Йода зарабатывали зрительскую любовь через тернии своих неудач. Поэтому Джонсон и решился на такой шаг — продолжать историю новой трилогии было никак нельзя, пока весь этот колоритный сброд не заслужит свое место в когорте великих героев галактики. Так что «Последние Джедаи» — это не топтание на месте и попрание устоев, а целенаправленное развитие персонажей для того, чтобы спустя 50 лет при просмотре очередной remastered-версии трилогии сиквелов вы могли стряхнуть скупую слезу при виде людей, которые выросли в великанов прямо у вас на глазах, а не в промежутке между фильмами и красивых титрах в начале следующего эпизода.

«Звёздные войны: Последние джедаи», или Теория Провала. - Изображение 3

Пожалуй, самым ярким героем восьмого эпизода стал По Дэмерон — наш новый Хан Соло и будущий ветеран войны за установление Республики. Джонсону нужно было лишь дать ему парочку героических сцен, навешать орденов за заслуги перед отечеством и вручить в пользование личный линкор. Но вместо этого фильм берется показать, что этот ваш Хан Соло своей горячей головой мог навредить общему делу, будь «Звездные войны» чуть меньше сказкой. По с такой же безбашенностью в начале фильма бросается на амбразуру и подставляет под удар все сопротивление. Но вместо того, чтобы научиться на своих ошибках, он, как и зритель, думает, что сделал все правильно, а не видящее подвига в его поступках руководство лишь ведет себя, как антагонист. Из-за этой заносчивости он устраивает приключение на весь фильм, чтобы доказать всем свою правоту, но в итоге лишь проваливается на этот раз гораздо крупнее. Теперь к девятому эпизоду По подойдет не улыбающимся и безбашенным раздолбаем, а человеком, за спиной которого важные жизненные уроки.

«Звёздные войны: Последние джедаи», или Теория Провала. - Изображение 4

Таким же образом через неудачи и все остальные персонажи приходят к своему пониманию основных вещей. Рей, например, сталкивается с тем, что нельзя стать рыцарем вымершего ордена с тысячелетней историей, просто выполнив квест на доставку светового меча его владельцу. А жизнь в тяжелых условиях вовсе не делает из тебя нового Люка Скайуокера — чтобы стать джедаем, нужно чуть больше чем врожденный талант. Зрителям хотелось увидеть Рей в качестве следующего эпического носителя Света, но сама Рей к этому была совершенно не готова. Нет никакого учебника и невозможно просто приручить силу или научиться махать мечом и поехать на разборки к самому императору — все это закончится тем, что темная сторона посеет сомнения в твоей голове, а зло попытается тебя использовать в своих целях. Рей — продолжатель дела Энакина, но не в том смысле, котором хотелось бы ее увидеть фанатам. Их обоих не хотели обучать по причине того, что ментальная стабильность важнее врожденного таланта. Поэтому Рей в фильме проходит свои испытания Темной стороной, побеждая ее единственным способом, каким умеет, — человеческим, а не джедайским, для того, чтобы к девятому эпизоду стать именно тем героем, которого мы заслуживали. Та же история постигла и Кайло Рена, который, увы, оказался вовсе не новым Дартом Вейдером, а лишь подростком с нереализованными комплексами. Джонсон очеловечил его перед тем, как в девятом эпизоде, вероятно, его бросят на амбразуру в качестве главного антагониста. Так же как Лукас когда-то при помощи трилогии приквелов сделал из своего немногословного энфорсера на стороне ситхов чуть более глубокого персонажа. Ну, или попытался.

Как и своим ученикам, учителям в «Последних джедаях» тоже пришлось столкнуться с последствиями своих неудач. Все ждали героического возвращения Люка на экраны и кошмарных подробностей жизни Сноука, но по итогам они оба оказались, в духе времени, простыми людьми. Потому что, никто в 21 веке больше не верит в сказки, а значит даже персонажи фантастических фильмов не могут быть плоскими квест-гиверами. Сноук, заигравшись в свои майнд-геймы, выпустил из рук нить и за это поплатился, а Люк, оказавшись вместо долгожданного мессии ворчливым старикашкой, который не нравится даже самому Хэммилу, вынужден был пересмотреть свои взгляды на Орден Джедаев и их предыдущие ошибки, которые привели вселенную к такому плачевному состоянию.

«Звёздные войны: Последние джедаи», или Теория Провала. - Изображение 5

Каждый персонаж этой истории — неудачник. Они не Вейдеры и не Палпатины, не Йоды с Оби-Ванами. Они не носят плащей и не получают орденов. Они не побеждают в великих битвах, потому что они лишь плохие герои дурацкой войны, которая осталась на руинах предыдущей. У них нет хороших учителей и ролевых моделей. Они такие какие есть, слабые, сомневающиеся, не видящие дальше своего носа. Потому что эта война не может себе позволить величия и масштабов предыдущей. Ее затеяли глупые подражатели, и им же придется с ней разбираться. Ведь война состоит не только из напалма и «Полета валькирий», а еще и провалов, проигранных битв, трусости и некомпетентности. И герои, иногда, — это не те, кто носит световые мечи, а те, кому приходится взять на себя бремя, и те, кто подвернулся под руку в нужный момент.

Райан Джонсон запросто мог бросить всех в самую эпическую битву вселенной и посмотреть, кто выйдет из нее победителем, влюбить первых попавшихся протагонистов, и наделить всех этих бедолаг грандиозными предысториями, нечеловеческой стойкостью и умением решать непостижимые задачи, но решил пойти сложным путем, очеловечив каждого из них, чтобы Абрамсу в девятом эпизоде осталось лишь замутить величайший фильм в истории саги с персонажами, которые прожили жизнь, а не оказались героями сказки, где все вокруг все складывается за них. Конечно, для этого пришлось пожертвовать и родителями Рей, и Сноуком целиком, но зато на выходе мы получили, фильм, который не заслуживали — «Звездные войны» с человеческим лицом.

Конечно, фильм все еще есть за что ругать. Неуклюжий темп с непонятным сиквенсом в середине фильма, странный монтаж в сценах телефонных разговоров Рей и Кайло, зачастую ленивый сценарий, в котором многие вещи пропускаются мимо ушей, чтобы не тратить экранное время на «ненужную» научную дребедень или объяснения, которые приходится додумывать. А еще за то, что за его хорошими намерениями он терпит неудачу в том, чтобы заинтриговать зрителя перед грандиозным финалом. Но не за то, что он глуп, «ни о чем» и не имеет смысла. К сожалению, он пришел тогда, когда все ждали совсем другого. «Последние джедаи» отлично бы подошли для приквела, но были втиснуты в «основную линию», из-за чего оказались прямиком между молотом фанатских ожиданий и наковальней девятого эпизода Абрамса. «Последние джедаи» хороши сами по себе и очень нужны трилогии, они знают, зачем их сняли, и добиваются нужного, не забывая по пути взорвать какой-нибудь Дредноут и помахаться лайтсэйберами под музыку Уильямса и самые дорогие спецэффекты.

18 комментариев

Главные кино-сцены 2017