Как на тачке вкатиться в гейминг на скорости света
101 222 9033
7 мин.

Как часто мы задаем себе вопрос: «Почему я предпочитаю именно этот жанр/сюжет игр/кино/книг?». Корни моего пристраст ...

Как часто мы задаем себе вопрос: «Почему я предпочитаю именно этот жанр/сюжет игр/кино/книг?».
Корни моего пристрастия к постапокалипсису и сюжетам, посвященным борьбе за выживание выходят из моего далекого детства. Первым звоночком, пожалуй, послужил рассказ в стихах «Сказка о Пете, толстом ребенке и Симе, который тонкий» В.Маяковского. Я, конечно, понимаю, что в этом произведении маленький и порочный бужруин Петя – сугубо отрицательный персонаж, но в ходе сюжетных перипетий он оказывается в ситуации, которая множеству крошек-пролетариев казалась верхом удачи – в его распоряжении оказывается закрытый на выходной гастроном,
Так наелся,
что не мог
устоять на паре ног.
Петя думает:
"Ну, что же!
Дальше
буду
кушать лежа".
Этот рассказ заставил меня первый раз смоделировать в голове «исчезновение людей». Так сложилось, что в начале девяностых, как раз в то время, когда маленькая Молли пошла в школу, бабушка моя подрабатывала там сторожем. Четырехэтажное пустое и тёмное здание школы для меня стало первым полигоном моих пост-апокалиптических фантазий. То, что дети называют «что, если бы исчезли все люди», а взрослые «ситуацией, при которой популяция человека сократилась бы до минимума, а оставшиеся особи боролись за выживание» завораживало меня лет с семи. Я ходила по улицам, представляя, что вокруг меня ни души, брошенные машины ржавеют на обочинах, а побитые стекла магазинных витрин покрыты слоем степной пыли. Но даже тогда я осознавала, что в одиночку человек в огромном и враждебном мире не выживет, и мысленно отбирала список друзей, которые составили бы мне компанию. Постепенно мирное растительное существование на обломках цивилизации перестало удовлетворять меня и в мир моих фантазий проникли абстрактные «враги». Помнится, это были вампиры, интерес к которым переживает, наверное каждый ребенок, увлекающийся фантастикой и мистикой. Я безумно радовалась, когда оказалось, что очередная притащенная из библиотеки книга сочетала в себе мои любимые сюжеты: обустройство жилища в условиях пост-апокалипсиса в сочетании с защитой от вампиров. Но книга эта по иронии судьбы заставила меня посмотреть на мои традиционные фантазии под другим углом.
Ричард Мэтисон /Richard Burton Matheson/ написал свою «Легенду» /она же The Omega Man/ в 1954 году. В 2007 Френсис Лоуренс снял по мотивам этого романа одноименный фильм с Уилл Смит`ом в главной роли.

Фильм, конечно, порадовал меня видами разрушенного Нью-Йорка, однако я с прискорбием констатировала, что главную идею книги фильм не донес, верней трансформировал её в модную, популистскую и ура-патриотическую: Нэвилль - легенда, потому что открыл вакцину и дал шанс горстке выживших людей, укрывшихся на какой-то базе в местном Мухосранске. Даже альтернативная концовка фильма и то цепляет больше, чем это.

Книга же ставит нас перед жестким фактом:
есть популяция,
есть одна особь другого вида, которая занимается методичным истреблением популяции,
появляется тогда, когда все спят,
убивает жестоко и кроваво,
этой особи не свойственны жалость и сострадание,
её выживание и выживание данной популяции вещи взаимоисключающие.
Сюжет достойный Брема Стокера. С точностью до наоборот. Так же как Дракула был страшной легендой для людей, так и Роберт Нэвилль стал страшной легендой для живых вампиров. Легендой, которой не место в новом мире.

Более того, само название романа является отсылкой к Евангелию от Марка, а именно эпизоду с изгнанием бесов. Иисус спросил беса, сидящего в человеке: «Как тебе имя? И он сказал в ответ: имя мне легион». В английском варианте это звучит как «Я - легион». Вот вам и герой, спаситель мира.
В общем, книга эта жестоко меня обломала, верней оборвала моим фантазиям розовые в стразиках крылышки. По-прежнему мечтая увидеть разрушающийся мир с минимальным присутствием человека, я уже начинала задумываться об истинных причинах подобных желаний.

Интересно то, что лучшие, /на мой взгляд,/ книги по данной тематике были написаны в середине прошлого века. Мэтисон, Уиндем и Брэдбери – вот для меня святая троица одиночества на обломках мира.

Второй после «Я - легенда» в моём топе идет книга Джона Уиндема «День триффидов» так же неоднократно экранизированная.
В своем роде «День триффидов» уникальная книга: зомби, вампиры и иже с ними собираются в две шеренги и идут лесом, потому что в данном романе людей кушают ходячие растения(!) – триффиды, которых разводили для производства масла.

Благодаря странному атмосферному явлению, напоминающему метеоритный дождь и прозванному в народе «Пришествием Кометы» все люди, наблюдавшие эту феерию, ослепли и тем самым потеряли преимущество перед триффидами. А прожорливые растения, которые оказывается, даже ходить умеют, начали человеками активно питаться.
Разнообразные общины, сочетающие слепых и зрячих людей, пытаются отвоевать у хищных растений место под солнцем.
Трижды роман экранизировали. Последняя постановка вышла совсем недавно, в 2009 году.

Однако фильмы по этому роману такой популярности как «I Am Legend» не снискали. Молли думает, что виной тут недальновидная политНЕкорректность режиссеров: наивно полагая, что европейца Била Мэйсона может играть только белый актер, они не стали приглашать на эту роль Уила Смита, Френсис Лоуренс же не обломался, пригласил и не прогадал.

Кстати одним из аргументов в пользу того, чтобы «День триффидов» читать является то, что на русский язык этот роман переводили братья Стругацкие.

Завершает мой топ-3 книга не самого моего любимого писателя Стивен Кинг`а «Туман», она же «Мгла», она же «Твари». У меня с Кингом противоречивые отношения, однако, книга мне понравилась своим чуть ли не Лавкрафтовским настроением. По сути, все подобные книги развиваются по одному шаблону: в мегаполис/город/городок приходит туман/вампиры/зомби и герои романа скрываются в особняке/школе/супермаркете. Говоря о Кинговской Мгле, подчеркиваем «городок», «туман» и «супермаркет».

В принципе, сюжет банален: те же глобальные и чисто утилитарные цели, что и в других книгах встают перед протагонистами, те же социальные проблемы обостряются, ставя героя перед всевозможными кризисами. Но мне ужасно понравилось, что мириады чудовищ, скрывающихся в тумане, так и остаются для нас скрытыми. Не то, чтобы монстров совсем не показали, но затянутые туманом, они смотрятся куда более таинственными. «Страх из-за угла» не дает расслабиться, потому что наше воображение дорисовывает порой более жуткие образы, чем есть на деле. Поэтому Мгла пугает больше, чем всевозможные зомби и вампиры. Почти невозможно заставить себя войти в туман, потому что оттуда приходит смерть.
Идеи Стивена Кинга во многом определили атмосферу Half-Life. Именно «Туманом» вдохновлялся Гейб Ньюэл в период мозгового штурма.

В 2007 году вышла удачная, судя по отзывам критиков, экранизация «The Mist» режиссера Фрэнк Дарабонт, которую я, к сожалению, не видела, поэтому врать не буду.

Есть множество фильмов и игр, которые можно так или иначе отнести к постапокалипсису, но по некоторым формальным признаком они не входят в нашу выборку. Например, практически во всех подобных работах стоит проблема выживания некой общности людей: просто сам собой в голове всплывает Fallout, частично Sillent Hill, The Road Джона Хиллкоута, и жутко вторичный, но невероятно атмосферный Children of Men.
В качестве промежуточного бонуса хочу поделиться с вами моей любимой композицией из этого фильма. Чудесный вокал Франко Баттиато с трогательным итальянским акцентом.

Так вот возвращаясь к проблеме выживания. Нас интересуют произведения, где эта проблема стоит наиболее остро: этакий Один Дома в режиме нашествия монстров.
Скорей в эту категорию попадают игры типа Left 4 Dead. А просто идеально подходят Метро 2033 /и книга и игра/ и Hellgate: London, где популяция выживших локализована на небольшой ограниченной территории. Правда, как и книги данной тематики, игры несколько хромают во многих аспектах, кроме атмосферности. С прискорбием замечаю, что вся эта тематика насквозь клиширована.
За последнее время меня порадовала только одна работа – Zegapain от Sunrise. Тем, кого от аниме не тошнит, очень советую. Начинается все как стандартная меха, однако каждая серия преподносит множество деталей, которые превращают скучноватую меху в настоящую драму человечества на краю гибели. Рассказывать сюжет я вам не буду – это будет практически нереально сделать без богомерзких спойлеров. Эпиграфом для Zegapain может служить цитата из The Matrix
«there is no spoon».

Если мое мнение для кого-нибудь может служить советом – смотреть и ещё раз смотреть.

Я бы писалась кипятком, если бы тогда в далеких девяностых мне дали поиграть в цифровое воплощение моих фантазий. Но вот парадокс, я шла от грёз к подобным играм последовательно через книги и фильмы, постепенно обретая заманчивую интерактивность, но теряя свободу действий. В своих мечтах я могла обставить штаб в школе как хотела, а в следующую минуту все переделать; читая книгу, я была несколько ограничена сюжетом, но в целом мне оставляли свободу действий в интерпретациях и проработке интерфейса, кинематограф лишил меня возможности мысленно рисовать, но оставил возможность додумывать альтернативные финалы. Игры пошли дальше всех, продумав за меня возможные концовки.
По сути, все эти фильмы, книги и игры – отголоски чьих-то фантазий, детские мечты «чтобы все люди вдруг исчезли». Почему нам так хочется этого?
Старый японский актер Чишу Рюи сказал в одном из интервью «прогресс сделал нас одинокими». Даже в толпе мы остаемся одни, никто, никогда нас не поймет. Быть может, наши мечты – лишь желание довести наше одиночество до логического конца? Наше бессознательное рвется из оков разумного, нежелание ходить по черно-белым клеткам превращается в протест. Хочется крушить и разрушать. Но наше сознание крепко держит поводья, и потому мы проектируем мир, где размозжить голову зомби/демону – это не зло, а даже не вопрос выживания, а благо.
Но вот только эти мечты нежизнеспособны и насквозь больны. Пусть все люди исчезнут, и весь мир достанется в наследство тебе одному. Но не слишком ли тяжела будет корона властелина мира? Всем, кого, как и меня посещают подобные фантазии, советую в момент приступа читать The Vacation Рэй Брэдбери. Это небольшой рассказ о том, как мечты ребенка сбылись и во всем мире остались только он да его родители. Отличный рассказ без зомби, погонь и укрытий. Человечество действительно сократилось до минимума, да вот только ли нужно в этом случае бороться за выживание? Говорят, что одиночество хорошо лишь до тех пор, пока есть кто-то, кому ты можешь рассказать, как хорошо быть одному.
Для создания необходимой атмосферы Amatsu составил для вас плейлист, за что ему огромное спасибо. Наслаждайтесь.

Но,чтобы не расставаться на столь депрессивной ноте, немного искусства. Арт в стиле пост-апокалипсис уже прочно вошел в нашу жизнь, однако три представленные тут работы Лори Никс из серии «Город» - это не фотошоп, а невероятно подробные миниатюры.


Игры в посте