4 24 962

Голодные дивергенты в лабиринте

Дебютный трейлер антиутопии от разработчиков "Contrast". Вроде бы, и выглядит эффектно и комментарии пестрят возгласами о том, как это всё замечательно и интригующе, но лично меня это видео наводит на невесёлые мысли. Опять телекамеры везде. Опять злодейский злодей, который нужен лишь затем, чтобы показывать игрокам, какой он плохой и какое общество плохое. И толпа, преследующая героя, должно быть, думает так: "Нет, мы не можем просто взять и открыть окно. Мы же должны выглядеть как стадо тупых зомби!". Опять главный герой, который, конечно же, не такой, как все. Он особенный, он прозрел, он не скрывает лицо за маской. Такое ощущение, что в последние годы жанр антиутопии попал во временную петлю и теперь крутит одну и ту же пластинку снова и снова.

И конечно же, действие опять происходит в постапокалиптическом послевоенном мире альтернативных 60-х. Ведь только апокалипсисом в современной антиутопии можно объяснить устоявшуюся диктатуру. Как, оказывается, просто провести черту: это всё другой мир, переживший катаклизм, а с нами этого, конечно же, не случится, мы слишком цивилизованы и высокоморальны для этого, и никогда не слышали ни о культе личности, ни о сегрегации, ни о полицейском государстве. А в мире антиутопии адекватных, мыслящих людей, сделавших сознательный выбор, конечно, нет. Это всё так далеко от нас.

Голодные дивергенты в лабиринте. - Изображение 1

Можно показать накачанных веществами людей в форме с дубинками на грязных (или, наоборот, через чур стерильных) улицах под присмотром камер и назвать это "антиутопией", но это будет лишь форма, внешняя атрибутика, а не содержание. Так же как в истории ужасов можно прилепить монстру сколько угодно рядов острых зубов и сколь угодно длинные когти, но если не создать по-настоящему идейный образ, не дать аудитории причины бояться монстра, история не заработает.

Классическая антиутопия всегда начинается с высокой идеи, некого идеалистического устремления, которое понятно и близко каждому. Например, общество Сити-17 пугает и заставляет задуматься, не столько тем, что там повсюду страйдеры, камеры и комбайны, сколько то, что это общество, выбравшее капитуляцию ради сохранения человечества, как вида, чтобы не быть стёртыми с лица земли, вместе со всей культурой и достижениями и, в потенциале, объединить их с достижениями внеземной цивилизации.

Голодные дивергенты в лабиринте. - Изображение 2

За большинством современных антиутопий же нет никакой моральной дилеммы, проблемы выбора стороны. Всё, что нам теперь обычно требуется знать, при просмотре очередной ленты или прохождении игры - это то, что герой особенный, а общество его, видите ли, подавляет. А ещё есть катаклизм, который подчёркивает особость героя и его ведущею роль в новом постапокалиптическом мире. Благими намерениями выложена дорога к китчу и внешней атрибутике.

24 комментария

«Battle Royale»: бесконечная битва 42 цивилизаций в Civilization V