13 4 5881
8 мин.

Пост в «Паб» от 20.10.2010

Пост в «Паб» от 20.10.2010. - Изображение 1 Youtube
Dendy: The New Reality - Steepler Shop from ep. 4 (English subtitles)

Позавчера исполнилось 25 лет приставке NES. В нашей стране её знают под именем Dendy, в Японии, Сингапуре, Вьетнаме, Гонконге и Ближнем Востоке она Family Computer (сокращённо Famicom), в Южной Корее — Comboy, в Индии — Wiz Kid а в Польше — Pegasus.

Это четвёртая часть статьи. http://kanobu.ru/blog/id161965/ / http://kanobu.ru/blog/id162200/ / http://kanobu.ru/blog/id162499/. Рекомендую читать с самого начала.

---

Впрочем, консольные войны 90-х не тема нашего разговора. Обратим лучше внимание на одну шестую часть суши – на СССР. Как обстояли дела с играми там?

Довольно скудно. Конечно, были компьютеры и завезенный контрабандой Commodore и даже иногда Amiga с Atari. Были отечественные попытки склонировать железо под наши реалии («Дубна», «Электроника»). Виктор Олегович поигрывал в Prince of Persia, а потом написал «Принца Госплана». Молодёжь тусовалась по компьютерным клубам и училась запускать кассеты для ZX Spectrum.

О том, что есть специализированные компьютеры, подключаемые к телевизору, а не монитору и что они предназначены только для игр, страна узнала лишь в 1992-м году.

Тогда по ТВ стали крутить странную рекламу – слонёнок прыгал на фоне кирпичной стены, а затем звучала песня «Денди-денди, мы все любим денди! Денди! Играют все!». Никаких телефонов, никаких адресов магазинов и пояснения того что это такое вообще, не было.

Целый месяц показа этой рекламы по телевидению разогрели публику основательно, когда в этой же рекламе появился телефон, его буквально оборвали звонками.

Выяснилось, что речь шла о новой электронной игрушке для детей, и совсем скоро её будут продавать в фирменном магазине, в Москве на Красной Пресне. Народ терпеливо ждал открытия и не понимал с чего вдруг такой ажиотаж к детской игрушке.

Музыку про «рекламу» и «магазин» заказывала московская фирма «Стиплер» (от англ. Steepler «лошадь, приученная к скачкам с препятствиями» - в отличие от обычных скаковых лошадей, стиплер – это лошадь, приученная к трудностям. Очень символическое название для компании).

Созданная выходцами из мехмата МГУ, Андреем Чеглаковым, Максимом Селивановым, Владиславом Улендеевым, выпускником МИФИ Андреем Андреевым, а также гражданином Германии Райнером Михлом (вложившим в бизнес более $2 млн. долларов) в 1991-м году, компания «Стиплер» занималась поставками на российские рынки компьютерного оборудования и техники.

Фактически то, чем занимался Steepler можно обозначить, как первый российский IT-интегратор. Они разрабатывали схемы, закупали оборудование и реализовывали IT-проекты.

Созданная ими структура в Сбербанке РФ на базе компьютеров от HP работает до сих пор – если вы когда-нибудь смотрели на компьютер кассира, то могли увидеть там чистый DOS (точнее внешне похожую на DOS операционную систему SCO, на основе Unix) – это устаревшая техника, но в 1992-м году она была сверхсовременной.

«Стиплер» поставлял ПО в банк «Менотеп», сотрудничал с «Инкомбанком», даже для администрации президента они осуществляли проект автоматизации.

Steepler рос и развивался бешеными темпами и вскоре бизнес пришлось делить на дочерние компании. Так возник Steepler Graphic Center, специализирующийся на компьютерной графике (они существуют до сих пор и один раз продали Coral свою версию электронных таблиц а-ля Excel под названием Spider), Steepler Trading, занимавшийся поставками оргтехники и даже обучающий центр Steepler, готовивший программистов и системных администраторов.

Со Steepler в своё время связалось столько известных людей, что даже удивительно, как мало об истории этой компании можно найти в интернете.

Судите сами – Владислав Улендеев возглавлял холдинг eHouse, владеющий Рамблером, дамочкой и Озон.ру (сейчас работает в X5 Retail Group, владеющими интернет-магазинами Bolero и 003.ру, сетью продуктовых магазинов «Пятерочка», «Карусель», «Перекрёсток»).

Слонёнка и логотип нарисовал известный аниматор и режиссёр (ныне преподаватель во ВГИКе) Иван Максимов.

Известнейший фотоблоггер в Живом Журнале – Рустем Адагамов (см. drugoi) рисовал для Dendy дизайн коробки.

Аскар Туганбаев (ныне директор в СТС-Медиа, в своё время вел программу «Времечко» на НТВ) – занимался переводами инструкций на русский язык (см. комментарии).

Главный по внедрению проекта Dendy в России, Виктор Савюк, сейчас возглавляет холдинг Акадо (интернет, телефония, кабельное и спутниковое телевидение), а Максим Кононенко (mr.parker, создатель «Владимир Владимирович.ру») работал в «Стиплере» программистом.

Любимые нами Антон Зайцев и Борис Репетур когда-то делали по заказу Стиплера программу «От винта!». Да-да, программа, хоть и была про компьютерные, а не приставочные игры, спонсировалась именно «Стиплером».

В своём интервью журналу «Навигатор Игрового Мира» от 2002-го года, Антон Зайцев обмолвится:

Вопрос: Из-за чего в 97 году, ваша программа перешла со второго канала на НТВ?
Антон Зайцев: Из-за того, что наши спонсоры скрылись на горных вершинах. Спонсором у нас была фирма "Стиплер", в какой-то момент ее начальники пропали вместе с деньгами. Соответственно они перестали нам платить и сейчас где-то живут богатые и счастливые. А программа на РТР закрылась.

Это информация тем более удивительна, чем известие о том, что Андрей Чеглаков теперь – заместитель генерального директора государственного объединения «Гознак» по науке и развитию.

То есть деньги, он теперь в прямом смысле «печатает» и в ус не дует.

А «Стиплера» уже нет.

Ясное дело, что исчезновение такой большой компании произошло не просто так. Попробуем разобраться.

«Стиплер» был известной компанией, но как же они стали такими известными? Конечно, во-многом, благодаря созданному ими бренду «Dendy».

«Стиплеру» удалось договориться с тайваньскими поставщиками пиратских реплик Famicom и успешно продавать их на пост-советском пространстве под маркой Dendy.

Нужно понимать, что к тому времени, как в противоборство с Nintendo вступила Sega, игра стала идти по-крупному. В американской версии Nintendo Entertainment System был встроен специальный чип для защиты от пиратства 10NES.

Этот чип не позволял запускать картриджи, не подписанные
у Nintendo. В то время как в японской версии консоли никакого чипа не было. Именно эту версию и взяли ушлые тайваньцы, подвергли реверсивной инженерии и придумали систему NES-ON-CHIP – фактически железный эмулятор Famicom.

Как и все эмуляторы, он был не слишком доработан, но зато позволял очень сильно удешевить производство – вместо кучи процессоров и распайки на материнской плате присутствовал лишь один чип. Себестоимость Famicom приближалась к $50, в то время как китайцы могли штамповать свои приставки за $25.

Некоторые игры на такого рода приставках просто не шли или шли с изменениями – менялась палитра, цвета или звук или же игра подтормаживала. Это было меньшее зло.
Всё-таки большинство игр работало, тем более что китайцы постоянно усовершенствовали производство.

Именно такую приставку «Стиплер» заказывает у тайваньцев. Единственное отличие от Famicom (помимо логотипов со слоном) - отсоединяемые джойстики (использовавшие, кстати такие же разьемы, как у Atari 2600) и встроенный модуль для PAL/SECAM – для того, чтобы игры работали на отечественных телевизорах.

С точки зрения «Стиплера» этот бизнес полностью легален – они не производят сами ничего, лишь поставляя готовый товар от китайцев.

- Пускай, - думает руководство «Стиплера», - японцы сами судятся с китайцами о том, кто у кого украл права.

«Денди», а именно так назвали свою консоль «Стиплер», ждёт бешеный успех. Невиданное доселе развлечение на обычном телевизоре полностью захватывает сердца и ум людей.

http://youtube.com/watch?v=Y-Ae3PuaCss

Консоль продавалась в том самом фирменном магазине за 39000 рублей (примерно $94 на конец 1992-го) и раскупалась моментально – это при средней зарплате по стране в 120000 руб. Всего за год «Стиплер» увеличили свой оборот с $20 до $500 тыс. долларов в год, а в 1994-м он составил уже $65 млн.

В 1993-м предпринимателям пришла в голову идея о создании собственного журнала-каталога, чтобы повысить узнаваемость бренда «Dendy» у населения и сформировать свой собственный фан-клуб. Примерно также, как Nintendo это удалось сделать с журналом Nintendo Power.

На заре 90-х было не так уж много издательств, умеющих выпускать журнал с нуля – у «Стиплера» не было ни редакторов, ни журналистов. Но у издательского дома «Видео-Асс» такие ресурсы были.

С 1990-го они выпускали в СССР (а потом и в России) журнал «Видео-Асс» (и его спутники – журналы «Премьер», «Фаворит» и т.д.) - чуть ли не элитное (по крайней мере, так можно было подумать, исходя из его стоимости) издание, рассказывающее о кино и киноиндустрии.

У владельца издательского дома, Владимира Борева, существовали контакты во Франции, в издательстве Ашетт Филипакки-Пресс (Hachette Filipacchi-Press) и доступ к их материалам, поэтому, когда к нему обратились «Стиплер», с предложением сделать журнал о видеоиграх, он не был удивлён. У Ашетт существовали два похожих журнала – Joypad и Joystick и материалы первое время можно было брать оттуда – благо переводчиков с французского в издательском доме хватало.

Другое дело – откуда было брать иллюстрации? И кто будет заниматься общей направлением и редакционной политикой журнала? На эти вопросы не было ответов.

В первых номерах пришлось выкручиваться самому владельцу – скриншоты игр делались кустарным способом – фотографировался телевизор, а отпечаток с фотографии вставлялся в журнал.

Затем стало полегче – появились переведённые французские тексты и их описания, а журналом полностью занялся заместитель главного редактора и большой фанат видеоигр Валерий Поляков (несмотря на то, что на последней странице главным редактором значился Борев, фактически журналом занимался исключительно Поляков).

Журнал «Видео-Асс: Dendy» в нашей стране зародил культуру игровой журналистики. Сейчас текст этого журнала читать практически невозможно – вопиющий непрофессионализм авторов и повальная графомания слишком сильно бросается в глаза, но в 90-х было совсем другое дело.

Журнал занимался тем, что продвигал в массы даже не новые продукты Steepler и не любовь к развлечениям перед телевизором, скорее это был новый концепт, новая парадигма сознания, новый вид созидания и уже в самую последнюю очередь – сама игра.

Именно поэтому журнал был культовым – постсоветское сознание (пусть и детское) воспринимало игры, как некую чудесную «магию», волшебство бананотехнологий, сказку. Журнал покупали даже те, кто не имел приставки вовсе, лишь бы хоть краем глаза взглянуть на этот волшебный мир. Скриншоты какой-нибудь «Сеги» рассматривались детьми чуть ли не под микроскопом, а графика живо обсуждалась.

Поляков понятия не имел, как писать об играх (поэтому первые выпуски журнала больше напоминали каталог, чем журнал), но сделал ставку на создание контента самими детьми – так появились фанатские рубрики, страница «забор» (выдержки из писем без комментариев), «прохождения» игр, написанные детьми для детей, свои внутренние, условные какие-то шутки, стихи, рисунки и комиксы на тему и даже обсуждения последних просмотренных мультфильмов («кавай и духовность», а также увлечение аниме игровых журналистов одного конкурирующего журнала пошло именно оттуда). Был даже свой собственный маскот – Великий Дракон.

Неудивительно, что большинство детей, пишущих более или менее адекватно, брали в штат журнала авторами.
Многие журналисты игровых изданий (например, главный редактор «Страны Игр», Константин Говорун или главный редактор «АнимеГида» Валерий Корнеев) начинали именно в «Видео-Асс: Dendy».

В 1995-м, после того как «Стиплер» урезал финансирование, журнал разделился. «Стиплеровский» проект переродился в журнал «Dendy: Новая реальность» и просуществовал всего пять номеров (его качество сильно «оставляло желать»), а «Видео-Асс: Dendy» практически полностью сохранил авторов, набор рубрик и самое главное – фанатов вылился в отдельный проект – журнал «Великий дракон» и из «Видео-Асс» переехал в излательство «АСТ».

Под псевдонимом «Великий Дракон» скрывался 25-тилетний студент Вадим Захарьин – после закрытия журнала у них с Боревым произошёл «весёлый» конфликт по поводу того кто на самом деле придумал этого персонажа и кому принадлежат авторские права – суд решил дело в пользу Захарьина, потому как бухгалтерия платила ему деньги под расписку «Принял. В. Захарьин (Великий дракон)» и так делали почти все авторы (писали свои псевдонимы, после фамилии) - Борев же так и не смог доказать своего изначального авторства.

ВД просуществовал еще долгое время после «Стиплеровской» эпохи и закрылся лишь в 2003-м, навсегда оставив о себе память, как о первом удачном игровом журнале в России.

Но вернёмся к «Стиплеру»...

...продолжение следует...

http://kanobu.ru/blog/id163287/

4 комментария