Плати только за то, чем пользуешься
54 121 18501
19 мин.

Пост в «Паб» от 14.10.2010

Пост в «Паб» от 14.10.2010. - Изображение 1 Youtube
EVE Online: Dominion Trailer

Просьба ознакомиться перед прочтением!
Данный синопсис не претендует на полное описание всех тонкостей EVE Online по причине большого объема информации, содержащегося в игре. Это всего лишь обзор основных особенностей вышеуказанной ММОРПГ с претензией на гайд новичкам. Приятного чтения!

Поехали! (с)

2003 год от Рождества Христова был полон событий, связанных с космосом. 1 февраля – день траура. Во время посадки взорвался космический шаттл «Колумбия», весь экипаж погиб. 20 мая – состоялся первый полёт частного управляемого космического корабля «SpaceShipOne». 15 октября — в КНР был запущен первый космический корабль с космонавтом на борту — Shenzhou 5. Нас же интересует в первую очередь 6 мая 2003 года. Именно в этот день состоялся запуск первой полномасштабной онлайновой космической вселенной с красивым и емким названием EVE. Тогда еще никому не известная исландская студия CCP Games под патронажем ныне покойной Simon & Schuster Interactive создала многопользовательский фантастический мир, который в дальнейшем стал не только домом для сотен тысяч взрослых игроков со всего земного шара, но и настоящим феноменом для реальных экономистов и политологов современности. Так что же из себя представляет EVE Online?

По УМУ

Если вкратце, то EVE Online – это космическая ММОРПГ с мощной социальной составляющей и огромным игровым миром. Концепция EVE построена на принципе полной свободы действия игроков, обладая за счет этого относительно высоким порогом вхождения (адаптации) в игру. По сути, игра является антиподом World of Warcraft. В WoW созданы все условия для того, чтобы в игру без проблем смогла окунуться даже домохозяйка – с первого по последний уровень вас заботливо ведут за ручку через квесты и данжы, услужливо объясняя все тонкости несложного устройства мира и простых правил взаимодействия с игроками. В EVE напротив, игрока почти с самого начала бросают в огромный мир, объясняя через начальный туториал лишь основы основ. Потому позвольте рассказать немного о том, что ожидает новичка на старте.

После создания аккаунта (14-дневный триал или оплаченный месяц подписки) начинающему игроку предлагается выбрать расу (одну из четырех, определяет будущий облик пилота и стартовую систему), родословную (обучался в военной академии, принадлежал к касте торговцев, в детстве был отдан в научную академию или что-то другое – влияет на стартовые навыки) и сгенерировать портрет в довольно обширном редакторе.

Характеристики у персонажа есть (5 штук), но влияют они в основном на скорость прокачки навыков (об этом чуть ниже) и социально-экономические аспекты существования (характеристики можно повышать за счет установки имплантатов в голову персонажа, которые теряются в случае гибели пилота). К слову о навыках – EVE, в отличие от подавляющего большинства ММОРПГ, обладает уникальной системой разучивания умений. В общем-то, совокупность скилов каждого пилота – это и есть вся прокачка персонажа. Здесь нет уровней, нет шкалы опыта, которая бы росла в ходе выполнения заданий или шинковки монстров. Есть лишь 24-х часовая очередь изучения, в которую можно помещать навыки для их прокачки. Изучаться они будут автоматически, без участия игрока и даже во время его отсутствия в игре. В EVE около 400 навыков, разнесенных в разные группы: управление космическими кораблями, управление системами и вооружением кораблей, производство, торговля, социальные и политические навыки и т.д. У каждого навыка есть 5 уровней прокачки, естественно с ростом уровня действие скила усиливается, но и время изучения каждого последующего уровня возрастает в 5 раз относительно предыдущего. Так же у каждого навыка есть модификатор скорости его изучения (зависит от сложности умения), чем выше его значение – тем больше уйдет времени на достижение уровня. Время, затрачиваемое на изучение первого уровня может варьироваться от 5 минут до получаса, соответственно на изучение пятого уровня одни скилы требуют 1 день, другие до 2-3 месяцев реального времени. И если учесть, что в игре нет никаких заранее заготовленных классов и профессий (вроде лучник/маг/воин или крафтер/строитель/добытчик) - не трудно догадаться, что на изучение всех навыков потребуется более 6-7 лет. Именно поэтому в самом начале игры желательно заранее определиться, какой род занятий вам по душе. А уж возможностей занять себя в EVE предостаточно, что возвращает нас к концепции полной свободы игры. Ниже я перечислю основные условные направления деятельности, параллельно рассказывая про механику и мир EVE.
Агент-раннер

Самое банальное и привычное большинству игроков в мморпг занятие – выполнение заданий, выдаваемых различными нпц. Чтобы перейти к описанию сего процесса в мире EVE, для начала нужно рассказать о системе корпораций. Корпорации в мире EVE бывают двух видов – те, что созданы разработчиками (нпц-корпорации) и те, что управляются игроками (тут пояснять нечего, суть те же кланы или гильдии). В первом случае это всевозможные организации, в составе которых находятся агенты – нпц, которые как раз и занимаются выдачей заданий игрокам. У каждой такой корпорации и такого агента есть шкала отношения (стендинг) к конкретному игроку, плюс у агентов есть уровень качества, в зависимости от которого они будут выдавать вам миссии разной степени жирности (чтобы начать брать миссии у агента более высокого качества, нужно сначала повысить рейтинг в соответствующей нпц-корпорации за счет выполнения заданий более низкоуровненого агента).

Изначально отношение игрока ко всем организациям в игре нейтральное, но в зависимости от его действий может меняться от -10 до +10. Как повысить свой рейтинг к конкретной нпц-корпорации и ее агентам я уже описал, а вот как понизить – тут уже интересней. Чтобы опуститься в глазах агента – нужно проваливать или отказываться от взятых у него заданий. Чтобы попортить отношения с нпц-корпорацией – нужно воевать с ее представителями. Поясню – в мире EVE корпорации нпц находятся в противостоянии друг с другом. Беря у одного агента миссию по уничтожению «пиратов», игрок летит убивать представителей корпорации этих самых «пиратов». Но при определенном желании, можно найти агентов, выдающих миссии от этих самых «пиратов» и начать работать на них, в этом случае правительственные корпорации начнут смотреть на вас косо и престанут снабжать заданиями. Впрочем, можно стараться избегать боевых миссий, нанявшись к торговым, добывающим и иным нпц-корпорациям.
Думаю, каждый игрок в EVE проходил через этот период выполнения миссий. Кому-то данный этап нужен лишь чтобы встать на ноги, а кто-то становится профессиональным агент-раннером. Это ремесло не хуже и не лучше других, раннер с опытом способен сколотить целое состояние за счет получения наград от агентов, а так же сбора с убитых «мобов» множества предметов. Но набор миссий у агентов всех корпораций все же ограничен, потому со временем задания начинают приедаться.

Сальвагер

Он же падальщик, он же ниндзя. Не сказать, чтобы данный род деятельности был полностью самостоятельным, чаще он совмещается с другими «профессиями», например с агент-раннерством или пиратством. Но сначала стоит узнать о системах клонирования и страхования в EVE. Вспомним фентези-мморпг. Что случается, когда вашего персонажа убивают? Он либо попадает в загробный мир, где ему предлагают добежать до своего трупа и воскреснуть, либо возрождается в ближайшем населенном пункте, либо оживляется другим игроком с помощью специального предмета/навыка. После такой смерти персонаж может либо получить дебаф на время, либо потерять определенное количество опыта, либо выронить вещь из инвентаря, которую может подобрать победитель. В EVE этот процесс смерти/штрафа обставлен более реалистично и жестко, как и подобает н/ф игре. Что из себя представляет система клонирования – каждый игрок может на подходящей для этого станции создать клона своего персонажа, который рассчитан на восстановление определенного количества навыков после гибели героя. Страхование же нужно чтобы обезопасить себя с финансовой точки зрения. После гибели на станции создается клон персонажа, но вот взорванный корабль никто вам просто так заново не подарит. Его остов (врек) с уцелевшим после взрыва оборудованием останется висеть на месте смерти. И если игрок застраховал свой корабль до этого – он получит некоторую финансовую компенсацию за него. К тому же всегда можно попробовать прилететь на новом корабле к месту своей гибели и попробовать обобрать свои останки, но зачастую игрока опережают как раз те самые сальвагеры. Помимо того, что они снимают с найденных в космосе вреков все оборудование, они еще и раскурочивают остов специальными сальважными установками, которые перерабатывают останки на комплектующие.

Зачастую узкоспециализированных сальвагеров встретить довольно трудно, а лучшие представители выходят из агент-раннеров (корабли «мобов» на миссиях структурно ничем не отличаются от кораблей игроков, их останки так же можно обирать и затем сальважить). Многих сальвагеров называют ниндзя за то, что эта специализация часто совмещается в ремеслом исследователя. Ниндзюк способен с помощью сканирования системы обнаружить места выполнения миссий другими игроками и, прилетев на место, начать воровать чужие вреки.

Рудокоп-производственник

Тут все относительно понятно. Вспоминаем добывающе-производственные профессии в фентези-мморпг. Вышел утром в горы и вперед копать отсюда и до заката. В мире EVE достаточно много астероидных поясов (белтов), содержащих в себе десятки различных минералов разной степени ценности. Игроки-рудокопы с самого начала изучают все, что связано с добычей руды (майнингом) и классами кораблей, необходимых для данного процесса. Их грубо говоря два: первый обычно это сам корабль-рудокоп, в функции которого входит разработка астероидов и складирование полученных ресурсов в зашифрованные контейнеры, второй – транспортное судно для перевозки контейнеров на станцию для последующей переработки руды. Тут идет в ход вторая специализация, часто встречающаяся среди рудокопов – производство оборудования и кораблей с помощью чертежей и ресурсов. Как и мародерство, это направление присуще и другим «специальностям». Так же стоит отметить, что рудокопы одни из самых бедных персонажей на старте и одни из самых богатых спустя несколько месяцев прокачки. Существуют целые корпорации рудокопов/торговцев, которые купаются в золоте, а для защиты своих границ и интересов пользуются услугами корпораций игроков-наемников.

Начиная с дополнения Tyrannis, игроки получили возможность помимо астероидных поясов разрабатывать целые планеты и луны, строя на них фабрики и шахты. Данный процесс окрестили планетарным взаимодействием.

Дальнобойщик

В отличие от фентези-мморпг, положенные на склад вещи в EVE вовсе не доступны в меню соответствующего нпц, в какой бы точке мира он ни находился. Предметы в EVE – это достаточно материальные (с поправкой на виртуальность игры) объекты, у них есть объем, который они занимают. И они не могут телепортироваться из одной точки галактики в другую сами по себе. Более того, в отличие от опять же фентези, где в инвентаре героя помещается сразу несколько комплектов брони, множество мечей и щитов, десятки баночек и блюд, в EVE корабль в принципе не может перевезти в себе объем гораздо больший, чем он сам занимает (есть конечно модули компрессии материи, но волшебного многократного прироста трюмовым отсекам корабля они не дают). Для перевозок крупных партий предметов, руды, оборудования и особенно других кораблей существуют специальные огромные суда с гигантскими трюмами, так называемые транспорты (грузовики). Они так же делятся на два типа – те, что поменьше и летают между системами, используя обычные врата (система врат тут аналогична большинству космосимов вроде X3 или Freelancer) и те, что покрупнее и прыгают сразу через несколько систем, используя встроенные прыжковые двигатели.

Чтобы продолжить рассказ о данной специализации, стоит сначала упомянуть систему контрактов в EVE. Этот механизм позволяет одним игрокам предлагать работу другим или торговать даже в свое отсутствие. Контракты бывают четырех типов: аукцион, обмен предметами, займ и курьер. Первый вариант понятен любому игроку в WoW – суть его заключается в выставлении предметов на региональный аукцион. Второй тип так же не вызывает вопросов – передача предметов или же бартер с другим игроком. Третий тип юридически закрепляет акт займа одного игрока другому. Четвертый вариант позволяет создавать по сути миссию по перевозке предметов, которую может взять на выполнение любой игрок, если конечно он сможет с ней справиться. Работодатель в контракте указывает, откуда забрать груз и куда доставить. Так же дальнобойщик должен перед принятием контракта внести залог, установленный работодателем на случай, если предприимчивый работник решит оставить содержимое контейнеров себе. В случае выполнения условий контракта дальнобойщику возвращается его займ плюс установленное опять же работодателем вознаграждение. Если учесть массивную экономику игры и ее обширный мир – дальнобойщики без работы не останутся никогда.

Пират

Как ответил один мой знакомый в игре на вопрос, почему он до сих пор не занялся пиратством – «Я еще не настолько богат для этого». Как ни странно, но честный путь развития в EVE на первых порах гораздо прибыльнее ремесла адептов Веселого Роджера. Меж тем пиратство манит многих игроков своей романтикой и непредсказуемостью. К тому же, как и в случае с предыдущими ремеслами, данный род занятия не требует какой-то игровой формальности вроде получения статуса пирата от нпц или вступления в заранее созданную разработчиками корпорацию флибустьеров. Но сначала следует коснуться структуры космоса EVE вообще и механизма системы безопасности в частности. Вся вселенная игры поделена на более чем 7000 звездных систем, у каждой из которых есть свой рейтинг безопасности. Он измеряется от 1.0 до 0.0. Сектора с рейтингом 0.5 и выше называются хайсеками, в них все игроки находятся под покровительством фракционной полиции и нпц-корпорации «Конкорд» (местные аналоги городской стражи из фентези-мморпг), которые уничтожают любого PK (пилота, опустившего свой статус безопасности, например убийством других игроков) в радиусе видимости. В этих секторах можно чувствовать себя относительно спокойно (относительно – потому что, как и в любой богатой на возможности мморпг, здесь есть множество способов развести новичка на агрессию в свою пользу и затем забрать спокойно его груз). Хотя есть отчаянные парни, готовые жертвовать собой и своим кораблем дабы заполучить содержимое трюма торговца, курсирующего по хайсеку. С рейтингом ниже 0.5 уже идут лоусеки или нули. В них нет никаких высших систем, следящих за порядком в отношениях между игроками. Тут балом правят сами пилоты и корпорации. И именно в эти сектора сбегают романтики и гопники, желающие стать пиратами.

Для пиратства подходят все боевые корабли, но в первую очередь надо позаботиться о своей банде (найти братьев по разуму, в противном случае один в поле не …) и кораблях, способных контролировать противника (устанавливать сферы-ловушки, кидать на противника сетки, подавляющие возможность совершить прыжок в другую часть сектора и т.д.). Гоп-стоп пираты обычно устраивают на воротах, являющихся входом из хайсека в лоу, ловят неосторожных начинающих торговцев, просто любопытных новичков и прочих субъектов, сунувшихся в лоу по своим делам. Время от времени они получают по сусалам, нарвавшись на небольшой флот обитающей в нулях корпорации. Так же как и в случае с предыдущими специализациями, чистокровных пиратов не так много, как может показаться на первый взгляд. Многие из гопников, висящие на воротах, принадлежат каким-либо крупным корпорация, промышляющим далеко не одним пиратством, дабы всегда иметь стабильный источник финансов помимо случайной и опасной наживы.

Исследователь

Еще одна узкая направленность, которая почти не встречается среди пилотов сама по себе. Дело в том, что в космосе EVE из 7000 звездных систем около 2000 являются скрытыми, путь к ним лежит через так называемые червоточины (вормхолы), кои появляются случайным образом в разных частях галактики и наткнуться на которые без специального оборудования способен разве что Дункан Маклауд. Специальным же поиском этих проходов занимаются исследователи. Помимо червоточин они сканируют сектора космоса на предмет аномалий, в которых можно поживиться сначала бойцам (в аномалиях часто обитают жирные «мобы»), а затем сальвагерам. Так же частенько в сканеры исследователей попадают вреки кораблей других игроков, локации с чужыми миссиями и прочие интересные объекты. Что же касается найденных червоточин – самые предприимчивые искатели умудряются продавать информацию о них другим игрокам за приличные суммы, ведь многие корпорации не откажут себе в удовольствии иметь личный вормхольный сектор, в котором обитают жирные слиперы (местная полутехногенная форма жизни, достаточно сильная и хитрая, но щедрая на вкусные вреки).

Наемник

Фрилансер, занимающийся всем подряд, но в чаще всего военным ремеслом на благо какой-либо корпорации. Зачастую живет в лоусеке. Чтобы стать наемником нужно долго и по умному развивать своего пилота, набирать опыт в сражениях с другими игроками и завоевывать себе славу. Вообще военное ремесло в EVE – это целая наука, которой можно посветить еще пару десятков страниц обзора, потому в рамках данного синопсиса я заниматься подобным не буду.
Так же к наемникам можно отнести пилотов, принявших участие во «Фракционных войнах». Начиная с дополнения Empyrean Age в EVE разразилась война между двумя лагерями: с одной стороны Калдари и Амарры, с другой – Галенты и Минматары. Примкнув к одному из лагерей можно начать войну на уничтожение с такими же наемниками по ту сторону баррикад. К слову, выбор расы игрока не влияет на выбор стороны в данном конфликте, даже тут EVE предлагает свободу выбора. Достаточно прокачать специальный навык дипломатии, отвечающий за установление отношений с вражескими фракциями.
Ну и конечно, в лучших традициях вестернов, наемники могут брать заказы на уничтожение других игроков за определенную плату. Для этого, как и в случае с контрактами, разработан специальный интерфейс, так называемая доска розыска, где каждый желающий может оставить заявку на голову любого пилота вселенной, предложив конкретную сумму за выполнение.
Инструменты войны

Определившись с будущей специализацией и тем самым ознакомившись с основными моментами геймплея игры, можно пройтись вкратце по оставшемуся содержимому.
Начну, пожалуй, с кораблей, так как они на данный момент являются главным инструментом взаимодействия игроков с миром EVE. Корабли поделены на 29 классов, всего их существует около 300 наименований 1 и 2 технических уровней (так называемые т1 и т2, т2 требуют особо продвинутых навыков для управления собой) и более 4000 вариантов 3 уровня. Дело в том, что на данный момент к т3 относится только один единственный класс Стратегических Крейсеров, но благодаря уникальной системе сборки каждого такого шипа из множества запчастей число уникальных комбинаций зашкаливает. Помимо т3 кораблей, к редким и трудоемким образцам можно отнести фракционные модели, купить которые можно либо с рук на рынке, либо за ЛП (очки лояльности) у соответствующей фракции. ЛП игрок получает за каждое выполнение какой-либо миссии для конкретной нпц-корпорации. К слову, помимо кораблей за ЛП можно купить редкое фракционное оборудование и мощные имплантанты, значительно повышающие характеристики персонажа.

Прежде чем вкратце пробежаться по основным классам кораблей, нужно пояснить главный принцип взаимодействия шипов между собой во время военных действий. Крупные корабли обладают низкой скоростью и большим объемом, что раздувает их параметр сигнатуры (чем выше сигнатура, тем проще по данному шипу попасть). По этой причине боевые тяжеловесные шипы зачастую оборудуются в качестве танков. Мелким же кораблям приходится выживать за счет скорости и маневренности, нанося небольшой, но частый и точный урон по противнику.
Далее следует краткий список основных классов кораблей в EVE.
Яйцо – оно же спасательное капсула, возникает в случае взрыва корабля игрока. Может лишь летать по космосу, садиться на станции и погибать от рук недругов. Вариант с гибелью яйца равнозначен гибели самого персонажа, что сулит почти моментальную телепортацию игрока в нового клона на станции.
Фрегат (Frigate) – он же фригат, он же фриг, он же нубошип. Представителя этого класса выдают всем игрокам на старте, а так же бесплатно на станции клона в случае гибели яйца. Самые дешевые модели пригодны разве что для уничтожения нпц в туториале и в миссиях первого уровня. Самые дорогие фриги, будучи хорошо укомплектованными, способны доставить много хлопот крупным противникам своей юркостью. Продвинутые фрегаты, они же фриги т2, делятся на 4 подкласса – перехватчики (Interceptor), разведчики-невидимки (Covert Ops), бомбардировщики (Stealth Bomber) и ассаулты (Assault Ship, самый опасный вариант фрига в своей весовой категории, может на равных сражаться даже с крупными кораблями).
Дестроер (Destroyer) – промежуточное звено эволюции между фрегатами и крейсерами, для агент-раннеров особой ценности не представляет, но в умелых руках и при должной фантазии способен на множество интересных вещей.
Крейсер (Cruiser) – он же круз, один из самых популярных классов в игре. Относительно дешевый чтобы использоваться в пвп, достаточно мощный и крепкий чтобы противостоять крупных кораблям, достаточно меткий чтобы вести огонь по фригам. Т2 линейка крузов схожа с т2 фригами – ХАКи (Heavy Assaultships Cruiser) обладают огромной огневой мощью для своего класса, стелс-крузы (Force Recon) так же занимаются разведкой, а логистик-шипы (Logistics Cruiser) играют эдакую роль хиллеров.
Тяжелый крейсер (Battlecruiser) – он же БК, так же как и крузы является одним из самых популярных классов у любителей пвп. Некоторые представители этого семейства способны сражаться сразу против нескольких врагов и одерживать верх.
Линкор (Battleship) – он же баттл, он же БШ. Основной ударный тип кораблей в любом флоте, обладает огромным числом вариантов обвеса, что позволяет подогнать линкор под практически любые нужды. Стоит не дешево, но в правильных руках обладает огромной разрушительной силой.
Индустриальный корабль (Industrial Ship) – он же индус, главный транспортный шип любого начинающего рудокопа и торговца. Т2 разновидность индусов (Transport Ship) обладает еще большим трюмом и более крепкой броней.
Рудодобывающая баржа (Mining Barge) – она же рудокоп, специализируется на добыче руды в промышенных масштабах, нуждается в защите от других игроков и транспортном корабле для доставки добытых ископаемых на станцию.
Сухогруз (Freighter) – эпический венец развития транспортных шипов, медленный и неповоротливый, способен перевозить сразу несколько кораблей поменьше или же чудовищное количество предметов. Как и перечисленные ниже классы - обладает варп-двигателем, за счет которого способен прыгать сразу через несколько систем без помощи врат.
Дредноут (Dreadnought) – он же дред, главный атакующий класс против других огромных шипов или даже целых станций. За счет перехода в осадный режим способен превращаться в натуральную крепость. Дабы не доводить нубов до инфаркта одним лишь своим видом, дредноуты ограничены в возможности летать в секторах с рейтингом 0.3 и выше.
Авианосец (Carrier) – он же кар, не имеет своего вооружения, но способен таскать внутри себя файтеры (Fighter Drones) – эдакие истребители, управляемые хозяином кара, носятся роем и жалят очень больно.
Материнский корабль (Mothership) - по сути является мобильной базой для небольшого флота, обладает ангаром для кораблей игроков и системой клонирования, дабы во время боя на ходу реанимировать погибших и возвращать их в строй.
Титан (Titan) – звезда смерти вселенной EVE, последний класс в данном хит-параде. Стоит запредельно дорого, строится несколько месяцев, обитает только в нулях, снабжен ангаром и клоно-фабрикой, вооружен разрушительным оружием «Судный день», способен в одиночку уничтожить целый флот противника.
И вот, выбор сделан, цель поставлена. После долгожданного изучения заветных навыков и покупки соответствующего корабля перед игроком встает вопрос, чем же его оборудовать. Вариантов всевозможного технического обеспечения и вооружения в игре настолько много, что фанаты написали даже специальную программу под названием EFT (EVE Fitting Tool), помогающую разобраться с конфигурацией и подогнать ее под возможности систем корабля. Дело в том, что помимо определенного числа слотов под каждый тип оборудования, у каждого шипа есть еще множество характеристик, среди которых показатели энергосети и центрального процессора. И любой устанавливаемый девайс (оборудование или вооружение) имеет свои показатели расхода каждой из этих систем корабля. Большинство типов оборудования влияет на вес, вместимость трюма, скорость полета, разворота, множество параметров стрельбы и т.д.

Защищай свои инвестиции (с)

Вот, кажется, и разобрались с первоначальными целями. Теперь осталось упомянуть вкратце политическую и экономическую системы игры.
Политика в EVE вообще одна из самых продвинутых в жанре ММОРПГ. Корпорации, альянсы, владение секторами и битвы за них, предательства и неожиданные союзы. EVE может похвастаться очень богатой хронологией интриг, из-за которых возникали и рушились целые империи. И русские корпорации, что любопытно, играли и продолжают играть одну из ключевых ролей в жизни вселенной EVE. Чего только стоит самый известный и уважаемый русскоязычный альянс Red Alliance, который не раз участвовал в глобальных галактических переворотах. Благодаря единому серверу (вмещающему в себя одновременно в среднем около 40 000 игроков) и возможности движка вытягивать без проблем битвы сотен, а то и тысяч кораблей одновременно, сражения за сектора поистине впечатляют.

Но с другой стороны, управление огромным флотом игроков требует хороших навыков полководца и стратега. Во главе большинства крупных корпораций стоят вполне взрослые люди, для которых EVE – это в первую очередь интеллектуальная игра.
С экономической стороны все не менее впечатляюще. В EVE практически нет готовых товаров, продающихся в магазинах. Если некоторое оборудование и вооружение можно «выбить» из кораблей нпц, то все остальное (корабли, станции, специальное оборудование и редкое вооружение) создается лишь самими игроками. С учетом огромных размеров вселенной игры, описанной выше системы транспортировки товаров, статусов безопасности секторов и прочих факторов в EVE сформировалась экономическая система, приближенная к нашей, реальной. Данный факт не раз подтверждали известные международный экономисты. Так, например, в июне 2007 года в штат разработчиков игры вошел профессиональный экономист, декан факультета бизнеса и науки Университета Акурейри в Исландии, д-р Ейджол Гудмондссон, который начал изучение EVE с профессиональной точки зрения. В 2008 году он опубликовал свою первую научную работу по теме экономики игры, подсчитав впервые за всю историю игр валовый внутренний продук мморпг.
В начале 2010 года он выступил с отчетом, в котором поделился своими наблюдениями относительно экономической ситуации в EVE и даже предложил взять правительствам на вооружение несколько интересных антикризисных идей, позаимствованных из игры. Дело в том, что международный экономический кризис затронул и экономику EVE, из-за чего многим корпорациям в игре, как и лидерам настоящих стран, пришлось разрабатывать стратегию выживания.

Не для всех

В заключении хотелось бы еще раз поговорить о недостатках игры. Они кроются вовсе не в техническом или геймплейном аспектах – в рамках поджанра они практически безупречны. Главная проблема для большинства игроков, решивших попробовать EVE после относительно казуальных фентези-мморпг кроется в неприветливости этого космического мира. Выше я уже упоминал отсутствие внятной линии, по которой обычно ведут за ручку разработчики проекта, дабы ни в коем случае не потерять лишнего подписчика. EVE Online – это мморпг с моделью песочницы. То, что в Mortal Online и Darkfall Online предприимчивые PR-менеджеры преподносили как революцию, в жанре мморпг было реализовано еще в далеком 2003 году. Свобода без границ. Мир, создаваемый игроками и живущий по их законам. EVE не кидается игроку на шею, напротив, если игрок не научится самостоятельно себя развлекать в этой вселенной – игра его не зацепит. Очень многие бросают играть после первого месяца, а то и первых недель, посчитав эту мморпг замороченной и неприветливой. Можно провести аналогию с варгеймами – среднестатистический геймер постоит рядом с огромным гексагональным полем, попинает ногой фигурки, почешет затылок при виде толстой книги правил, пожмет с уважением руку мастерам игры и пойдет своей дорогой не оборачиваясь.
Потому обращаюсь ко всем читателям данного материала – как бы красиво ни звучало описание игры, не питайте заранее надежд, что игра понравится вам с первого взгляда или понравится вообще. Разработчики, конечно, стараются всеми силами сделать EVE более доступной большинству игроков. Тут и грядущий Dust 514, шутер на движке U3 для консолей, являющийся аналогом батлфилда с той лишь разницей, что битвы будут проходить на планетах EVE, причем оба сервера будут связаны между собой одним миром политически и экономически. Тут же и грядущее дополнение Incarna для EVE, которое, наконец, добавит в игру возможность бродить по станциям в облике своего персонажа.

Но, не смотря на все нововведения, эта уникальная космическая мморпг так и останется игрой не для всех, игрой про космос и большие возможности, открывающиеся лишь перед теми, кто решит посвятить себя этой холодной красоте.
В качестве бонуса:

1) Саундтрек

2) Трейлер предыдущего дополнения Dominion, любопытен тем, что в нем отжигают русские (смотреть до конца)
http://youtube.com/watch?v=zDVEHE10nHc

3) Трейлер эффекта бабочки во вселенной EVE
http://youtube.com/watch?v=08hmqyejCYU

4) Трейлер текущего дополнения Tyrannis
http://youtube.com/watch?v=Ms95NKFnhCU

5) Красивый клип от одного из пилотов Red Alliance
http://youtube.com/watch?v=cqZJlhsjOJw

6) This is Red Alliance
http://youtube.com/watch?v=_6OzXuufges

7) Трейлер Dust 514
http://youtube.com/watch?v=yYkuZLxAWBo

8) Несколько красивый обоев для рабочего стола на тему EVE