3 1 2830
3 мин.

Надо с чего-то начинать. Путь в десять тысяч ли начинается с первого шага и поэтому начну с маленького предисловия. ...

Надо с чего-то начинать. Путь в десять тысяч ли начинается с первого шага и поэтому начну с маленького предисловия. Два с лишним года назад я исполнил мечту и стал изучать китайский язык и немного китайскую культуру. Древность Поднебесной - вещь, безусловно, интересная, но муторная. Меня же больше интересует современность, и вот в итоге я попал в КНР (не путать с НКР, где тоже полно китайцев) образца 2010 года.
От предисловия к делу, поговорим о том, каким нам предстает Китай в компьютерных и видеоиграх (речь пойдет о проектах западных разработчиков, есть на то свои причины).

А предстает он нам в нескольких ипостасях и начну я, пожалуй, с самой красочной.

Ипостась первая, сказочно-легендарная

Мотивы азиатских, а среди них и китайских, сказок и легенд время от времени добавляются разработчиками в сеттинг игры (помните Vampire: The Masquerade - Bloodlines? Там в китайском квартале жила вампирша, которая превращалась в гигантского слизня), но есть один проект, который из таких сказок состоит целиком. Как вы уже поняли, это биоваровская Jade Empire: Special Edition.
Биовар славен тем, что в их играх деталей - как на картинах Сальвадора Дали. И этот проект - далеко не исключение. В лубочный, с иронией показанный мир игры понапихано столько всего, что можно делать отдельный пост. Тут и ушуистские байки, и легенды даосских заклинателей, и китайские классические романы (навроде "Троецарствия" и "Сна в красном тереме"), и конфуцианские занудные поучения, и буддизм-даосизм всякий. А о местной демонологии вообще говорить не приходится, так все тут непросто (если интересно, то существует такая книжка - Я. Я. М. де Гроот "Война с демонами и обряды экзорцизма в древнем Китае", там все есть).
Лично мой самый любимый момент, это когда вы с командой устраиваете переполох в небесном дворце и к вам в итоге является чиновник местной (небесной, то бишь) канцелярии и начинает отчитывать, особенно прессуя одного из ваших компаньонов (тот здоровенный мужик с двумя топорами). Это настолько канонично и по-китайски, что я даже прослезился.

Я бы еще поговорил о BioWare, перед которым не перестаю снимать шляпу и о Jade Empire, но боюсь увлечься. Хотя нет, есть еще один интересный момент - название игры. Китайский иероглиф "страна, государство" (国 guó) состоит из ключей "забор" и "яшма/нефрит". В вольной интерпретации, страна, стало быть, это когда за забором много яшмы (казна, значит). Все-все, закругляюсь и перехожу ко второй ипостаси.

Ипостась вторая, клюквенно-балалаечная, или "снова красная угроза"

Китай растет и развивается настолько быстро и мощно, что параноидальные идеи о новой красной угрозе просто не могли не возникнуть в неспокойных западных умах, еще не отошедших от нервотрепки холодной войны.
Здесь я бы хотел обратить взгляд на проект Command & Conquer: Generals, где Китай является одной из сторон конфликта.

Примечательны тут, конечно, юниты. Фирменный C&Cшный гротеск и сатира выразились в них особенно удачно.

Как же по-родному смотрятся все эти машинки! Тут и САУ, и БТР, и танки серии Т, и МиГ (на картинке отсутствует), и даже КАМАЗ с трактором "Беларусь" (или CAT, черт его знает).
Воровство технологий для китайского ВПК уже давно стало притчей во языцех. И больше всего, конечно, наворовано у нас, это заметили даже западные не то что военные, а разработчики игр. Обычно C&C высмеивает западные (американские) стереотипы о других странах, но тут досталось и самому Китаю. Ну а что, воровать-то нехорошо.
Думаете, я забыл про Fallout 1-2-3? Нет, не забыл.

Ипостась третья, Китай современный, обреалистиченный
Тут, естественно, пойдет речь о Kane and Lynch 2: Dog Days. Игру ругают за топорный геймплей, слабую графику и скучный сюжет. По этому поводу ничего не скажу, а скажу то, что в игре широко, хоть и своеобразно, раскрыта очень важная и интересная тема лаоваев в современном Китае. Лаоваями (老外 - lǎowài) называют нас, иностранцев. Раньше это слово имело иронично-снисходительный оттенок, сейчас стало нейтральным.
Китай нынче в моде, особенно на Западе. Этому в немалой степени способствует политика КПК (компартия Китая, если что), которая предоставила широчайшие возможности посетить страну не только в целях туризма. Десятки учебных программ, стипендии, гранты - все, что душа пожелает.

В Китай едут многие и, как в случае с Кейном и Линчем, представители преступного мира - не исключение. Китай тих и гостеприимен, лаоваям многое прощается... До поры до времени. Не смотря ни на что, Китай - жесткая и закрытая страна. Белый может прожить тут хоть двадцать лет, хоть тридцать, может завести китайскую жену, родить одного ребенка и дождаться одного внука, но все равно будет лишь гостем. Китайский язык кажется простым, но выучить его до уровня носителя языка невозможно, редко кто поднимается выше ученика начальных классов китайской школы. Получить вид на жительство тут очень просто, гражданство КНР получить невозможно.
Так и Линч враз стал персоной нон-грата, как будто и не было ничего - ни жизни в Шанхае, ни Сю.

Продолжение этого небольшого культурологического наблюдения следует.


Игры в посте

1 комментарий