16 30 8691
8 мин.

Доброго всем времени суток!В детстве большинство из нас играло в «солдатиков» и «войнушку», ...

Доброго всем времени суток!
В детстве большинство из нас играло в «солдатиков» и «войнушку», и как это водится у детей, всегда возникали нешуточные споры о том, кому же быть командиром. Компьютерные игры дают шанс сделать это каждому, в той или иной степени. Однако управляя сотнями зергов или безымянных «морпехов», мы очень далеки от командования в чистом виде. Все современные стратегии - это микроконтроль каждого юнита. Точнее, чтобы преуспеть в стратегической игре, приходится это делать. Если смотреть глазами военного, то стратегическая игра — это тактика. Большое количество действий в секунду, шаблоны развития, общая динамика — не дают задуматься над стратегией, все усилия идут на тактику.

А ведь на самом деле «генерал» не говорит рядовому, когда именно тому стрелять гранатой или бежать в окоп, он просто дает указание «захватить плацдарм» или «уничтожить живую силу противника». Иными словами, как мы видим в фильмах, двигает фигурки по штабной карте. Сегодня я бы хотел рассказать историю варгеймов — поджанра компьютерных стратегий в целом, не снискавшему особой популярности у игроков ввиду высокого «порога вхождения» (высокой сложности). Все варгеймы отличаются точностью моделирования боев и исторической достоверностью, хотя для игрока они обычно выглядят, как «штабная карта».

Пришло все на компьютеры со столов. Настольные варгеймы существовали чуть ли не со времен существования человечества. Ведь для любого командира армии «карта с фигурками» — это варгейм, а вот для солдата — война, ведь невозможно эффективно управлять армиями, находясь в пылу боя.

В 1980-х компании Strategic Simulations и Strategic Studies Group решили перенести часть своих настольных игр на начинавший набирать популярность персональный компьютер.
В том числе и варгейм Squad Leader. Переносили, дотошно копируя правила и игровое поле. Игра вышла очень неплохой для своего времени, но покупалась, только игроками настольной версии, у которых был ПК (и было их, скажем так, немного). Позже разработчики придут к выводу о малой окупаемости подобных стратегий и перейдут на модель «тактической» стратегии (а Blizzard задаст планку «качества»), но речь о них я вести не буду.

Основная суть варгейма — воевать, простите за тавтологию. Нам дают командовать как с «генеральского» поста, так и с «командирского». Иными словами, мы будем управлять как армиями, так и пехотинцами, но в отличие от «классической» стратегии прямого контроля, в варгеймах обычно отсутствует режим реального времени (в угоду пошаговому), и управляемая единица не всегда выполняет то, что ей было приказано, если ей мешают реальные преграды. В самых проработанных даже отражена психология солдата, который только в редких случаях «полезет на амбразуру».

Варгеймы отличает медлительность игрового процесса. Никто не торопит игрока принимать решения, но и ошибки обычно не прощает. Сегодня я расскажу о самых ярких представителях «классического» (основанного на реальных событиях) варгейма: Panzer General (Strategic Simulations, Inc., 1994), Steel Panthers (Strategic Simulations, Inc., 1995), Close Combat (Microsoft, 1996) и Combat Mission (Big Time Software, 2000).

Panzer General

Пошаговый варгейм оперативного управления армиями. Поле состоит из хексов (гексагонов или шестигранников). Настольный варгейм в чистом виде. В основе игры стоит Вторая мировая война, а игрок — немецкий генерал. В кампании нам предлагают переиграть войну, начиная с захвата Польши и заканчивая поражением нацистской Германии в войне. Да, вы не ослышались — изменить ход войны нам не дадут. Впрочем, такой подход делает игру более интересной, так как делит ее, хронологически, на две части: наступление и отход германской армии. В первой части игры (Польша, Африка и Барбаросса) мы наступаем, и условиями победы является захват ключевых точек местности, а во второй (Хаски, Харьков) нас теснят к Берлину и цель — отступать с минимальными потерями. Причем и в том. и другом случае есть бонусные задания (захватить раньше или отступить позже), за выполнение которых игроку засчитывают «громкую» победу.

Сам же геймплей прост и сложен одновременно. В игре есть несколько типов войск, которые по-разному эффективны друг против друга. Это заставляло игрока комбинировать войска для достижения победы. Окопавшихся пехотинцев приходилось «выкуривать» артиллерией, которая, в свою очередь, не имела никакой защиты от других типов войск и требовала сопровождения.
Зачастую можно было получить ответный артобстрел или засаду противотанковой бригады. Попробовать разбомбить с самолетов артбатареи? Но где гарантии, что истребители не в воздухе или вокруг пушек нет зениток? А сами истребители направить на охрану своих бомбардировщиков или на уничтожение вражеских?
Игра заставляла использовать стратегию Блицкрига — быстрое продвижение к ключевым точкам, оставляя в тылу вражеские отряды. Их можно добить потом, а вот взять город лучше побыстрее.

Реки являлись непреодолимыми препятствиями для танков, а в случае уничтожения мостов, новые требовалось наводить инженерам. Дороги для быстрого продвижения войск были удобны для засад, так что приходилось лишний раз разведывать весь путь, чтобы не потерять элитный батальон танков. Ах да, забыл сказать — в игре была система набора опыта, который был очень дорог, ввиду его медленного накопления.
В итоге. Эта игра популярна до сих пор. Во многом именно эта игра определила направление развития стратегических игр в целом. Я бы назвал ее Warcraft-ом мира варгеймов. Если у вас появится желание поломать голову над стратегическим решением задач — пробуйте смело. Игра еще более чем жива.

Почему стоит поиграть:
- Родоначальник многих элементов современных стратегий
- Большие возможности стратегического планирования
- Можно высадиться в Англии : )
Оригинальная серия игр:
Panzer General, Allied General, Pacific General, Panzer General II, Panzer General 3D Assault, Panzer General III: Scorched Earth, Panzer General: Allied Assault
Мультиплеер:
Да, hotseat или игра через e-mail

Steel Panthers
Опять «икона», но в другом поджанре. Это тактический варгейм, где мы управляем как каждым солдатом отдельно, так и бригадами солдат. Помимо ставшего уже классикой опыта, нам дают управлять расходом патронов и моралью. Появляется возможность давать цепочки заданий.

В плане геймплея игроку дается определенный набор исторически достоверных юнитов, который, в теории, он может дополнить докупленными. Конечно, если он заработает денег на найм — а вот тут уже не так все просто. AI и во времена появления игры был очень неглуп, а на текущей стадии разработки игры вообще доставляет множество проблем. В данный момент игру дорабатывает комьюнити игроков, так как разработчик открыл исходные коды, поэтому обилие карт, модов и сценариев вызывает полную растерянность — «с чего начать?». Начните с «начала». С оригинальной Steel Panthers - там уже затянет.

Почему стоит поиграть:
- Великолепный AI
- Большие возможности тактического планирования
- Управление всеми аспектами снаряжения бойца
Оригинальная серия игр:
Steel Panthers, Steel Panthers II: Modern Battles, Steel Panthers III Brigade Command
Мультиплеер:
Да, hotseat или игра через e-mail

Close Combat
Несмотря на то, что в индустрии сложилось мнение о варгеймах, как о пошаговых играх, однако существуют и представители «реального времени». Close Combat как раз из таких. Это двухмерный варгейм реального времени, в котором появилось влияние типа местности на бои. Тут есть холмы и болота, леса и поля, окопы и бункеры. Как и в Steel Panthers, у каждой единицы есть показатель усталости и морали, ограниченные боеприпасы. Подавление огнем вышло на первый план, и теперь нужно не просто «разбомбить» противника — приходится его подавлять, обходить с флангов, пугать танками. В общем, еще один шаг к реальному моделированию военных операций.

В зависимости от карты нам будут предложено огромное количество средств для маскировки и защиты наших солдат и техники. Подавить бункер намного сложнее, чем отряд солдат в поле. Появился «туман войны», причем у техники, как и в жизни, обзор очень низок, и слать танки в город без прикрытия пехоты стало подобно самоубийству. Да и в хексах отпала необходимость.

Позже такие игры, как Противостояние и Блицкриг продолжат эту идею, но родоначальником стала игра от Майкрософт.
Сюжет оригинальной игры основан на противостоянии США и Германии на западном фронте во время Второй мировой войны, и он начинается с высадки на пляже Омаха. Войска реагируют соответственно ситуации, и послать на убой их не выйдет. Gamespot назвал игру «симулятором психологии войны». Все бойцы испытывают стресс (а когда другой человек пытается наделать в тебе дырок размером примерно в 8 миллиметров — это серьезный стресс) могут отказаться двигаться или, наоборот, воодушевленные успехом на фланге, пойти в сумасбродную атаку.
Особенно хорош был звук. Слушая предсмертные крики умирающих солдат, из-за ошибки планирования солдат, становилось как-то не по себе. Подружиться с игрой помогало отличное обучение. Если вы решите поиграть в нее — обязательно пройдите его, иначе могут возникнуть сложности. В итоге игроки получили эталонный варгейм реального времени, до которого так ни одна игра и не дотянулась.

Почему стоит поиграть:
- Лучший симулятор командира малого отделения
- Великолепная озвучка
- Дотошность моделирования психологии солдата
Оригинальная серия игр:
Close Combat, A Bridge Too Far, III: The Russian Front, IV: The Battle of the Bulge, V: Invasion Normandy
Мультиплеер:
Да, полноценный мультиплеер по сети или через интернет.

Combat Mission

Panzer General и Steel Panthers давали простор для игр разума посредством неторопливого планирования в пошаговом режиме, а Close Combat позволял окунуться в реализм боевых действий благодаря режиму реального времени, однако это были крайности, и в голову разработчиков из Battlefront пришла идея совместить эти крайности в одной игре. Так появился на свет последний «законодатель мод» в жанре реалистичных варгеймов.
Как же совместить несовместимое, спросите вы? Очень просто — система WeGo. В настольных играх существуют две системы очередности ходов MeYouGo и WeGo. То есть либо игроки ходят по очереди, либо одновременно. Вот вторую систему и взяли на вооружение разработчики Combat Mission. Каждый игрок задает
последовательность действий для своих юнитов на ближайшие 15 секунд и нажимает кнопку Go. Когда все дали задания, начинается Real-time составляющая, и в течение 15 секунд бойцы пытаются выполнить указания. Управлять ими в этот момент нельзя, но фактор «возможности» присутствует. Если выполнить действие невозможно, юнит остановится, начнет стрельбу или выполнит действие, способное помочь ему достигнуть цели следующим ходом.

Данная система оказалась очень удачной, а вкупе с полностью трехмерной картинкой добавила популярности игре. Эта игра — не первый трехмерный варгем, однако — первый популярный варгейм. Отличные оценки критиков и прохладный прием со стороны игроков, впрочем, не принесли хороших продаж. Обычным игрокам не понравились завышенные системные требования и высокая сложность игры, но любители варгеймов до сих пор считают эту игру одной из лучших в жанре.
Впервые в жанре была введена система частичного поражения. Пушка, попавшая в отряд солдат, вовсе не обязательно убивала всех. Так же происходило и с танками. Шанс, что 45мм пушка пробьет лобовую броню Тигра, был минимальным.

Мораль, усталость, опыт, обучаемость — все классические составляющие остались на своих местах, а добавление погодных эффектов и улучшенного «тумана войны» (игрок видел только то, что видят солдаты, а не всю «разведанную» зону, причем стрелять в туман войны никто не запрещал) подняло планку «хорошего» варгейма.

Победа давалась не только на основании уничтожения противника и взятии ключевых точек, но на основе потерь и захваченных пленных. Вместе с попыткой исторически точно смоделировать сражения Второй Мировой игровой интерес оказался непревзойденным. Конечно, при условии, что вы готовы мириться с «тормозами» и неторопливостью геймплея.

Почему стоит поиграть:
- Система WeGo
- Физический движок игры позволял смоделировать с высокой точностью баллистику всего оружия
- Погодные эффекты, помехи и укрепления очень серьезно влияли на то, что видит игрок.
- Высочайший уровень проработки пехоты и техники, а так же их характеристик

Оригинальная серия игр:
Combat Mission: Beyond Overlord, Combat Mission: Barbarossa to Berlin, Combat Mission: Afrika Korps, Combat Mission: Shock Force, Combat Mission: Campaigns, Combat Mission: Afghanistan

Мультиплеер:
Да, полноценный мультиплеер по сети или через интернет.

На этом я заканчиваю рассказ о лучших варгеймах, и когда вам надоест «выносить собаками на раш терранов», разомните мозг — сыграйте в варгейм.

Buena suerte camarado!
Gracias Carry Gun!

30 комментариев