9 17 1430
6 мин.

Современные бумажные издания все чаще прогибаются под давлением сети Интернет, что в последствии заставит их, конечн ...

Современные бумажные издания все чаще прогибаются под давлением сети Интернет, что в последствии заставит их, конечн .... - Изображение 1
Современные бумажные издания все чаще прогибаются под давлением сети Интернет, что в последствии заставит их, конечн .... - Изображение 2
Современные бумажные издания все чаще прогибаются под давлением сети Интернет, что в последствии заставит их, конечн .... - Изображение 3

Современные бумажные издания все чаще прогибаются под давлением сети Интернет, что в последствии заставит их, конечно же, с хрустом потонуть. В России такое положение еще не так заметно из-за запоздалого западноориентированного развития. Однако, тенденция, что называется, налицо. На плаву остались только самые популярные и, само собой, прибыльные. Закрылись для кого-то ставшие легендарными Game.EXE, MegaGame или скромные вроде «Игромания Лайт», и многие другие также канули в Лету. Но долго ли протянут остальные? Те, что хромают от низких тиражей? Главные редакторы которых жалуются на то, что проценты от банковских годовых вкладов выгоднее, чем отдача от собственного издания.

Вместе с улучшением широкополосного доступа в интернет печатная продукция начала медленно увядать. Конечно, причина кроется, прежде всего, в доступности сетевой информации. Жаждущему знаний индивиду больше не нужно вылазить из теплой постели, одеваться в дождливый день и заходить в киоск с неприятной продавщицей, чтобы купить ежемесячный журнал. Вовсе нет. Теперь он возьмет iPad, который, как нельзя кстати, валяется возле остывающего чая, подключится по Wi-Fi и начнет поглощать web-информацию, не вставая с кровати.

Просыпаясь утром, большинство пользователей теперь включают компьютер раньше, чем идут чистить зубы. Для того, чтобы узнать свежие новости, открывать журнал вовсе не обязательно — там находится одно старье месячной давности. Коллекционеры с жиру бесятся, слушая о серых и бездушных устройствах, память которых способна выдержать объем всей их библиотеки и даже чуточку больше благодаря flash-накопителям. Оставшиеся на прилавках издания держатся в состоянии «не тону, не плыву» благодаря двум вещам: мобильности журнала и качеству материалов.

Качественная мобильность

Одно время интернет-сайты, которые располагались на дешевых или вообще бесплатных хостингах с доменом третьего уровня, обладали весьма сомнительным качеством текста. Весь этот балаган зачастую представлял собой мусоросборники статей, обзоров и малопонятных мнений спрятавшихся за собственными никами трусов. В общем, дети всеми силами старались играть во взрослых.

Любой текстовый материал, предназначенный для публичного прочтения, стягивается определенными рамками и критериями. Ведь он должен не просто понравиться читателю, но и нести в себе полезную информацию. Информативное сочинение, если хотите. Статья такого рода завернута в упаковку стилистики, метафор и красивых высказываний. Иначе занесенный попутным ветром пользователь просто не станет читать скучное и разрозненных друг от друга нагромождение мыслей по каждому кусочку игры.

В этом одно время выигрывали журналы. Интернет-сайты, не являясь в своей основе коммерческими, не могли предоставить материалы, кроме перепечатки новостей с западных порталов. Не могли они предоставить и качественные рецензии. Все дело в молодых, пусть и амбициозных, не набивших руку авторах, которым так не хватало знания темы, культурного багажа, достаточного для сравнения и знания предмета в целом. А прямое копирование информации с журналов и вовсе не было удивительным делом.

Мобильность журнала — это туз удачи в игре с интернет-порталами. Конечно, интернетчик может запросто зайти на любимый сайт и прочитать новость там, но что делать, если ты вне своей квартиры? Безусловно, прилавки магазинов уже давно заполнены ноутбуками, нетбуками, интернет-планшетами, а в интернет самостоятельно не выходит разве что будильник. Но только недавно такая роскошь стала по карману даже дворнику. Ровно как и стабильный, качественный и, главное, доступный беспроводной интернет начинает только сейчас вылезать из своего подгузника добравшись даже до Эвереста.

Многие «домашние игровые странички», словно по-Дарвину, переросли в полноценные сайты. Часть из них перешли на более качественную площадку, лишаясь атавизма третьего уровня, некоторые пооткрывали свои юридические представительства и стали даже зарабатывать на этом неплохие деньги. Набитые карманы руководителей интернет-порталов заработали как двигатели, а предприимчивые умы начали соображать - журналистская игровая деятельность возможна и в интернете.

Двоичная война

Постепенно все это переросло в прямую войну между издателями физических журналов и редакторами интернет-порталов за конечного пользователя. Гонка, прежде всего, за качество материала. Читатель может запросто проверить этот тезис. Возьмите, к примеру, любой игровой журнал за 2002-2003 год и прочтите первый попавшийся обзор игры.

«Журналистскую деятельность» тогда заслужили те, кто успел. Это были выпускники или еще учащиеся юридических, строительных, математических, но никак не журналистских профессий. Были, конечно, и исключения, но факт в другом — рецензии тогда мог писать даже школьник, по принципу «лишь бы было грамотно». А обзоры имели рекомендательную функцию в виде структуры «сюжет-графика-звук-итог».

Наверняка, каждый знает, что раньше особым успехом пользовались каталоги «лучшее кино за неделю» или что-то в этом роде. Читателю было важно мнение со стороны: «хороший, но безыдейный боевичок. 6/10» - этого зачастую было достаточно. Примерно такую же роль играл журнал. Тогда было важно узнать «сколько полигонов в кадре», «есть ли шейдеры» и «как там с геймлеем» - ведомый журналом хотел понять, стоит ли ему покупать эту игру или нет.

Именно поэтому на красивый слог и удачные метафоры обращали внимание в последнюю очередь. Никто и не говорил, что в России есть игровая журналистика. «Журнал с обзорами компьютерных игр и кодами» - так это называлось. Интервью с русскими разработчиками (почти одинаковые в каждом журнале), модостроительство, натянутые анекдоты про задротов-компьютерщиков да пара обзоров вида «стоит покупать или нет».

Однако, в определенный момент развития скоростного доступа в сеть недобросовестные пользователи (читай: злостные уголовники) поняли, что игру гораздо проще скачать с торрента или с Emule (который на тот момент был гораздо популярнее). Пиратскую продукцию начали сносить с прилавков МВД-шники на бульдозерах, а пользователи свободно сидели, развалившись в креслах, и, жуя бутерброды, скачивали новые игры, не выходя из дома.

Чтение-развлечение

Тучи над обычными журналами уже начали сгущаться: на левую пятку наступают интернет-порталы, на правую - пиратство. Ситуация, когда человеку гораздо проще скачать все игры и самому посмотреть, чем читать рецензию, стала учащаться. Васе из поселка Новосинеглазово уже не хочется смотреть на мнение какого-то писаки, когда он самостоятельно смог «отрецензировать» конечный продукт. Тем более, что блоггерские сайты, «геймерские сообщества», где мёдом намазано, с их web 2.0 политикой (зарабатываем на пользовательском контенте и никому за это не платим) позволяют любому стать почетным рецензентом с авторитетным (пусть и временно) мнением.

В то время журналы начали закрываться один за другим, многие выходцы пошли пытать счастье на интернет-порталах, а журналисты посильнее стали клепать свои тексты лучше, информативнее, красивее... Сейчас и вовсе шепотом поговаривают: «Российская игровая журналистика существует». С горем пополам, авторы журналов начали писать красиво, составлять интересные конструктивные статьи и вообще вести себя как настоящие журналисты. Но зачем?

С появлением iPad и других планшетов, с приходом дешевых нетбуков, неттопов, электронных читалок и прочей портативной техники. С прибытием дешевого, быстрого, а главное, мобильного интернета потолстевшие интернет-порталы могут состязаться со столпами бумажной прессы практически наравне. Журналистика превратилась из рекомендательного в развлекательный продукт.

Глянцевые издания перестали быть сборником чужих советов «какое кино посмотреть вечером» и «какую игру купить». Такими перестали быть и интернет-порталы. Все это давно потерялось с приходом торрентов (где порой игры выкладываются за неделю до релиза). Пользователь приходит на сайт, когда у него на момент прочтения статьи уже сложилось свое мнение. Читателю интересно: как отнесся к игре конкретный журналист, понравилась ли ему игра или нет. Насколько сексуально он ее облюбил или полил смердящей грязью? По сравнению с Васей, который уже составил свое мнение где-нибудь на форуме или у себя в блоге, конечно.

Все чаще на форумах или в новомодных формах ответа ВКонтакте или Facebook можно встретить высказывания самозваных «критиков» вроде: «полностью согласен с автором», «у меня такое же мнение, как у автора», или «автор — мудак, я не согласен». Таким образом, получается, что игровая журналистика, которая только недавно сформировалась в России, не является ничем иным, как развлекательным продуктом. Красивая статья, интересное мнение служит для того, чтобы развлечь, занять пользователя, не более того. Именно отсюда намечается тенденция отказа многих журналов и сайтов от итоговой оценки, ведь мнение можно прочитать в статье («ведь вы за этим сюда пришли?»), а на баллы уже почти никто и не смотрит.

Конечно, любой физический журнал будет точно жить до тех пор, пока сайты не смогут подкупить своей эксклюзивностью. На данный момент интернет-порталы с успехом ездят на всевозможные выставки и показы, но, по сравнению со своими старшими братьями, они пока проигрывают. Когда качество информации будет наравне с высокой оперативностью и ее количеством, физические журналы можно смело хоронить. А пока - роем братские могилы.

Одни сайты привлекут скотскими матами в статьях, другие — возможностью пользовательской публикации, третьи — особым слогом. Каждая аудитория найдет свою лодку. Но реальная необходимость в таких материалах придет лишь с минимизацией пиратства. Тогда статьи вновь перейдут из категории «развлекательных» в категорию «рекомендательных», но уже с хорошо поставленным слогом и зарекомендовавшими себя авторами.

17 комментариев