Вступай в новую эру
16 26 2279
9 мин.

Пост в «Паб» от 17.10.2010

Пост в «Паб» от 17.10.2010. - Изображение 1 Youtube
[Live in Vladivostok]Seo Taiji - Internet war(Eng subbed.HQ)

Кто из любопытства заглянет в мой профиль, узнает, что проживаю я на востоке страны, а именно в Приморском крае. Можно было бы рассказать о природе края, его людях, но отмечу другое - влияние азиатских стран. В отличие от Хабаровского края и Амурской области, наш регион граничит не только с Китаем, но и с Японией и двумя Кореями. Это действительно врата в азиатский мир. В институтах учатся и корейцы, и японцы, и вьетнамцы, и тайцы, и ребята из других стран АТР. Пообщаться с носителем восточного языка вживую не составляет огромного труда: сходи на рынок, на работу, в кафе - минимальный набор фраз, от "конничива" до "цхао би", знают очень многие. Ну а в плане культурного вмешательства всё тоже очень и очень неплохо. Аниме культура, косплей, чайные церемонии - это далеко не выбор гиков, а вполне интересные занятия для молодёжи. К примеру, концерты корейской рок-группы Seo Taiji, проходят чуть ли не с большим аншлагом, чем на родине(естественно, относительно количества населения). А состязания на лодках "Драконах" один из самых популярных видов спорта.
2004 Стадион "Динамо"
http://youtube.com/watch?v=3wjiR8CtjjM
Музыка, фильмы, традиции - всё это не диковинка для населения. К примеру, чтобы найти какой-нибудь жуткий японотрэш, навроде "Жри школьниц", мне не надо лазить по спецсайтам или фан-клубам, а стоит всего лишь зайти на портал своего провайдера - там такого добра навалом. Да и широкий зритель, не связанный дурными обязательствами хобби, знакомится с продуктами современных азиатов по местному телевидению, где умудряются крутить не бразильские, а корейские и японские сериалы. Ежегодный кинофестиваль "Меридианы Тихого" тоже открывает диковинные и редкие произведения региона.

И, как ни странно при таком раскладе, я крайне холодно отношусь ко всему восточному. Умеренно смотрю аниме, отдавая предпочтение либо кровавым, бездумным сериалам, либо смотрю признанные шедевры полнометражки. Из музыки уважаю только весёлые рок-запилы корейцев и фольклорные наигрыши японцев. Ну, а поэзию и литературу Азии очень тяжело не любить.
Хуже всего отношения сложились с кинопроизведениями. Боевики знатные получаются у китайцев - у них это особый продукт, навроде Болливудских картин. Японцев интересно смотреть за их любовь к кровопусканию и самураям. А вот с серьёзным кино, как-то не складывается. Ким Ки Дук вроде неплох, но не цепляет. Такеши Китано устраивает во всём, кроме порывов узнать традиционную и историческую основу его персонажей после каждого просмотра. И это я назвал самых известных восточных мастеров, которых смотрю в обязательном порядке. Многочисленные молодые авторы и единичные картины не исправляют ситуацию - внедрение востока в ум запада идёт со скрипом. Хочется чего-нибудь простого и общечеловеческого.
И, на удивление, одна из картин меня-таки зацепила. Да так, что пришлось смотреть не только её, но и весь цикл произведений, связанных с ней. Говорю я о фильме "Олдбой" и его родственниках "Сочувствие господину Месть" и "Сочувствие госпоже Месть".
Этот и последущие ролики впечатлительным смотреть не стоит
http://youtube.com/watch?v=mUqnU9YF5eE
Картины эти принадлежат корейскому режиссёру Пак Чхан Уку. Как-то ему бог послал, нет, не кусок сыру, а возможность снять фильм «Объединённая зона безопасности». Картина повествует о выдуманном конфликте, произошедшем в демилитаризованной зоне двух государств - Южной и Северной Кореях. Раскрытие конфликта не с политической, а с рядовой человеческой стороны принесли фильму мировую известность и позволили его режиссёру и сценаристу, Чхан Уку, обрести известность и собрать столько денег, сколько требовали его личные проекты.
А интересовала его совсем не война двух политических лагерей, а другое, более близкое всем понятие – месть. Известно высказывание из настольной книги самураев «Хакагурэ»: «Одного человека пристыдили за то, что он не отомстил. Зачастую месть заключается в том, чтобы просто ворваться к врагу и быть зарубленным. Это не постыдно. Если же ты думаешь, что должен вначале завершить свои дела, а потом мстить, время для мести никогда не настанет. Размышляя о том, сколько людей есть у твоего врага, ты только теряешь время, и, в конце концов, обстоятельства вынудят тебя отказаться от мести». По мнению автора, живущего во времена суровые и так же, как сейчас, обременённые проблемой перенаселения японских островов, сильный самурай, отвечающий за свой клан и верно служащий своему господину, не должен сомневаться – чем скорее свершится акт мести, тем лучше, иначе это уже не месть. Следуя этой логике, все герои трилогии «мести» Пак Чхан Ука – это «воистину ничтожные люди», так как месть они сделали своей целью в жизни, её конечным продуктом и произведением.
Первой я посмотрел картину «Олдбой», затем увидел «Сочувствие господину Месть» и последним был фильм – «Сочувствие госпоже Месть». На все это ушло более двух лет. Начну поэтому с начальной, и не только для меня, картины – «Олдбой».
Олдбой/ Oldboy
"Меня просто осчастливил этот фильм" Квентин Тарантино (из слов, сказанных на пресс-конференции на Каннском кинофестивале 2004)
Что же ещё мог сказать автор «Бешеных псов» и «Криминального чтива» об этой картине? Кому, если не ему, близки персонажи «Олдбоя», запутанный сюжет и наличие приятной кровавости? Фильм выстрелил в 2004 году, завоевав Гран-При 57-го Каннского кинофестиваля. Собственно это единственная наиболее известная картина Пак Чхан Ука – ни одно произведение из трилогии «Мести» даже близко не стоит с главным творением режиссёра. Фильм рассказывает нам историю жизни человека по имени О Дэ Су. В один прекрасный день его, пьяного, забирают в полицейский участок. Приходит в себя он, уже находясь в странной тюрьме: комнатка с заклеенным окном, железная дверь, телевизор. 15 лет, целых 15 лет ему предстоит провести в этом пространстве. Узнать, что жена зверски убита, официально для всех – им самим, постоянно засыпать наркотическим сном под гипнотическую музыку, питаться только пельменями, научиться борьбе, пытаться себя убить – все это предстоит пережить за годы заключения. Помимо злости и ненависти, что ещё может чувствовать обычный человек, оказавшийся в такой ситуации? Вот и О Дэ Су решает спокойно и методично дождаться своего часа. Часа, когда он полностью и вдоволь сможет насладиться местью. Сюжетно и визуально картина – самая шикарная в троице. Флэшбеки, подводные камни в повествовании, ловко подобранные сцены, работающие по принципу «показали – додумай сам» - режиссёр/сценарист Пак Чхан Ук играет со зрителем на протяжении всех двух часов кинокартины. Смотреть за попытками главного героя отомстить своему обидчику не утомляет совсем, хотя и попадаются моменты, уводящие фильм в сторону депрессивного уныния.

Сам сюжет взорвёт неподготовленный мозг с вероятностью 100 целых и 99 сотых процента. В основе лежит одноимённая манга Нобуаки Минэгиси и Гарона Цутии. Тема мести замешана на инцест, любовь, жестокость и силу воли измождённого человека. Один из моих младших братьев, советуя картину к просмотру, заявил, что фильм «воспалён» так же, как голливудский триллер «Семь». Пускай я и не согласился впоследствии, но «воспаленнность» - лучшая метафора к произведению Пак Чхан Ука.

Как и написал выше, технически фильм великолепен. Снятый за 4 млн. долларов с его он интересен не только операторской работой, но и даже немногочисленными спецэффектами. Самой шикарной сценой, по праву, считается проход О Дэ Су с молотком через толпу противников. Снятый одним дублем в специально подготовленном помещении, эпизод с бесподобной актёрской игрой Чхой Мин Cика завораживает раз и навсегда: что-то похожее очень тяжело найти в других кинокартинах.
Аццкий хаммерфол
http://youtube.com/watch?v=eRBwvIX7Sao
Да и сам фильм выполнен в строгих, тёмно-серых тонах: чёрно-красная кровь, ярко-красная кровь, ослепляющий белый снег, иссиня-чёрная грязь, серо-жёлтые выбитые зубы – боль, надлом и истязание человеческой натуры, не скованные визуальной составляющей ни на йоту.

Сочувствие господину Месть/ Sympathy for Mr. Vengeance
Обожжённое «Олдбоем» сознание требовало продолжения. А потому, буквально за несколько недель, была выдернута на свет первая часть мстительной серии «Сочувствие господину Месть». Её Пак Чхан Ук снимал сразу после «Объединённой зоны безопасности» и уже в ней он начал давать общее направление своей идее.

Главными героями стали обычные люди: глухонемой парень Рю, пытаясь помочь своей сестре, нуждающейся в пересадке почки, будучи обманутый мошенниками, похищает дочь Пака, главы завода, откуда Рю уволили. Глупость и беспечность приводят к тому, что девочка гибнет в реке – теперь и ни деньги, ни все выполненные требования похитителя не вернут её отцу. Убитый горем отец и глухонемой, готовый покончить с самим собой за произошедшее с девочкой, разыгрывают перед зрителем нелицеприятную драму, в которой не знаешь за кого переживать. Желания отца понимает каждый, кто знает, что такое любовь близкого человека и забота о нём. Желания Рю тоже не лишены твёрдой основы: сестра – это всё в его жизни и смерть её он не мог допустить. Патовая ситуация.

Старается и режиссёр – «Сочувствие господину Месть» самая депрессивная и тяжёлая картина трилогии. Здесь буквально через себя смотришь очередную подвижку в сюжете. Повествование медленно, тоскливо отражает всю противоречивость поступков героев. А на что готов ты, ради справедливости, подготовленной не тобой, а обстоятельствами? Месть – это производная трезвого ума или тех поступков, которых можно было и избежать? Неторопливое действо и заунывный саундтрек позволяют ответить на эти вопросы сразу, во время просмотра. Но именно, такая подача и влияет на отношение к фильму: смотреть картину очень тяжело и противно, а потому с первого раза не каждый осилит этот интересный, основанный на бытовой ситуации, сюжет. Нет здесь и особых сценарных выкрутасов – концентрация на переживаниях персонажей, разоблачении их сущности предусматривает детализированное, последовательное повествование, скурпулёзно вскрывающее тайны героев.
Собственно, общая депрессивность и неспешность делают «Сочувствие господину Месть» продуктом не для всех. Смотреть его стоит лишь в общей связке с двумя другими фильмами трилогии, чтобы поближе понять замысел режиссёра.

Сочувствие госпоже Месть/ Sympathy to lady Vengeance
Тягостные ощущения после просмотра первого фильма трилогии, не дали мне посмотреть сразу эту картину. И вот, на прошлой неделе, спустя два года после моего знакомства с «Олдбоем», по стечению обстоятельств я всё-таки увидел «Сочувствие госпоже Месть» и ни капельки о том не жалею.
Завораживающее вступление
http://youtube.com/watch?v=GoNbdvw5Zug
Во-первых, это самый светлый и весёлый фильм трилогии. Странно звучит, конечно, при наличии расчленёнки в кадре, а также очередного выворачивающего душу сюжета. Но факт остаётся фактом – столько ни улыбался и ни смеялся я при просмотре предыдущих картин. Вроде и тема не для юмора: молодая девушка жестоко убивает похищенного пятилетнего ребёнка, за что попадает в тюрьму на целых 13 лет. С первых кадров фильма непонятно, кому, собственно, и за что собирается мстить это милое существо, прозванное ангелом во плоти за свою красоту. Появление главного злодея происходит внезапно и легко – буквально парой сцен фильма. После этого зрителю не дают возможности найти в девушке следы злодеяний, покопаться в её тайной сущности. Да ничего такого и нет – грань между добром и злом очерчена строго и без затей. Эта – действительно жертва, а этот – действительно, вызывающий отвращение, выродок. Пак Чхан Ук сделал легкий реверанс в сторону повседневности. Главная героиня буквально перестаёт быть главной к финальным сценам. А что будет, если мстить не одному а в компании? Что, если поделиться этим, всепоглащающим чувством, с другими? «Сочувствие госпоже Месть» легко и непринуждённо обыгрывает тему самосуда – вершить правосудие в компании не так тяжело, как нести этот грех одному.
А какая атмосфера?
http://youtube.com/watch?v=kGM_L85fAxc
Во-вторых, получился самый композиционно крепкий фильм серии. Здесь нет провисаний в подаче сюжета, как в предыдущих частях. Нет этих лирических отступлений, которые приходится смотреть через силу, чтобы узнать дальнейшее развитие. Общая динамика такова, что картина не смотрится более стремительно, чем «Олдбой», но в тоже время темп её не угасает и зевать не приходится. Сохранились и фирменные режиссёрские приёмы отображения реальности: без лишних приукрашиваний, но и без попыток уберечь зрителя от жестокости в кадре. Кровь льётся рекой, слёз немногим меньше, а в душе всё-равно музыка и лёгкость.

В итоге, «Сочувствие госпоже Месть» можно смело называть одной из самых сильных и качественных работ Пак Чхан Ука. Только так, на позитивной и светлой ноте, стоило заканчивать тяжёлую для восприятия трилогию «Мести».
И немного о грустном. Все три фильма – исконно корейские. Смотреть их желательно в оригинале, но такое себе позволить могут немногие. У нас в прокате они все переведены, но переведены с английских версий. Грустью веяло уже после выхода «Олдбоя»: «Однокашник» - дословный перевод названия на русский, но в прокат оставили транслитерацию, что конечно, вроде, и подходит под суть – корейцы слово «Oldboy» и у себя не поняли, но и смысла в транслите тоже не вижу. Перевод с английского же, таков, что не ясно, кто и чего переводил: самая моя любимая ошибка - это перевод словосочетания «fingerprints», как «анализ ДНК». Какая мелочь, а такого на весь фильм наберётся. С остальными картинами аналогичная ситуация. В общем, хочешь не хочешь, общее впечатления портят.

26 комментариев