Симы на краю Галактики
53 12 6666
7 мин.

18 октября 2010-го приставке Nintendo Entertainment System исполняется 25 лет. Именно в этот день в 1985-м году нача ...

18 октября 2010-го приставке Nintendo Entertainment System исполняется 25 лет. Именно в этот день в 1985-м году начались её продажи в США.

Разумеется, на родине, в Японии, приставка вышла намного раньше (15 июля 1983-го), но на то они и сумасшедшие японцы, чтобы получать важнейшие гаджеты и технологии современности раньше остального мира – даже атомную бомбу они «получили» раньше всех.

Поэтому традиционно, но днём рождения консоли считается дата начала её продаж в Америке – к тому времени японцы уже учли недостатки своей приставки, её многочисленные глюки и недоработки, наняли адекватных дизайнеров и поменяли модель продаж игр. Америка получила вылизанную, хорошую игровую систему, которую, впрочем, не спешила покупать – еще сильны были национальные предрассудки по поводу японских товаров – после войны с Японией и Пёрл Харбор, японские товары считались чуть ли не «вражескими». История, впрочем, имеет какое-никакое, а чувство юмора, потому что эти же самые бомбёжки сыграли в судьбе этой приставки интересную роль.

В 1943-м году в семье простого торговца кимоно родился сын. Его назвали Масаюки («Счастье»). Имя было выбрано не случайно – семейство переживало не лучшие времена, а война с США и постоянные бомбежки были не самым приятным место для воспитания детей. Хотелось немного своего личного «Счастья».

Решившись на кардинальные перемены, семейство Уемура решает бросать всё и бежать из Хиросимы в Киото, искать лучшей жизни и возможно - работы. Это своевременное решение в будущем повлияет на миллионы людей и кто знает, что было бы, если бы семья маленького Масаюки осталась – через два года по Хиросиме и Нагасаки ударил ад ядерных бомбардировок и множество людей погибло. Япония безоговорочно капитулировала.

Оставшись в Киото, семья обустраивается и налаживает жизнь, а маленький Масаюки становится взрослым, оканчивает школу и помогает отцу продавать кимоно. Денег постоянно не хватает и Масаюки подрабатывает тем, что мастерит игрушки для детей самых разных форм и видов.

С годами конструкция этих игрушек всё больше и больше усложняется, а любовь к инженерному делу растёт. Как-то раз, бродя, по обыкновению, по заброшенной свалке в поисках компонентов, Масаюки находит остатки сбитого американского самолёта – из его металлического лома получаются миниатюрные радиоуправляемые модели, которые Масаюки продает за большие деньги.

Интерес к производству вещей, которые «просто работают» сохраняется у него на всю жизнь. Масюки поступает в университет Рицумэйкан и после его окончания, устраивается работать на компанию Хаякава Электрик (ныне Sharp) на должность инженера-проектировщика по производству радиоприёмников.

Однако скучная, бесперспективная работа по созданию бытовых вещей не для нашего героя и уже вскоре, показав себя на работе, как специалиста, умеющего мыслить не стандартно, его переводят в отдел новых разработок. Масаюки начинает работать с полупроводниками, входящими в состав солнечных батарей, которыми торгует Sharp.

В 1971-м году, глава агентства Sharp в Киото посылает Масаюки провести рутинные переговоры с одним из своих клиентов, которые заинтересовались в возможности использования солнечных батарей в производстве карманных приставок и игр. Этим клиентом оказывается компания Nintendo.

Придя на встречу, Масаюки знакомится с представителем компании – инженером Гумпейем Ёкои (Gumpei Yukoi), ответственным в Nintendo за запуск новых технических новинок. Инженеры быстро находят общий язык и совместное хобби – создание игрушек и гаджетов. Ёкои, пришедший работать в Nintendo в качестве завхоза на складе, отличился как-то тем, что создал механическую руку, помогающую ему собирать на складе предметы – он сделал это от скуки, но не замеченным это не осталось и принесло ему должность главного инженера. Созданная им рука получила название Ultra Hand и принесла компании Nintendo почти четыре миллиона долларов.


После разговора, совершенно очарованный Масаюкой, Гумпей предлагает ему работать на свежесозданный отдел Nintendo по разработке видеоигр. Прогресс не стоит на месте и Nintendo необходимо держаться на самом его пике. Масаюка соглашается.

Работа в Nintendo для него – как возвращение в детство, когда он учился делать игрушки.

«Я был очень удивлён тем, что все эти серьезные люди, все эти белые воротнички и суровые воротилы бизнеса занимаются таким смешным и нелепым делом, как производство игрушек для детей. Это казалось очень глупым, пока я не осознал, что мне просто необходимо там работать».

Сотрудничество с Гумпеем и знания о солнечных элементах, почерпнутые из Sharp приносили свои плоды. Nintendo выпускает на рынок Nintendo Beam Gun – серию игр, где ключевой особенностью является использование световых пистолетов – в дуло был вмонтирован фотоэлемент, реагирующий на свет. При «выстреле» элемент захватывал отражение от мишени и проверял – «попал» игрок или нет. Позже в Киото откроется целый тир для стрельбы «по тарелочкам», а концепция плавно разойдется по странам и мутирует в то, что сегодня обзывается лазертагом. Сам же «световой пистолет» Nintendo еще долго будет эксплуатировать в различных гаджетах.

Гумпей и Масаюка создают также серию карманных игр на жидкокристаллических экранах. В 1980-м – эта разработка станет известна под названием серии игр Game&Watch. Процесс игры прост и знаком каждому - в СССР эти портативные электронные игры без спроса копировала фирма Электроника, назвав их как «Ну, погоди!», «Тайны океана», «Весёлый повар» и т.п.

В начале 1980-х, Хироши Ямаучи (Hiroshi Yamauchi), генеральный директор Nintendo, разделяет отдел разработок на три группы. Начальником второго отдела разработок (RD2 Team) становится Уемура. Теперь под его командованием занимается разработкой игрового «железа» 65 человек.

Хироши поручает свежесозданному отделу создание новой электронной игрушки. Его не устраивают портативные игрушки-часы, вроде Game&Watch, не устраивают также и игровые автоматы, стоявшие в то время чуть ли не повсюду – они приносили, конечно денег, но были морально устаревшими и не могли выдержать возрастающей конкуренции – в Америке продавались портативные приставки от ColecoVision, Atari и Magnavox, подключаемые к телевизору и Ямаучи хотел, чтобы инженеры сделали ему такие же, только лучше и как можно дешевле.

Для этого Хироши идёт на хитрость.

Nintendo заключает сделку с Magnavox, согласно которой, компания будет заниматься дистрибуцией их новой консоли Odyssey в Японии по их лицензии. Чтобы уменьшить издержки, Nintendo предлагает выпускать приставки на своих производственных мощностях, а значит Magnavox не придётся тратиться на дополнительное производство. Да и японский рынок Magnavox считает чересчур маленьким, поэтому с радостью соглашается на предложение японских коллег и передаёт им инженерные планы и спецификацию.

Получив доступ к технической информации о консоли и методах её производства, Ямаучи тут же поручает сделать «свой ответ», а продажи Odyssey полностью сворачивает, сказав что «товар не был принят рынком». Magnavox то ли ничего не знают, то ли просто забивают на странных азиатов. У них порядочно и своих проблем на американском рынке. Наработки инженерного отдела помогают Nintendo создать нечто своё, не имеющие с Odyssey ничего общего. Так на японском рынке появляется консоли Color TV Game 6 и Color TV Game 15, представляющие собой несколько вариантов тенниса. Консоли неплохо продается, но Ямаучи нужна такая приставка, которую бы конкуренты не смогли скопировать несколько лет.

Задача снова поручается отделу Уемуры. Масаюка приступает к работе.

«Пусть это будет 16-ти битная консоль – такие процессоры сейчас только-только появились, но они себя покажут в будущем».

Созданная им архитектура была революционной для своего времени, но в продажу так и не попала – цена была слишком высока и от дорогих процессоров пришлось отказаться.

«Надо, чтобы конечная стоимость была… ну скажем, $75» - заверяет его Ямаучи. «Я хочу чтобы позволить себе нашу приставку мог каждый, она должна быть дешевой и простой, но при этом – производительной».

Так появляется гораздо более дешевая консоль, получившая название «Семейный Компьютер» (Family Computer) или сокращённо Famicom.

У Nintendo на неё большие планы.

На новую приставку в срочно порядке портируют все старые аркадные хиты – Mario Bros., Donkey Kong, Donkey Kong. Jr, но продажи не приносят желаемой прибыли. Вдобавок на Nintendo подаёт в суд Universal Studios, заявляющая свои права на Donkey Kong (их адвокаты всерьез считают, что это прямая калька с Кинг Конга, на который у Universal Studios есть законные права).

Nintendo терпит финансовое бедствие и единственная возможность для неё выжить и развиваться – выходить на другие рынки сбыта. Так появляется идея открыть представительство в Америке и начать продавать видеоигры там.

Проиграть битву за американский рынок Nintendo просто не может, ведь в родной стране приставка Famicom просто-напросто провалилась. Во многом, «благодаря» низкой цене – ритейлеры и продавцы игровых магазинов считают её не ходовым товаром, за который они получат слишком маленькую маржу.

Консоль стоит около $100, в то время как приставки от американцев, спокойно продаются с накруткой в 200, а то и 300 процентов, спокойно уходя за $500-600 долларов.
Многие магазины начинают продавать консоль в больших коробках, добавив в комплектацию второй джойстик, кучу игр и периферии и накрутив, соответствующим образом, цену. Напрасно Ямаучи уверяет их, что маржа окупится при продаже игр, а не самих приставок и просит снижать цены.

За два месяца по всей Японии, несмотря на массированную рекламную компанию удается продать не больше 500 тысяч копий (при грандиозных планах продать 3 млн.). Ямаучи уже начинает думать, что спасти компанию не удастся.

Беда никогда не приходит одна и эта пословица не обходит стороной и Nintendo – через пару месяцев после релиза начинают поступать жалобы от владельцев приставок – консоли виснут, игры не запускаются, а иногда приставка не включается вовсе. Покупатели требуют возврата денег.

Инженерная группа Уемуры в срочно порядке ищет неисправность и после недели напряженного труда, наконец, находит. Ошибка кроется в неправильном микрочипе, его замена решает все «железные» проблемы консоли.

Но как быть с полумиллионом уже проданных приставок?

Ямаучи решается на беспрецедентный шаг. Такого в игровой индустрии не делал до него никто. Позже, он заявит, что это был «тот самый шаг, который сделал Nintendo по-настоящему семейной компанией».

Для того, чтобы сохранить своих покупателей, Nintendo меняет все неисправные приставки на новые, с замененным чипом. Она делает это бесплатно. Все проданные в магазины партии выкупаются обратно и заменяются на новые. Это стоит Nintendo почти $500000, но эти деньги позволяют избежать большого скандала и оставляют клиентов Nintendo верными их продукции.

В это же время в Америке достигает своего пика Кризис Индустрии Видеоигр 1983-го года.

...продолжение следует...

Часть 2

Часть 3

http://kanobu.ru/blog/id162675/
http://kanobu.ru/blog/id163287/

12 комментариев