Облачный гейминг без заоблачных цен
26 56 4826
8 мин.

Среди вас, читающих сейчас очередной выпуск мифопоэйи, нет ни одного человека, который никогда не совершал бы жерт ...

Среди вас, читающих сейчас очередной выпуск мифопоэйи, нет ни одного человека, который никогда не совершал бы жертвоприношений. Подарки живым людям, пасхальные куличи и яйца, возложение цветов к памятникам, передача частных коллекций в музеи – всё это прямые потомки древних жертвоприношений. В более широком смысле этот термин, может быть, применим даже к вашему, /простите, нашему общему/ увлечению играми. Устанавливая очередную игру и проходя её, мы приносим в жертву свое время и, естественно рассчитываем что-то получить взамен.

Давайте попробуем мысленно вернуться в те далекие времена, когда наши древнейшие предки добывали себе пищу охотой. Это было коллективное занятие, поэтому и поедание пищи не могло не быть коллективным. И вот в какой-то момент это чисто стихийное и утилитарное действие обретает дополнительный, символический аспект. Появляются представления о «животном-сородиче» и древнейшая трапеза превращается в «жертву-общение», при котором поедаемое животное становилось священным, умерщвляемом как бы в жертву самому себе.

Примерно к этому же времени относится появления сезонных жертвоприношений. Подношение первых плодов, первого приплода, первой добычи духам-покровителям собирательства и охоты, постепенно переросло в церемонию, которая изначально мыслилась как жертва богам. До сих пор у чукчей осенней убой оленей сопровождается принесением жертвы: кусочки мяса бросают в семейный очаг. Русский медовый, яблочный и хлебный спас приурочены к первому сбору яблок, хлеба, мёда.

С переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству появляется обычай посвящать богам живых животных. Это животное уже нельзя было использовать в хозяйстве, ездить на нем верхом или запрягать /ну разве только для перевозки священных предметов/.

Зачастую, посвящая животное божеству, зверюгу отпускали на волю. Широко известное выражение «козел отпущения» это тоже пример посвящения животных. Ритуал этот описан в Ветхом Завете: козла нужно было поставить «живым пред господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую». Безгрешно жить с людьми до первого подходящего пира, или уйти в пустыню, нагруженным грехами по самые рога... Интересно, что выбрал бы сам козел?
Священные животные были и в земледельческих цивилизациях древнего мира. Такое животное, завещанное кому-либо из богов, само считалось как бы божеством. Например, Апис – священный бык Древнего Египта.

Есть целый пласт жертвоприношений гораздо менее мирных, среди которых практика могильных даров. Снабжение покойника всем необходимым, тризна и траур, соблюдаемый родичами – это жертва в узком смысле. Утварь, одежда, украшения – это то, чем может удовольствоваться обычный человек. Знатному лицу не обойтись без слуг. В монархиях древности и на средневековом Востоке (Дагомея, Бенин) практиковались человеческие жертвоприношения. И зачастую царя или князька сопровождали на тот свет десятки, если не сотни рабов, жен и наложниц.
По Тациту, германцы начинали свои культовые праздники с заклания человеческой жертвы. Рабов и пленных топили в болотах. Остатки таких жертв найдены в болотах Дании и Гольштейна.

Принесение человеческих жертв кочевниками подтверждается археологическими материалами. Следы человеческих жертв сохранились у подножия некоторых половецких статуй и в золотоордынских памятниках.
У обских угров жертвоприношения людей - в основном иноплеменников, рабов и пленных - продолжались до XVII в.
В Европе случаи принесения в жертву людей известны даже в период позднего средневековья, когда человека замуровывали в фундамент замка, в насыпь плотины в качестве строительной жертвы, которая должна была придать постройке и ее обитателям прочность и благополучие, защитить от враждебных сил.

Широко известно свидетельство арабского путешественника Ибн Фадлана /известен широкой публике в основном благодаря его литературной трансформации стараниями Майкла Крайтона и актерской работе Антонио Бандерас в фильме «13 воин»/ о похоронах викинга. «Когда же пришел день, в который собирались сжечь викинга, я прибыл на реку, где находился его корабль, и увидел, что он вытащен уже на берег и поставлен на подпорки из белого тополя на помост из больших деревьев… Затем на корабль поставили скамью, и туда взошла женщина, которую называют „помощницей смерти“, она разложила шкуры и ткани на скамье, и она же была предназначена убить девушку, которая должна была сопровождать викинга в царство смерти…»

В Индии человеческая жертва считалась самой сильной. В брахманских текстах существовала иерархия жертв: на первом месте по силе воздействия стоял человек, за ним по значению следовали конь, бык, баран, козел.

По сообщению Цезаря, кельты, приносили в жертву богам «попавшихся в воровстве, грабеже или другом тяжком преступлении... а когда таких людей не хватает, тогда они прибегают к принесению в жертву даже невиновных»

Сведения о человеческих жертвоприношениях у восточных славян также вполне определенны, повторяются в разных источниках и их вряд ли можно рассматривать как наветы и пропаганду против язычества. Древнейшие известия содержатся у Льва Диакона: воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, «заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин.

У некоторых, особо воинственных племен умерщвление врага в бою на каком-то этапе стало восприниматься как жертва божеству. Трансформировался, соответственно, в кровавое и свирепое существо и сам образ бога.
Харизматичным является пример индейцев американского континента. Испанские конкистадоры, которых нельзя было назвать нежными и трепетными людьми, были поражены увиденной в Теночтитлане пирамидой из человеческих черепов. Это были останки принесенных в жертву.

Варвары другого континента – скифы имели несколько другой человекоубийственный обычай: считать подношением божеству скальпы убитых врагов.
Знаменитые гладиаторские игры в Древнем Риме первоначально были видом погребальной жертвы.

Что интересно, есть две противоположных тенденции в развитии жертвоприношений: ужесточение и смягчение.
Например, не так давно BoVVeR употребил фразу «я прикажу заколоть сто быков» имел он в виду, конечно же, гекатомбу. Этот термин означал в Древней Греции торжественное принесение в жертву ста быков. Хотя на самом деле это слово употреблялось, даже если животных было гораздо меньше, а впоследствии вообще стало означать любое жертвоприношение. Так вот в литературе известен случай, когда один ушлый римлянин, пообещав Юпитеру в жертву большое количество голов скота, затем заменил их на равное количество головок чеснока /не хочется даже думать о том, сколько дней громовержца мучила изжога/.

Китайцы так же ребята предприимчивые наловчились приносить в жертву предкам и богам животных и различных ценностей в символическом виде – вырезанными из бумаги.

У тлинкитов Северной Америки бытовал жестокий обычай – при строительстве нового дома под опорные столбы бросали тело убитого раба. Позже жертвоприношение приняло символическую форму: раб должен был по очереди залезть в каждую из вырытых ям, а потом его отпускали на волю.

Есть ещё одна интересная форма жертвоприношений, связанная тесно с инициациями. Инициация – это рубеж, знаменующий переход подростков в ранг взрослых, включающий в себя испытания. Так вот добровольное самоистязание – это тоже жертвоприношение. Североамериканские индейцы, например, во время инициаций, иногда подвешивали юношей на ремнях, поддетых сквозь мускулы. Это своего рода жертва духам, которых надо разжалобить. Сюда же, пусть и косвенно относится традиция самокастрации в сирийском культе Аттиса, а так же принесение в жертву девственности в вавилонском культе Иштар.

Да, по сути, вся система религиозного аскетизма – это различные производные одной идеи – посвятить себя богу и тем самым принести себя ему в жертву.
И всё же не будем лукавить. Конечно, в любом жертвоприношении есть элемент преклонения перед божеством, но «на дар ждут ответа». Даю, чтобы ты мне дал – вот как можно описать, в сущности, любое жертвоприношение. И наоборот – чтобы что-то получить, нужно чем-то пожертвовать. Причем правило это распространяется не только на людей. Скандинавский бог Один, желая испить из источника мудрости, отдал его хранителю Мимиру один свой глаз, за что и получил одно из своих прозвищ – Одноглазый. Причем Один, человек /простите, бог/ отчаянный, для него посамоистязаться как раз плюнуть. Захотел узнать секрет рун – повесил себя вниз головой на Мировом Древе Иггдрассиль, не просто повесил, а пригвоздил копьем. Он провисел девять суток и по истечении их обрел руны.

Однако готовность пожертвовать – это ещё не всё. Всегда остается вариант, когда твоя жертва богу не понравится. Один из самых известных таких случаев привел к первому на земле убийству. «Господь обозлился на Каина, потому что тому казалось, что Бог — вегетарианец. Его брат был осведомленнее. Бог сляпал мир по образу и подобию своему, и если не ты жрешь мир, то мир жрет тебя. И тогда Каин спросил своего брата: «Почему ты не сказал мне?» А брат ответил: «Почему ты не слушал?» Каин сказал: «О'кей, теперь-то я услышал». Он убил брата своего и сказал: «Эй, Господи! Ты хочешь мяса? Тебе жаркого, или ребрышек, или бифштекс из Авеля, или чего?» И Бог смазал ему пятки салом и выгнал из Эдема. Вот так…». Вот так своеобразно видит библейский сюжет Стивен Кинг. «Восставший Каин» так называется рассказ о студенте со съехавшей крышей, который, взяв отцовский Магнум, начинает убивать своих соседей по общежитию.

Если же попытаться отыскать следы жертвоприношений в играх, то самым естественным образом в памяти всплывает Sacrifice – лучшая стратегия, самая кровавая и самая стильная игра 2000 года. Если отбросить все красивишности, отсылки к мифологии и аллюзии на легенды, то смысл прост и стар как мир «нагадь в кашу соседу». То есть защищай свой алтарь и оскверняй алтари противников. Естественно, что жертвоприношение – один из ключевых, движущих механизмов в игре.

Убийство в бою как жертвоприношение Кровавому богу Кхорну - смысл жизни Лорда Хаоса - одного из трех героев, доступных для выбора в Warhammer 40,000: Dawn of War 2 – Chaos Rising. Кровавое Жертвоприношение (Blood Sacrifice) – так и называется одно из глобальных умений. Оно приносит в жертву союзного юнита чтобы призвать отряд Кровопускателей, которые будут существовать до тех пор, пока не иссякнет их запас энергии, который истощается в течение определенного времени.

Жертвовать своими юнитами можно и в карточной игре Magic: the Gathering, например, чтобы предотвратить получение урона от противника, как в случае с Sacrifice Sanctum Guardian. Либо для получения возможности использовать козырный юнит типа Ooze Garden /тина/. Механизм простой: просто так вызвать водорослевых монстров не удастся, их порождают разлагающиеся тела мертвых, следовательно, чтобы вызвать монстрюгу, нужно предварительно кого-то укотрупить, принести в жертву, так сказать.


Жертвоприношение фигурирует и в Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death. В последнее время я уже взяла за правило в поисках иллюстраций для своих около-мифологических изысканий обращаться к HoMM. Там, по-моему, вообще всё есть. Итак, в одной из кампаний Elixir of Life в качестве приятного бонуса выступает алтарь жертвоприношений, с помощью которого модно прокачать всех героев по максимуму.

Своеобразное жертвоприношение могут совершить и любители Left 4 Dead, причем как первой, так и второй частей. The Sacrifice стал третьим дополнением к Left 4 Dead и вторым к Left 4 Dead 2. Приквел «Перехода» рассказывает о приключениях четверки выживших (Билл, Зои, Луис и Френсис) после эвакуации их военными. Интересен этот аддон своим окончанием: игроку придется самому решать, кем из четверки пожертвовать, чтобы спасти остальных. Но мы то с вами знаем, что в жертву будет принесен Билл. Во всяком случае, так рассказывает 150-страничного цифровой комикс, выходящий с сентября этого года.

Ну и напоследок немного стимпанка. Нежно любимая мною игра Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura предоставляет игроку невероятные просторы для получения геморроя, в процессе принесения жертв богам. Богов в мире арканума 12: 8 младших, 3 старших и самый-главный-Босс. Если хотите срубить благословение от всех богов приготовьтесь много бегать, ребят. Если приносить жертвы кому попало и в любом порядке, то ничегошеньки не выйдет.

Для тех же, кто любит работать головой, в университете Таранта висит карта-схема, расшифровав которую несложно вычислить, что придется сделать три круга. Каждый из них заканчивается принесением жертвы одному из старших богов и только после этого можно получить благословение бога-папаши. Подношения нехитрые: цветочек, статуэтка, кусок лавы, кольцо, ковыряло, черный бриллиант, ветка оливы.
И, заметьте, никакой расчлененки.

Я же, в свою очередь, говорю Вам спасибо за то время и внимание, которым вы пожертвовали, чтобы прочитать этот выпуск и надеюсь, то, что Вы получили взамен, Вас не разочаровало.


Игры в посте

56 комментариев