На чем начинать кодить свою первую игру?
9 23 2218
10 мин.

Ad impossibilia nemo tenetur Здравствуй, милый сердцу, читатель Канобу.С вами вновь литературный уголок, и мы пого ...

Ad impossibilia nemo tenetur

Здравствуй, милый сердцу, читатель Канобу.С вами вновь литературный уголок, и мы поговорим о вещах, которые вы не узнаете из игр.
Сегодняшний выпуск будет несколько отличатся от предыдущих. И в этом выпуске, я попробую хоть немного оправдать название. Не будет ТОПа, но будет много хорошей литературы и мыслей. Итак, сядьте удобнее, расслабтесь, и мы начинаем...

"На моей земле, видно так повелось,
всё не слава Богу, всё не так, как у всех"
Алиса "Мама".

А почему все не как у всех? Сегодня мы постараемся над этим подумать... Тема на сегодня "Русская душа в литературе"

"Русские люди обладают многими превосходными качествами. Они сильны телом и духом. В этом я убедился, сидя на Соловках. К чужой беде русский человек отзывчив, готов помочь, чем только может, и никогда не отделывается малой подачкой. Я замечал, что, помогая ближнему, русские как бы входят душою в тело просящего, и действуют со всей страстью, будто сами подверглись испытанию. Такого участия ни в Европе, ни на Востоке не сыщешь. Но есть у русских качества, которые мешают не только им самим, но и приносят вред государству..." Так писал в книге "Никон" известный писатель-историк Владимир Бахревский речь Арсена Грека. В книгу "Никон" вошло описание важных для истории России событий, там есть место и разбору событий, которые привели к расколу русской православной церкви, и появлению староверов. В книге уделено внимание жизни царя, бояр, и простых рядовых крестьян и крепостных. Действие происходит во многих местах. В Москве - стольной, и раздираемой чумой. В деревнях и лесах, в военном походе, и в Сибири. И если Вам интересен быт людей 17 века, читайте.
Но, если мы начали говорить об истории Государства Российского, которая, неразделима с понятием русской души, нельзя не упомянуть одноименный, великий, труд Карамзина. Тем, кто не хочет читать, поясню, вкратце, всю историю Руси... Сначала был один князь, затем он сажал своих детей на княжество в разных областях, умирал, дети, каждый считая, что его обидели, шли войной друг на друга, убивали, мирились, клялись на кресте, снова воевали, затем приходил один, говорил "Так нельзя, мы братья!" становился собирателем земли Русской, Русь расцветала, становилась сильной, затем он садил своих детей на княжение, и всё повторялось вновь. Затем пришли татары, сожгли Русь, поработили людей, что не мешало местным князьям продолжать выяснение отношений. И так по замкнутой цепи, только князья были разные, татары меняли названия, братоубийственные войны становились другими, и так вплоть до Петра I. Но о нем позже. Но, всё же, стоит ознакомится с трудом Карамзина по многим другим причинам. Начал свою работу он далеко не с X века, а с обзора племен, обитающих на территории России задолго до основания Государства.

"Сии люди, на войне жестокие, оставляя в Греческих владениях долговременную память ужасов ее, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Современный Историк говорит, что они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, не известную тогдашним Грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве. Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство Славян, редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во всех Славянских: так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков, и самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков. Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали Славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть все нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление. Нельзя видеть без удивления сию кроткую добродетель - можно сказать - обожаемую людьми столь грубыми и хищными, каковы были Дунайские Славяне. Но если и добродетели и пороки народные всегда происходят от некоторых особенных обстоятельств и случаев, то не можно ли заключить, что Славяне были некогда облаготворены иностранцами; что признательность вселила в них любовь к гостеприимству, а время обратило его в обыкновение и закон священный?.. Здесь представляются мыслям нашим славные Финикияне, которые за несколько веков до Рождества Христова могли торговать с Бальтийскими Венедами и быть их наставниками в счастливых изобретениях ума гражданского."
Так описывал Нестор душу народа, населявшего территорию России... И кто то после этого, смеет называть Русского человека дикарем? И из этого можно сделать небольшой, но умный вывод

"Киевскую Русь погубили князья. Они разделили единое государство на уделы и начали воевать за власть. Славяне начали убивать славян, славяне начали грабить славян. Государство не только не стало генератором в образовании единого общества, но привело к расколу этого нарождающегося общества. Силы государства не только не увеличивались, а наоборот, таяли. Киевская Русь прекратила своё существование под ударами кочевников. Тверская летопись говорит: "Но всё это случилось не из-за татар, а из-за гордости и высокомерия русских князей допустил Бог такое".В истории и дальше описаны прекрасные нравы древних Руссов, но, кому стало интересно, сами прочитайте, хотя бы первую главу Истории, а мы пойдем дальше по извилистой тропе истории, дабы найти нить, ведущую к познанию души.
Обратимся и к зарубежным изданиям. В книге "Xenophobe's guide to the Russians" автор замечает следующие вещи - «Для большинства русских идеальный досуг выглядит так: собрать как можно больше людей, еды и выпивки и наслаждаться всем этим в течение целого дня». Довольно точное описание. Но это не всё, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1790 год) есть такие строки. «Лошади меня мчат; извощик мой затянул песню по обыкновению заунывную. Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто скорбь душевную означающее. Посмотри на рускаго человека; найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку, или как-то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Бурлак идущей в кабак повеся голову и возвращающейся обагренной кровью от оплеух, многое может решить доселе гадательное в Истории Российской».

Кстати о песнях. Никогда не думали, почему все русские народные песни донельзя заунывны? Взять Кавказские мотивы. Лезгинка, бодрая, сильная мелодия. Турецкие - под них отлично завалиться на мягкой софе, и курить кальян. Немецкие, в основном либо марши, либо пьяные танцы. А у русских либо о тяжелой женской доле, либо о смерти на войне. Этот факт тоже открывает нам некую грань русского человека, хотя, если внимательно анализировать историю, ничего удивительного в этом нет. Русский народ сначала пол-тысячелетия воевал между собой, затем, ещё столько же, против татаро-монгольского ига. И русский крестьянин, работяга и глава семьи, просто не мог себе позволить такого удовольствия, как веселая песня. Если не считать народных гуляний... Может, именно поэтому, в русском человеке так много разного и необычного.
Французский дипломат XIX века виконт Эжен Мелькиор де Вогюэ наблюдал в основном верхушку русского общества, будущую «уходящую натуру». И делал выводы:
«Русская душа. Это котел, в котором смешиваются самые разные субстанции: печаль, безумства, героизм, слабость, мистика, здравомыслие, и вы можете выудить оттуда все, что угодно, даже то, чего меньше всего ожидаете. Если бы вы знали, как низко эта душа может пасть! Если бы вы знали, как высоко она может подняться! И как ее швыряет из стороны в сторону». Виконт де Вогюэ прожил в России несколько лет. Ему, набожному католику, не нравился приземленный французский натурализм, и он вполне искренне искал противоядие от него в русском романе, о котором в 1886 году выпустил книгу. Но, рассуждая о русской душе, он сравнивает ее с… окрошкой: «В этом супе намешаны самые разные продукты: и рыба, и овощи, и травка, и пиво, и сметана, и горчица – все решительно есть в этом супе, и вкусные вещи, и вещи отвратительные, так что вы никогда не знаете, что оттуда выловите. Такова же и русская душа».

А что по этому поводу думают русские писатели? Как они относятся к мнению Европы? Об этом писал Надеждин в статье 1836 года - «Да и что такое Европа – Европа? Наше отечество, по своей беспредельной обширности, простирающейся чрез целые три части света, наше отечество имеет полное право быть особенною, самобытною, самостоятельною частью вселенной. Ему ли считать для себя честью быть примкнутым к Европе, к этой частичке земли, которой не достанет на иную из его губерний?» Никаких мыслей не вызывает? Достаточно современно, для 1836 года, не правда ли?
Но, к 1836 году, Россия была уже достаточно сильным государством, с мнением которого, считался весь мир. Но как Россия стала сильной? И благодаря чему? А это можно узнать из работы Молчанова "Дипломатия Петра I". Там, кроме описания дипломатии, внешней политики самого Петра, так же показан дух времени. Времени смутного, и сложного. Русский человек находился в плачевной ситуации, Россия была закрытым царством, и лишь дипломатия и активная работа первого Императора, позволила русским занять место среди Европы. А рубрика то книжная...надо что то посоветовать по теме.
По данной теме, я могу посоветовать только русских классиков. Ведь, тут правильно сказал пользователь Куфр о теме сегодняшнего обсуждения - "...современников,(в смысле наших), как минимум лет 20 не интересует Душа,а менталитет наш,уже давно и продуктивно,пытаться подменить ХЗ(Поколение П) и скажу,им это удается!".
Да, можно долго, с пеной у рта, кричать о современном обнищании литературы(и не только её...), которая поставляет нам только дешевую беллетристику. Ведь, если взять 100 книг, то 30 из них будут детективы; 25 женские, плаксивые, романчики; 10 мистика и лжеистория; и лишь 5-7 книг, которые действительно обратят на себя внимание, действительно мудрых, умных и светлых...Но они в основном для университетов... И называются квантовая физика. Остальное делят между собой поваренные книги, книги о ворах и ментах, и другой графоманский понос. А самое страшное, что существует в современной литературе, что любая вошь, которая 15 минут посияла в телевизоре, считает, что она обязана выпустить книгу. Вот так, минута телеэфира дает нам мудрость поколений и право учить людей. (Кстати, я не учу, я советую) Но, тема не об этом, поэтому вернемся к поиску души.

А в поиске её, нам стоит обратить внимание на следующие труды. Это Бунин, повесть "Деревня". Он так говорит о русском человеке: Не хвалитесь... что вы — русские! Дикий мы народ!.. Историю почитаешь — волосы дыбом станут: брат на брата, сват на свата, сын на отца, вероломство да убийство, убийство да вероломство... Жалея народ вообще, Бунин приходит к неутешительному итогу — в своих бедах виноват сам народ. Но, не только в этой повести Бунин описывает быт народа. Многие его произведения посвящены судьбе народа. Среди них и "Веселый двор", "Захар Воробьев", "Худая трава", "Сверчок". И многие другие.
Читайте, русская классика ещё никому не вредила. А так же, по этой теме стоит вспомнить Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?". Кстати, об этом. Не заглядывая в сюжет, подумаем о названии...В какой другой стране, вы встретите такие философствования? Наверное в каких то других.
А подвести некий итог, я хотел бы цитатой журналиста Андрей Назарова, (полную его статью можете прочитать по ссылке ниже) - "А что мы видим? Что мы придумываем о себе? Всё это бесконечное пьянство, дураки и дороги, воровство, кровь, жестокость, бессмысленность и беспощадность русского бунта, отсутствие демократии, насилие, грязь, лень русского народа… Откуда все это взялось, откуда эти мифы, откуда такое бесконечное самоуничижение? Почему мы не придумываем, например, что мы самые трудолюбивые – как американцы, или самые экономные – как немцы, или самые лучшие любовники – как французы? Почему мы придумываем о себе только гадости? Это не риторический вопрос.
Мифы, особенно мифы исторические, могут быть очень опасны. Они пагубны, потому что воспринимаются как реальность. И самое страшное: исходя из этой псевдореальности, абсолютно выдуманной, и зачастую выдуманной нарочно, люди строят свои действия. Они не понимают, что изложенное в этой псевдоистории добро есть на самом деле зло, что черное и белое смешивается. И история России, к большому сожалению, говорит о том, что по числу плохих мифов о себе мы, конечно, всех опередили. Включаешь телевизор. Там наши всемирно известные великие юмористы рассказывают в прайм-тайм жуткие истории про то, что мы, русские, не такие как все, руки у нас не там пришиты и так далее, и так далее. Вряд ли им платят гонорары за эти выступления наши политические соперники с Запада или с Востока. И вряд ли их пускали бы на экран, если бы это самоуничижение не было востребовано публикой…
Первоисточник таких мифов – Запад? Может, так было в XVI веке. Да, записки иностранцев посещавших Россию исключительно предвзяты – по крайней мере те, что тиражировались, другие не тиражировались. Но сейчас, в эпоху Интернета, в эпоху глобального телевидения, основным источником мифов являются не некие зловещие силы… Источником мифов являемся мы сами. Мы настолько уверовали внутри себя в собственную неполноценность, что это просто какая-то психическая болезнь. Наша нация глубоко больна комплексом неполноценности.
Надо от него избавляться. Другого пути просто нет."

________________________________________________________
P.S. Вот таким получился этот выпуск. Где то грустный, где то бодрящий, но он лишь жалкая попытка описать, более чем тысячелетние скитание одного народа, который впитал в себя культуру и нравы множества других. И поэтому нам всем не стоит стесняться своей национальности, и не глядеть со слюной у подбородка на Запад, а пытаться понять суть проблем, и искоренять их. Ведь, возможно, если объективно взглянуть назад, можно увидеть то, что Россию всегда пытались расколоть силы, мотивов которых мы и не поймем, а православную веру, которая сплотила просторы страны пытаются подменить западным приземленным материализмом. Но, похоже, это тема совсем другого выпуска, и совсем других людей. Да и тему данного выпуска, можно расписывать ещё и ещё, но, пожалуй, Русская Душа настолько не изучена, глубока, и интересна, что по ней можно писать дипломные и докторские работы. А я лишь попытался найти некоторые нити, которые могут помочь понять грани истории и людей, которые нас окружают.
Все свои мысли, крики, тихий шепот и другие слова, которые формируют ваше мнение пишите тут и там, главное не на заборах. Всю объективную, субъективную, конструктивную критику Вы не забывайте выражать. Она позволяет делать мир лучше. Отдельное спасибо пользователю Куфр за постоянную поддержку, конструктивную критику, и помощь в выборе рекомендуемой литературы. И отдельное спасибо Вам, за внимание. Надеюсь, Вас не утомила новая форма рубрики. Оставайтесь на волне Канобу.

Источники: http://www.gazetanv.ru/article/?id=405
http://www.padchin.narod.ru/terror/terror3.html
и любимая Википедия.

23 комментария