31 58 9330
12 мин.

Знаменитая серия игр покорила сердца тысяч игроков и завоевала себе титул одной из лучших RPG в мире. Всего три студ ...

Знаменитая серия игр покорила сердца тысяч игроков и завоевала себе титул одной из лучших RPG в мире. Всего три студии трудилось над играми, которыми теперь восхищаются целые легионы фанатов. История «Готики» была поистине непростой, и я постараюсь описать ее как можно правдивее и подробнее.

В далеком марте 2001 года вышла первая часть серии, творение мастеров из Pirahna Bytes, снискавшая огромный успех. Немцы не остановились на достигнутом, и уже в ноябре 2002-ого вышла Gothic 2. Вторая часть также пользовалась большим успехом, казалось бы, секрет к успеху найден. Но тут немцы неожиданно подводят фанатов - третья часть серии была холодно принята геймерами – баги (знаменитый кабан-убийца как раз отсюда), вылеты и многое другое привело к негативным отзывам, а затем и к разрыву в отношениях между Pirahna Bytes и издателем JoWooD Productions. Недовольный издатель поручил разработку четвертой части студии Spellbound Entertainment. Пока разработчики ваяли Arcania: Gothic 4, оставшиеся не при делах скульпторы из Pirahna Bytes создали отличную ролевую игру Risen, которая бы очень хорошо смотрелась на месте четвертой части игры, но, увы – не сложилось. Ирония судьбы.

Gothic

Чаще всего первая часть серии является самой лучшей. Возможно, это особенность человеческой памяти, которая склонна оставлять лишь хорошее по прошествии многих лет. Тем не менее, в сердцах геймеров всего мира навсегда останется Gothic, заложившая фундамент целого поколения игр, которые не перестают радовать нас и сейчас. Начнем, пожалуй.

Сюжет банален – война с орками, человечество в беде и только волшебная руда может спасти расу, которая еле держится на ногах (речь, разумеется, идет о людях). Некрасивая обертка, как оказывается, скрывает вкусную конфету – сюжет становится намного интереснее, когда мы попадаем за Барьер, вокруг которого все и закручено. Калейдоскоп событий крутится быстро - вчера мы помогали магам Огня, сегодня выполняем задания для магов Воды, а завтра и вовсе пойдем сражаться бок обок с некромантом. Миссии можно выполнять по-разному, герой проявляет смекалку и порой даже получает выгоду от задания, помимо обещанного вознаграждения.

Несмотря на возможность делать небольшие выборы, игра линейна, как луч лазерного прицела, соединяющий винтовку со лбом человека, посмевшим поставить линейность «Готике» в минус. Создавая историю, разработчики сконцентрировали свои силы на ее качестве, а не количестве. Лично мне очень нравятся игры, в которые хочется играть по вечерам, сидя с котом на коленях, и погружаться в историю, в чувства главного героя. Кстати, как раз в «Готике» вы чувств героя и не увидите, у него даже имени нет. Но это лишь подчеркивает характеры других персонажей, которые в «Готике» и играют основную роль. Именно через других героев мы и узнаем мир. Мы пытаемся понять их мотивы, получить ключ к разгадке очередного квеста, который еще на шаг приблизит нас к первому месту в марафоне. Хочется пройти абсолютно все миссии, каждая из которых является миниатюрной пьесой, зачастую более затягивающей и интересной, чем основной сюжет. Всю игру мы движемся от одного представления к другому, которые вспыхивают ярко, словно спичка, и столь же быстро угасают. Путешествуя по этому театру, мы заводим друзей среди актеров, которые отыграют свою роль, когда придет время. Отлично охарактеризовал эту особенность мой друг и, по совместительству, фанат «Готики»: «Ты крутишься вокруг мира, а не мир вокруг тебя».

Ролевая система проста и доступна, вместе с тем она включает достаточно навыков и веток прокачки, чтобы не обнаружить к концу игры всемогущественного главного героя, обладающего в равной степени всеми возможными способностями. Основных путей прохождения, как по сюжету, так и по прокачке героя три – воин, идущий на прямой контакт, ловкий и быстрый лучник, и маг, мановением руки выжигающий небольшие микрорайоны.

Игра впечатляет своей историей, душевным миром персонажей и готичной, угнетающей атмосферой. За все прохождение ни разу не возникает тоскливого ощущения пустоты на душе, ибо рассказ, который нам поведали разработчики, прекрасен. Буквально ударом кулака нам преподносят первый урок: здесь нужно не в игрушки играться, а выживать. Каждый сам за себя – граница с реальным миром размывается еще больше. В этом мире каждое достижение воспринимается как свое, будто бы не герой получил повышение, а ты сам добился всего своим потом и кровью.

Gothic 2

Порой, разработчики не оправдывают ожиданий и, в погоне за наживой, выпускают сиквелы, качеством не превосходящие оригинальной игры. К счастью, ребята из Pirahna Bytes не зря получали зарплату – вторая часть «Готики» оказалась неожиданно хорошей, причем настолько, что фанаты до сих пор не могут решить, какая же из двух частей лучше. Я не буду пытаться ответить на этот неразрешимый вопрос, вместо этого расскажу о тех моментах, которые мне запомнились больше всего.

Перед написанием статьи я специально не стал запускать игру снова ради одной простой вещи – воспоминаний. Они сотрутся, когда я увижу графику 2002 года, когда мои пальцы лягут на клавиатуру и ощутят несовершенное, по современным меркам, управление. Поэтому вы сейчас читаете воспоминания о тех ощущениях, которые я испытывал в 2005 году – именно тогда я в первый раз запустил «Готику 2».

Прежде всего, стоит отметить несостыковку между концовкой первой игры и началом второй. Как вы, несомненно, помните, оригинальная «Готика» завершилась тем, что герой выходил из храма Спящего и наблюдал за исчезновением Барьера. Вторая же часть начинается совсем иначе – герой оказался завален обломками разрушенного храма и пролежал в руинах древнего строения целых три недели и лишь зачарованные доспехи из магической руды спасли его от неминуемой гибели. Благодаря магическим способностям некроманта Ксардаса мы переносимся в другую часть острова Хоринис, где нас и ждут недобрые вести. Множество творений бога тьмы пробудились после смерти Спящего, и теперь наша задача заключается в том, чтобы предотвратить катастрофу.

Вся прелесть «Готики» заключается в том, что никто нам сразу и не даст выполнять основную цель. Поначалу вас даже в город не пустят. Есть несколько путей – пойти в городскую милицию, а затем и в паладины, вступить в ряды магов Огня, или же присоединиться к ватаге наемников. Трудно сказать, какой из вариантов сложнее, а какой проще. Все зависит от ваших предпочтений. Мне, к примеру, очень понравилось обучение в монастыре Огня. Чтобы стать полноправным членом гильдии, вам понадобится выполнить те или иные условия. Многие задания предоставляют возможность выбора варианта прохождения, часто вы можете схитрить, если не обладаете нужными сведениями или навыками. Немало времени вы проведете, продвигаясь по карьерной лестнице. Если учесть, что таких лестниц три, становится понятной вся глубина мира игры, а ведь вас еще ждет основной сюжет, который еще даже не начал развиваться!

Стоит упомянуть адд-он Gothic 2: Night of the Raven, добавивший огромную локацию в северной части острова. Место проживания пиратов добавило много новых квестов, новые возможности в круге Воды и органично вписалось в сеттинг «Готики». Пустыня встретит нас с открытыми объятиями, заготовив нож за поясом. Всплакну о том, что сейчас таких дополнений не делают, и продолжу свой рассказ.

Ролевая система и геймплей практически не изменились с первой части, поэтому каких-то особых изворотов нет. Вместо этого разработчики значительно углубили историю мира и проработали некие детали. Выход в открытый мир обрушивает на нас поток новых знаний, открываются новые горизонты, которые постепенно наполняются деталями. Игра словно вышла на новый уровень. Поначалу мы будто попадаем в тихий омут (со своими чертями) после бурлящей горной реки первой части. В городе можно понаблюдать за жизнью простых людей, посочувствовать беднякам из портового района, нарваться на вымогателя (гопника, ага), ограбить дом напыщенного богача, и так далее. Тем не менее, став ярче и насыщеннее, мир сохранил ту самую «готичность», которая давит со всех сторон и от которой никуда не деться.

Все же, атмосфера игры разительно отличается от первой части – если там вы выживали в дикой местности Миненталь, то здесь вам предложат обманчивую полу-свободу. На каждом шагу вы столкнетесь с запретами и ограничениями социума, и уже через пару часов игры вас будут одолевать сомнения насчет того, где герой был по-настоящему свободен – за Барьером или в клетке социальных правил. Бюрократия и коррупция превратили власть в городе в труху, и вы будете лезть из кожи вон лишь для того, чтобы получить сомнительный билет в другую клетку, чуть более богато украшенную. Посетите портовый район Хориниса, там вы не найдете улыбок, одни лишь печальные глаза смотрят на вас, ожидая очередного грабительства. Игра поражает своей пессимистичностью, никто не надеется на выход и лишь некоторые от отчаяния пытаются спастись - один из персонажей собственноручно строит корабль, зная, что его неуклюжая попытка обречена на провал. Некоторые живут прошлым, проводя дни на набережной, погружаясь в воспоминания. Вероятно, персонажем с самой сильной волей к победе является некромант Ксардас, единственный, кто не сложил руки. Ну а главный герой всегда выступал инструментом в чьих-то руках…

Gothic III

Ничто хорошее не вечно – таков закон, и случай с Pirahna Bytes лишь подтверждает печальную истину. Разработчики не смогли удержать дух каноничных первой и второй частей. Чтобы не говорили, третья часть интересна по своему, но от «Готики» в ней остались лишь лица. Четыре года ожидания привнесли большие перемены. Новый движок, новое место действия, новая пьеса. Столь резкие изменения были раскритикованы в пух и прах, ну а страшная забагованность игры лишь усугубила ситуацию.

Мне повезло. В 2006 году я не смог запустить третью часть на своем древнем железе и к моменту, когда я обзавелся новой видеокартой, разработчики успели выпустить кучу патчей, убравших различные баги и ошибки. Поэтому мои ощущения от игры были все-таки позитивными. Похорошевшая графика, наконец-то полнейшая свобода и огромный мир, который можно исследовать неделями – все это казалось мне венцом игровой индустрии.

К сожалению, многие плюсы обернулись минусами при более детальном рассмотрении. Привыкнув к строгой линейности предыдущих частей, я просто растерялся, попав из птичьей клетки в настоящий вольер, полный всяких вкусностей. Как бы там ни было, игра встретила меня более чем дружелюбно, постоянно осыпая подсказками и советами. Этого нельзя сказать об игровом мире. Куда подевались мои любимые маги Огня со своим монастырем, где пропадают сверкающие доспехами паладины? Все эти и многие другие вопросы роились в моей голове, пока я не разобрался с многочисленными гильдиями и фракциями.

Игра стала более казуальной, приветливой к новичкам. Если во второй части мы давали деру, как только видели орков, то теперь игра начинается с того, что мы просто таки выкашиваем их пачками. Появилось достаточно инноваций, вместе с тем игру упростили. Почему-то кажется, что игру создавали, обращая основное внимание на прибыльную аудиторию, а не на качество самой продукции. И если первые части «Готики» немного опережали главного конкурента – серию The Elder Scrolls, то теперь утратившая все «фишки» серии третья часть просто не могла опередить The Elder Scrolls IV: Oblivion на ее извечном поприще. Уподобившись TES, приобретя свободу и большой мир, игра утратила свое очарование, растеряв старых фанатов и не получив новых. Но вернемся к самой «Готике».

Меня всегда привлекали пустынные равнины Варанта и загадочный народ, живущий в этих местах. Пытаясь заполучить их уважение, я был готов на многое и даже то, что столь любимые мною Хашшишины поклонялись Белиару и фактически были узурпаторами, не повлияло на мою увлеченность ими. Именно Варант я исходил вдоль и поперек. И именно эта часть материка оставила больше всего вопросов, когда я ее покинул.

Мое знакомство с другими странами не было таким близким. Королевство людей меня по какой-то причине не устраивало, наверное, потому, что воспоминания о Хоринисе были еще свежи, а Нордмар мне не понравился по той простой причине, что я не люблю снег в играх. Хотя в царстве северных племен и орочьих поселений мне пришлось задержаться надолго, ведь именно там находится монастырь Огня, куда мне надо было доставить 12 чаш Инноса, и именно там скрывался Ксардас, которого я желал найти не менее, чем заполучить самую лучшую катану в Варанте.

Вышедшее через два года после самой игры, дополнение под названием Gothic 3: Forsaken Gods должно было вернуть все то, что полюбилось фанатам. Игра снова стала линейной, Варант и Нордмар были убраны, осталось лишь то, что нравилось игрокам в первых частях. При этом количество квестов сильно уменьшилось, графически игра не изменилась, а вот багов меньше не стало, даже наоборот. И даже вышедшие вскоре патчи почти не исправили обстановку.

Несмотря на обилие красочных пейзажей и огромное количество городов в сравнении со второй и, тем более, первой частью, атмосфера третьей «Готики» была другой. Тот самый мрачный дух, придававший вкуса первым играм, был безвозвратно утерян. Несомненно, сама по себе Gothic 3 является неплохой игрой, но это не «Готика» в привычном понимании. И если бы на коробке с третьей частью не красовалось гордо «Серия возвращается», я бы еще мог поставить игре положительную оценку. А так – увольте.

Arcania: Gothic 4

Четвертая часть любимой серии вышла совсем недавно, и я все никак в нее не сыграю. Поэтому эта часть моего рассказа будет представлена в виде интервью с ProStoo – одним из фанатов первых игр в мире «Готики».

Небольшой экскурс: безымянный герой предыдущих частей, ставший внезапно королем Робаром III, обезумел и ведет постоянную войну за присоединение новых земель. Земли Нордмара и Варанта уже захвачены, на очереди стоит Аргаан. Новым героем объявляется некий пастух, до поры до времени мирно живущий в своей деревне на острове Фешир. Возвратившись из небольшого путешествия, герой обнаруживает, что деревню сожгли, любимую жестоко убили, смысла оставаться на острове больше нет. Поскольку многие геймеры еще не прошли игру, дальше расписывать сюжет явно не стоит.

Перейдем к самому интервью:

Ansel: Начну с самого главного - сохранила ли четвертая часть «готичный» дух серии?

Prosto: Безусловно, нет, им там и не пахнет. Как и в Gothic 3. Дело касается не только урезанных особенностей, которые были в Gothic 1,2 – сама атмосфера изменилась.

Ansel: Игра стала более яркой, красочной. Сильно ли она отличается от стиля первых частей "Готики"?

Prosto: Конечно. В техническом плане Arcania хоть и опережает предшественников, но от этого в атмосфере она только проигрывает. Помните ли вы ту мрачную атмосферу в первой части? Во второй игре тоже была яркая картинка, но все сделано по-другому. Процитирую известную группу Океан Эльзы: "Тепло, але не приемно".

Ansel: Что насчет сюжета - игра сохранила планку, заданную первой и второй частями?

Prosto: Как мы помним, первые 2 части не блистали сюжетом. Но он был классическим, не столь банальным, как может показаться. Тяжело сделать игру, достойную Толкиена. Но Spellbound выдали совершенно банальную историю, переполненную штампами. Еще и драму туда попытались впихнуть. Я уверен, никто не переживал за главного героя, который не обладает и малейшей частицей молчаливой харизмы Безымянного. И всю игру мы просто глупо мстим, тогда, как в предыдущих частях же мы пытались как-то выжить. Полный бред – вот моя оценка сюжета.

Ansel: С сюжетом разобрались. А как насчет геймплея? Может, появились какие-то новые интересные возможности?

Prosto: Есть, конечно, пара инноваций, но старых фич урезали побольше. В этом плане игра деградировала, причем сильно.

Ansel: А как тебе новый герой?

Prosto: Как я уже отмечал выше, он не может сравниться со старым Безымянным.

Ansel: Расскажи о своих впечатлениях от игры.

Prosto: «Аркания» привлекает насыщенной и яркой картинкой. Сделано всё красиво, заметно, что разработчики старались выжать из движка все. Но, увы, Spellbound пытались угодить всем, в результате не угодив никому. Разве что консольной аудитории, не игравшей в первые игры серии. Серия уже не является «Готикой» еще с третьей части, так что дальнейшее ее развитие сомнительно. Единственное, что унаследовала «Аркания» от третьей игры серии – забагованность.

Подтвержу слова многоуважаемого ProStoo – яркая и красивая картинка привлекает глаз, но за ней скрывается совсем иная игра, отличная от первых двух, сделанная другими людьми и по другим канонам. Да и следовало бы подкрутить код – демка у меня просто безбожно лагала на средних настройках. Пришлось играть на картинке третьей игры.

Как вы видите, четвертая часть «Готики» не оправдала ожиданий – ориентированные на целевую аудиторию (читай - консольную) разработчики пожалели денег на хорошего сценариста. Как результат: «Аркания» оказалась крайне посредственной игрой, которая может быть интересной, если это первая ваша RPG (есть ли такие люди, не уточняю). Игроки, в сердцах которых еще теплятся воспоминания о старых добрых временах, вряд ли оценят четвертую часть как того хотели бы разработчики.

Подводя итог, скажу, что первая и вторая "Готики" являются эталоном RPG в моем личном игровоззрении и ни одна из продолжателей серии до сих пор не сравнилась с этими играми.

Спасибо пользователям ProStoo и 3om6o6ep за оказанную помощь.


Игры в посте

58 комментариев