1 60 2299
11 мин.

Явление, вынесенное в название, наблюдается в нашем обществе в последние 4 года на волне популярности игровых приста ...

Явление, вынесенное в название, наблюдается в нашем обществе в последние 4 года на волне популярности игровых приста .... - Изображение 1

Явление, вынесенное в название, наблюдается в нашем обществе в последние 4 года на волне популярности игровых приставок. Тех, что смогли конкурировать с персональными компьютерами (ПК) по визуальной составляющей, то есть «качеству картинки».
Экстремизм в данном случае выражается в крайнем нетерпении ко всему, что запускается не на имеющейся в распоряжении приставке.
Попробую осветить несколько объективных моментов, не со зла, а справедливости ради, потому как словесные баталии на тему «ПК или приставка», «ПК умирает», «плойка или коробка» не утихают.
С другой стороны, заходить в палату к одержимым приставочным экстремизмом тоже не очень хочется, но раз уж на Kanobu появилось на днях несколько неоднозначных постов на близкие темы, то следует, как минимум, развёрнуто ответить на поставленные вопросы.

Игровая платформа
Забавно, что кто-то называет ПК «игровой платформой», а кто-то ещё и нервничает от данного словосочетания, потому как ПК игровой платформой не является и никогда не был. С появления на свет и до сих пор компьютеры являются профессиональным вычислительным инструментом, а то, что профессиональный инструмент можно использовать для множества вещей, в том числе для создания игр и непосредственно игрового процесса, говорит лишь о его универсальности и многофункциональности.
Однако любой компьютер можно превратить в игровую платформу за счёт урезания функций, не связанных с играми. Унифицировав такую конфигурацию, получим очередную приставку. Только цена будет выше цены равной по производительности приставки обычной, потому создание приставки из компьютера лишено для производителей смысла, также как и создание обычного молотка из перфоратора.
Но даже такие сложности не нужны по той причине, что превратить свой компьютер в игровую платформу легко может любой пользователь: достаточно на нём только играть, а всё остальное делать на ноутбуке.
Таким образом, суммируем: ПК можно превратить в приставку, приставку нельзя превратить в ПК, следовательно, приставка является частным случаем ПК.
Хочется играть на компьютере – не нойте про сложности настройки инструмента. Не хочется заморачиваться разгоном, оптимизацией, настройками – покупайте бытовой прибор (игровую приставку).
Исходя из вышесказанного, непринуждённо отвечаем на вопрос «что лучше: ПК или приставка» встречным вопросом, «что лучше: целый торт или кусок торта?». И вполне естественно при этом, что целый торт обойдётся вам дороже одного куска.

«ПК умирает»
Данными словами, надеюсь, большинство приставочных экстремистов подразумевают не смерть ПК, а снижающееся, по их сведениям, количество игр для него, якобы потому, что «все игры делаются под приставки».
Но тут уж в игру вступает его величество рынок. Бум на приставки породил рост количества игр для них, часть из которых, к слову, выпущены и для ПК. В отличие от рынка приставок, компьютерные продажи стабильны, количество игр в год в среднем меняется незначительно. Часть компьютерных игр в угоду рынку выпущены также и для приставок. Так что считайте лишь чисто приставочные игры, коих я «в огромном количестве» не наблюдаю. На самом деле, рынок игр сейчас настолько интегрирован, что большинство игр выходят сразу под несколько платформ и это тенденция.
Как только приставочный рынок насытится, пойдёт естественный спад количества игр для него, хотя потребности приставочных игроков останутся на прежнем уровне.
Поддержать рынок может и выпуск нового поколения приставок, и даже выпуск нетрадиционных контроллеров для них.
Изначально, игровые приставки отличались от компьютеров по ряду важных признаков, таких как использование телевизора в качестве основного отображающего устройства и отсутствие продержки большинства стандартных периферийных устройств, созданных для ПК. И до недавнего времени почти все приставки предназначались для запуска проприетарных игр, то есть распространяемых на условиях отсутствия поддержки других приставок.
Однако, по мере развития приставок, разница между ними и ПК стала постепенно размываться. Приставки обзавелись жёсткими дисками, оптическими приводами, системами охлаждения, сетевыми и прочими интерфейсами, некоторые могут позволить подключение клавиатуры и даже запуск на них операционной системы Linux, двигаясь в своём развитии исключительно в сторону ПК. Как только они достигнут экстремума в этом направлении, они исчезнут, или вольются в бесконечно разнообразный компьютерный парк.
Для тех же, кто продолжает питать себя иллюзиями, приведу краткую информацию, прозвучавшую от лица Microsoft месяц-другой назад: «…позиции ПК сейчас сильны, как никогда… за последние несколько лет корпорация Microsoft увеличила инвестиции в разработку и поддержку игр для Windows… В компании убеждены, что этот сектор рынка активно развивается и обладает большим потенциалом…».
Что значат эти слова софтверного гиганта, выпускающего приставку XBox? То, что поставив все фишки в прошлом на одни приставки, он прогадал, а теперь пытается наверстать упущенное.

Технические аспекты
Следует учитывать, что в отличие от приставок с редко меняющейся и на данный момент устаревшей аппаратной базой, для ПК, с ежегодным ростом аппаратных возможностей, разработка современных игр становится всё сложнее. Игроки же всё требовательнее к технологической составляющей игр и их качеству, что увеличивает и без того долгий срок разработки масштабных проектов. Добавляется к нему и время отладки и тестирования, провести которое из-за отсутствия унифицированной архитектуры намного сложнее, чем на приставках.
Современная игра с технологичной графикой, выжимающей из железа все соки, всегда являлась и будет являться экспериментальным образцом как для компьютерной аппаратуры и драйверов, так и для самих разработчиков игры. В условиях достаточного времени её можно «вылизать» на 99%, но время в индустрии всегда стоит денег. А деньги принято экономить и зарабатывать. В первую очередь, на пользователях.
Почему «сырых игр» на компьютере больше? Потому, что приставочными играми занимаются крупные разработчики, у которых достаточно ресурсов, в том числе и для привлечения тысяч бета-тестеров, а на ПК многие лучшие игры созданы никому не известными коллективами энтузиастов (которые, впоследствии, становясь известными, попадают под пяту издателя со всеми соответствующими последствиями).
Игровой рынок развивается. Как следствие, на прибыль влияет количество выпущенных игр, но не их качество. Стоит ли обвинять разработчиков в сырой реализации, если сроки выхода игр определяются маркетологами. Проклинайте последних. Хотя не исключение и косорукие разработчики.
Важным техническим аспектом, который часто становится камнем преткновения в процессе запуска игры, является её грамотная настройка. Как профессиональный инструмент, а не бытовая приставка к телевизору, компьютер требует знаний и умений с ним обращаться. Конечно, для казуальных игр настройки не требуются – запустил и готово, всё как на приставках, где казуальные игры преобладают.
Как имеющий опыт написания программ, скажу, что самое сложное сделать безглючные, с защитой от дурака, многопараметрические настройки с многовариантными пользовательским вводом данных и всеобъемлющую систему контекстной справки. То есть именно то, чего не хватает многим программам, и играм в их числе.
Разработчики, дабы облегчить жизнь не разбирающимся в тонкостях пользователям, упрощают процесс настройки, и даже делают автонастройку, но это помогает не всегда, потому как в своей жажде быстрее окунуться в игровой мир, многие пренебрежительно обходят данные бастионы.
У большинства принято включить и посмотреть, «выкрутив всё на максимум». Это касается не только игр, но и бытовой техники, инструмента, средств передвижения, заводского оборудования и прочего и прочего. Руководства читать не принято и «некогда».
Множество сообщений на форумах от тех, кто пытается запустить игру на технически отсталом железе, не соответствующем даже минимальным требованиям. Нет денег на новый компьютер и нет желания возиться с его настройками, добро пожаловать в магазин за недорогой приставкой. Хотя приставки последнего поколения, вышедшие в 2006 году, вряд ли будут выгоднее компьютера 2006 года, купленного с рук. Но если уж купили дешёвые кроссовки на липучках (игровую приставку), то незачем теперь во всеуслышание клясть дорогие ботинки со шнуровкой (ПК игрового класса).

Вредное влияние
Приставочные игры, в силу ограниченных возможностей устройств ввода, имеют свои особенности и эти особенности эксплуатируют. «Закликивание» и быстрое нажатие кнопок в переломные моменты игры пришло с приставок и в мир компьютерных игр, ухудшив геймплей и упростив его порой до идиотизма.
Принципы облегчения игровой механики, в связи с казуальной аудиторией приставочного мира, привели к вырождению некоторых серьёзных и глубоких компьютерных игр в образчики незатейливого гейминга.
С приставочных игр проникло в ПК-игры и мазохистское растягивание игрового процесса разработчиками: беспощадными аркадными вставками на мгновенную реакцию, непроходимыми для первой сотни попыток препятствиями, бессмысленным собирательством коллекционных карточек и прочей ерунды, забегами на время, а также повторным прохождением игры с открытыми уровнями или бонусами.
Стоит ли говорить, что компьютерные игроки, столкнувшись с подобным, издевательства не выносят и в основном «читят» и деинсталлируют.
Эти губительные для Игр веяния лишь следствие глобальной приставочной экспансии, превращающей игрока думающего в игрока потребляющего.

Социальные аспекты
Потребительство входит в нашу жизнь и охватывает всё большие слои населения. Теперь нам лень досконально разбираться в чём-то, нам нужно больше развлечений, больше экстрима, больше адреналина. Всё и сразу по минимальной цене. Поверхностное образование, лёгкое чтиво с картинками, ненапрягающие игры. Нам некогда и неохота разбираться в разных вещах, когда интернет даёт поверхностный ответ на любой вопрос и тысячу интересных или эротических картинок в придачу.
Потребительское отношение к жизни вызвало рост популярности не только приставок, но и казуальных игр. Многие приобретают компьютер или ноутбук в качестве игрушки, или чтобы был. Его обслуживание их не занимает совершенно, потому как нет ни знаний, ни времени, ни желания с этим разбираться. Производители, в свою очередь, вновь идут на поводу, оснащая технику возможностью нажатием одной кнопки вернуть систему в первоначальное рабочее состояние. Но настроить компьютер, да ещё оптимально, нажатием одной кнопки под любую задачу невозможно.
С удивлением замечаю, как взрослые люди, под действием обманчивой потребительской простоты, за которую всё равно приходиться чем-то расплачиваться, «продают душу» приставкам и впадают в приставочную зависимость, по-детски восторженно отзываясь о любой игре на своей приставке. При этом умудряются поносить стоящий в соседней комнате собственный компьютер, лучшие игры для него, другие приставки и лучшие игры для них.
Доходит до курьёзов, когда солидный игровой журнал задвигает революционную ПК-игру на второе место в рейтинге игр года, придумывая нелепые обвинения, только потому, что игра не вышла на приставках. А первое место отдаётся чему-то вторичному и не особо привлекательному, сугубо приставочному, как по графике, так и по геймплею, но в данный момент модному. И лишь время расставляет всё по местам.

Субъективное отношение
Компьютеры не зря названы персональными, они все разные. Надо вложить знания и частицу души, чтобы грамотно собрать, разогнать, настроить, оформить ПК под себя, тогда и воздастся по заслугам. А приставки бездушны – воткнул (картридж, диск), включил и готово, да и название какое – «приставки», в отличие от компьютера. Не приставки, не окончания, не суффикса, а СЛОВА целиком, инструмента не только развлекательного, но и созидательного.
Так уж складывается, что чем навороченнее игра, тем больше времени приходиться тратить на её доводку до приемлемого игрового состояния, особенно если аппаратная составляющая оставляет желать лучшего. А качества хочется максимально возможного. В итоге разгон и шлифовка настроек в «конфигах».
На настройку Crysis-а у меня ушло больше всего времени за всю личную игровую историю – неделя (в расслабленном режиме, разбавленном другими играми). Плюс сотни тестовых прогонов. И это настройка не только графики, но и комфортного лично мне управления. Шлифовать пришлось самые высокие настройки под DirectX9 на слабой для игры конфигурации (CPU E2140, 2GB RAM, GeForce 8800 GTS 512). После настройки играл без сбоев, вылетов и прочего, с плавной и сглаженной КАЧЕСТВЕННОЙ картинкой, иначе я играть не могу, получал удовольствие и недоумевал, почему игру ругают люди с более мощным, да что там лукавить, с самым мощным железом!
В то же время, достаточно было поставить ползунок в настройках Crysis-а на среднее качество, соответствующее приставочному, и тут же начать играть без всяких проблем. Даже управление по умолчанию довольно удобно. Выбор, как всегда, за пользователем.
Никаких проблем настройка игр у меня лично не вызывает, скорее это необходимая и порою приятная прелюдия перед игрой. Хорошая подготовка, как известно, залог успеха. А «выращенное своими руками – вдвойне вкуснее».
Настройка и прогоны «Готики 3» отняли времени поменьше. Как только удалось определить, что все вылеты из-за текстур, переполняющих память видеокарты, их качество было снижено, дальний фон настроен покрасивее, видимость подальше. И всё. Играй, не хочу. Конечно, версия игры не бета и, возможно, не совсем нулёвая, играл-то далеко после выхода, но и патчей не ставил. Кто мешает некоторым играть в эту игру сейчас, установив последний патч и получив конфетку?
Перед тем как поиграть в «Готику 3», мне пришлось потратить несколько месяцев на первые две части. Потратить не торопясь и с большим удовольствием.
Как следствие, ещё одна неочевидная мудрость: играя в 2009 году в хорошую игру 2001 года, получаешь больше, чем в игру 2010 года на компьютере 2006 года.
Меня гораздо сильнее напрягают игры, портированные на ПК с приставок. Из-за неудобного управления и отсутствия сохранений, они расходуют время и нервы в объёмах больших, чем требуется на настройку самых капризных ПК-игр.
На приставках мучиться с «конфигами» не нужно, потому что невозможно. Графика может быть хоть трижды красивой, но без сглаживания смотреть на бесчисленные «ступеньки» равносильно для меня смертному приговору. Управление, как правило, однозначно кривое. Это понимают и производители, создавая Move, Kinect и прочее, что сравнится с мышью, но не будет привязано к столу.
В данный момент я не могу вспомнить ни одной игры, вышедшей только на приставках, в которую я бы жаждал сыграть. Исключение лишь «Final Fantasy», да и то не ради геймплея, а из-за волшебной графики. Пресловутый «Uncharted 2» тоже хорош, но только для того, кто ни во что подобное никогда не играл. Он революционен, бесподобен и прочее лишь для недалёких приставочных адептов. Меня же, глядя на игру, не покидает ощущения, что всё это я уже где-то видел. Набор штампов и заимствований из других игр (среди них, конечно, серия «Tomb Raider», а также «Alone in the Dark 4», «The Plan»), казуальные перипетии сюжета, вызывающие WOW-эффект, но выставляющие игрока идиотом. И эту игру называют «лучшей за всю историю»? Ладно бы, только на приставках.
Для чего мне игровая приставка, если игр для неё не выпускают? Таких игр, которые настраивались бы так, как нужно именно мне? Которые сохраняли бы прогресс тогда, когда необходимо мне, а не в дебильных, выпадающих из контекста точках сохранения? Которые были бы лишены недостатков приставочной архитектуры? И куда при этом деть то немалое количество привлекательных ПК-игр, с которыми я ещё даже не успел ознакомиться, не то, чтобы их пройти?

Пост-скриптум
Никто не заставляет нетерпеливых игроков качать бета-версии игр ещё до их выхода в продажу, чтобы, не успев поиграть, уже начать обсуждать недоделки игры в сети. Ну, конечно, никто, кроме вируса социальных сетей, заставляющего отметиться в них первому.
Никто не заставляет играть на слабом компьютере в современные игры. Если уж совсем нет средств на мощный ПК, обожди год, ну два, пока железо подешевеет, а потом получай свою долю удовольствия сполна.
Никто не заставляет покупать игру, которая «глючит», благо рецензии и обзоры в интернете имеются в избытке. Но если игра плохо работает только у тебя, какие тогда претензии к остальному человечеству?
Никто не запрещает купить приставку и «расслабиться». Но зачем культивировать в себе ненависть к тому, что недоступно или не дано? Ну не справляетесь с профессиональным инструментом (ПК) – возьмите бытовой (приставку), но зачем изливать свою желчь и демонстрировать профнепригодность?
Никто не заставляет вас «жрать кактус». Вы делаете это по собственной воле из-за неумения его правильно готовить (делать из него «пьянящую текилу»).

Подведём итог причинам приставочного экстремизма:
– неуниверсальность и устаревшая архитектура приставок по сравнению с ПК, вызывающая к играм на последних неуместную зависть;
– нехватка денежных средств на покупку всего и сразу, что порождает нетерпимость не только у игроков, но и у обычной массы граждан;
– бытовая привлекательность игровых приставок, не требующая от пользователя ни знаний, ни умений, ни каких бы то ни было усилий, что порождает зависимость к данного вида комфорту и «ломку» при попытках взаимодействия с более сложным игровым оборудованием;
– общая потребительская предрасположенность, когда все вокруг что-то должны и в лучшем виде;
– отупляющая и агрессивная направленность большинства игр, особенно приставочных, формирующая в неокрепшем сознании соответствующие стереотипы и предпосылки поведения;
– бесконечное переигрывание одних и тех же игр, что характерно для приставочного мира, приводит к зацикленности на этих играх и неприятие остальных;
– выход хороших и масштабных игр исключительно для ПК.

И в заключение, позитив: играйте, на чём хотите, хоть на ПК, хоть на приставке, хоть на скрипке, но не забывайте прописных истин: «каждому – своё».
А также помните – приставочный экстремизм заразен.

ПРИВЕДЁННЫЕ ПРИЧИНЫ ЭКСТРЕМИЗМА ДЕЙСТВУЮТ ВСЕ ВМЕСТЕ ИЛИ ЧАСТИЧНО ЛИШЬ НА ВОСПРИИМЧИВЫХ К НИМ ЛЮДЕЙ, И НИКАК НЕ ОТНОСЯТСЯ К ОСТАЛЬНЫМ.
НЕ ОБОБЩАТЬ НА ВЕСЬ ИГРОВОЙ МИР, НЕ ЧИТАТЬ БЕЗ ЧУВСТВА ЮМОРА И ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

60 комментариев