Плати только за то, чем пользуешься
32 141 6206
10 мин.

Раздумывая над тем, как развлечь почтенную канобупублику, я вспомнила /вот когда бы ещё вспомнила/ о своей основной ...

Раздумывая над тем, как развлечь почтенную канобупублику, я вспомнила /вот когда бы ещё вспомнила/ о своей основной специальности – историк/археолог. «Так почему бы не проехаться аки донской казак по степи /благо до меня этой же дорогой прошло бессчетное количество режиссеров, писателей, игроделов и тому подобных субъектов/ по благодатной почве мифов, сказаний и легенд», подумала я и решила запустить свою рубрику. Мифы, легенды, сказания, народные сказки, их исторические корни и отражение в современной культуре, в том числе и в игровой индустрии – вот главная тема моей рубрики. Перед вами пилотный выпуск, посвященный, пожалуй, величайшему мифу Средневековья.

Когда моя сестра, играя в Герои магии и меча, кричит на всю квартиру: «%;№*&$ Синий!!! Это полюбому эта #№$^ выкопала мой Грааль!!!», я не перестаю восхищаться бесконечной живучестью и вариативностью мифа о Святом Граале. У кого не спроси, каждый тебе расскажет свою версию происхождения, утилитарного назначения, а так же глубокой смысловой нагрузки данного святого девайса. И версий этих будет чуть меньше, чем незаконнорожденных детей у папы римского. Неплохой рейтинг для предмета никогда не существовавшего. На данный момент можно выделить два основных направления в отношении к легенде о Граале: Научные, околонаучные и псевдонаучные умозаключения, касающиеся истоков этого мифа и Всевозможные эзотерические выжимки полные символизма и мракобесия. Мы же начнем Ab ovo и обратимся, для начала, к содержанию мифа.
Если попытаться описать Грааль, не впадая в подробности, из которых неминуемо вырастут разночтения, то рассказик получится довольно абстрактный: Грааль - это чудотворное нечто. Alles. Если же хочется конкретики, то, пожалуй, самым популярным будет рассказ о Святом Граале, изложенный в «The Noble Tale of the Sankgreal» - одной из частей рыцарского романа Томаса Мэлори «Смерть Артура». Написанный в XV веке, роман стал осторожной, но увлекательной компиляцией предыдущих версий мифа, к которым мы обратимся немного позже.

Итак, знакомые всё лица: король Артур, рыцари Круглого стола, Камелот. В день Пятидесятницы /это сложное и непонятное название можно заменить равнозначным «День Святой Троицы»/ рыцари собрались у Артура на воскресное чаепитие, как вдруг появляется некая девушка, пророчествующая о Граале. Сам Грааль, верней его видение не замедлило появиться и напоить собравшихся духом святым, благодатью, а так же лучшими явствами. Когда же видение исчезло, то выяснилось, что никто из собравшихся мужей не помнит, что, собственно, Грааль из себя представлял. Правда это нисколько не помешало им всем подняться в едином порыве и дать клятву, непременно Святой Грааль отыскать. С этого момента начинается великий Quest в лучших традициях «иди туда не знаю куда и принеси то, не знаю что» – долгие странствия-поиски, перемещающиеся побочными квестами и бонусами в виде всевозможных спасенных красоток, в результате чего достигают священной реликвии лишь трое избранных Борс, Персиваль и Галахад Ланселотович.

Но в итоге, как всем нам известно «остаться должен только один» и Грааль находит непорочный Белый рыцарь Галахад. Находит и умирает. Так сказать, покидает чертоги этого мира вместе с Граалем.
Мэлори несомненно душка и молодец – объединил разрозненные упоминания о Граале в единое целое, но вот при этом растерял ту атмосферу, которая была присуща предшествующим авторам. А их, надо сказать, было немало. Но вот что интересно - легенда о Граале описывает события, происходившие в 6 веке н.э. /я не говорю о том, что начались они и того раньше – непосредственно после смерти Христа/, но вот первое упоминание о священном девайсе появляется впервые только в 12 веке в незаконченном произведении французского (!) романиста Кретьена де Труа «Perceval».
Протагонист романа по имени Персиваль попадает в таинственный замок Короля-Рыбака, где ему показывают некий предмет, именуемый Грааль, а так же копьё, из которого сочится кровь. Надо сказать, что в роли Грааля у Кретьена выступает тарелка. Начинается таинственная мистерия… и повествование обрывается. Де Труа не закончил своё произведение, так и не объяснил своим читателям, что такое Грааль, откуда он появился и для чего он нужен. Этим занялись его литературные последователи, среди которых французский поэт Роберт де Борон и его «Joseph d'Arimathie» - произведение, имеющее откровенно религиозную окраску и по содержанию перекликающееся с «Vulgata» – коллективным произведением анонимных монахов-цистерианцев 13 века, верней одной из ее частей, озаглавленной «La Queste del Saint Graal». Именно Борон поведал миру «истинную историю» Иосифа Аримафейского и происхождения Грааля. Именно от него мы узнаем, что евангелисты умолчали о том, что Иосиф Аримафейский, забравший тело Христа не удалился после того, как положил тело во гроб, а взял некий сосуд уже не тарелку, а чашу /которую к тому же использовал Христос и ученики во время Тайной вечери/ и собрал в него последние капли крови Спасителя, после чего отправился в Британию и стал первым в длинном ряду хранителей Грааля. История практически идентична повествованию «Вульгаты» за одним отличием - монахи, написавшие «Вульгату», вводят так же в повествование нового персонажа, со временем отобравшего лавры Главного-Искателя-Святого-Грааля у Персиваля. Галахад Белый рыцарь. Исключительно религиозный персонаж, имя которого созвучно со словом Гилеад – библейской долиной мира и согласия.

Сын Ланцелота и прямой потомок Иосифа Аримафейского, невинный, непорочный, целеустремленный, символизирующий мир и согласие, единственно достойный Грааля. Сын, искупающий грехи отца /я думаю, про грешки Ланцелота тут никому рассказывать не надо?/ и поднимающийся на качественно новую ступень. Невольное уважение вызывают эти анонимные авторы, сумевшие столь тонко и ненавязчиво поставить себе на службу миф, имеющий откровенно языческие корни, сделать его Литературой, ассоциирующейся и через 800 лет именно с христианскими традициями символами и персонажами. А ведь истоки этого мифа действительно кроются в валлийских предания, которые в свою очередь базируются на кельтской мифологии. Нигде, ни в одном каноническом христианском тексте нет упоминания о Граале или чем-то подобном /и не нужно мне говорить о теории мирового заговора/.
А вот у язычников отсылок к прототипам Грааля множество. Тема священного котла, так сказать, красной нитью проходит через множество кельтских мифов, котлы, в которых никогда не переводится еда /вспоминаем, что Грааль накормил рыцарей всевозможными вкусняшками/, котлы регенерирующие волшебные силы, возвращающие жизнь умершим. Котел Пуйла /один из богов валлийского пантеона/ был не просто кухонным скарбом, он повелевал вдохновением, внушением и поэзией. А вот капли из котла могущественной волшебницы Кэриддвен сделали Гвиона Баха /Маленького Гвиона/ величайшим бардом Британии – Талиессином. Читаешь эти легенды, и перед глазами предстает нескончаемая вереница прямых и косвенных родственников Грааля.

Что касается интерфейса данного устройства, то, как мы уже видно из вышенаписанного, оно колеблется от тарелки до котла, проходя стадию чашечки. В этом плане настоящим революционером стал немецкий поэт Вольфрам фон Эшенбах. В его «Parzival» Грааль – это камень. Чудотворный, бесспорно, но Камень, а не хранилище крови Христовой. И невинного Галахада у Эшенбаха нет. ГГ у него Парсифаль /читай Персиваль/. Не идеальный рыцарь, а обычный человек из плоти и крови, который лишь хочет стать идеальным, который идет к своему идеалу. И поиски Грааля здесь, это не поиски Бога, а поиски себя. Грааль – это способность любить и сопереживать.
Итак, на протяжении веков храбрые рыцари отправляются на поиски священной реликвии, а дамы остаются, ибо сосуду зла, коим является женщина, не видать не то, чтобы Грааля, но и его поисков, как своих ушей без зеркала. Это, несомненно, обидно, но факт. И это бескомпромиссное утверждение прелатов делает для меня такой заманчивой трактовку Грааля, предложенную паном Анджей Сапковский. Для него, как, впрочем, и для многих других Искателей Грааль – женщина.
Да и нужно ли, в конце концов, знать, что такое Грааль и как он выглядит? Главное в нем – поиски. Бесконечное путешествие к истокам своего сердца. Наверное, поэтому великий Quest в поисках Грааля столь притягателен для людей искусства – он оставляет невероятный простор для интерпретаций и вариативности внешнего вида святой драгоценности. А сама постановка вопроса в форме квеста делает его практически готовым продуктом для игр. К сожалению, я могу назвать лишь пару игр, связанных с Граалем. И самой очевидной для меня являются Heroes of Might and Magic III: Armageddon's Blade. Как же были бы рады рыцари круглого стола, если бы узнали, что для нахождения Грааля им нужно отсмотреть содержимое обелисков, открыть фрагмент карты и тупо копать, до кровавых пузырей на ладонях. Зато если уж откопаешь, то ежедневно 5000+ золота плюс вариативные бонусы.

Респект авторам игры за то, что, совершенно вольно поступив с обликом Грааля, они сделали его зависимым от выбранной расы /замка/. Какой ты есть, таков будет и найденный тобой Грааль. Каждому свое или подобное тянется к подобному.
Гораздо сложнее пришлось бы рыцарям, задумай они действовать по схеме, разработанной для игры «Монти Пайтон и поиски святого Грааля». Чтобы получить Грааль – необходимо пройти ряд маленьких встроенных игр с говорящими названиями Сбрось покойничка, Сожги ведьму, Поймай корову и т.п. Однако вышеупомянутая игра не стоит такого пристального внимания, как её прототип – Monty Python And The Holy Grail – безумный фильм 1975 от комиков из «Монти Пайтон» за пересказ содержания которого крестьяне-анархо-социалисты, французы-насмешники и Саблезубый Кролик сожгут меня на костре. Ибо это надо смотреть.

Поиски Грааля присутствуют в стратегии Stronghold Legends. Как поговаривают /сама не играла, так что давайте, поведайте мне, так ли это/, есть ряд отсылок к Граалю в Assassins Creed.
Есть достаточно большой квест в ЛА2 «Стражи Святого Грааля». Поиски Грааля корейцы видят своеобразно – в бесконечном распиливании монстров и укотрупливании РБ и в итоге ты попадаешь в комнату с заветной чашей, с которой нужно поговорить /!!!/ и тебе вызовут санитаров /зачеркнуто/ выдадут бутылочку святой воды. Зачем непонятно, но это же ла2, поэтому гоу кач.

Переходя от экшена к полной неподвижности, хочу посоветовать к прочтению «Элидор» Алана Гарнера. Десять лет своей жизни Гарнер провел в полной неподвижности, парализованный, лежа на кровати и глядя на оштукатуренный потолок. И именно тогда родился его Элидор, замешанный на валлийских преданиях. Дети, попавшие в другой, умирающий мир, но относительно благополучно оттуда возвратившиеся, приносят с собой четыре священных вещи: Чашу, Камень, Копье и Меч. В нашей реальности эти предметы приобретают вид арматурины, разбитой чашки, куска кирпича и деревянного игрушечного меча, при этом сохраняя свою внутреннюю суть. Эта книга показана тем, кто любит добротное фэнтези. Так же тем, кто к фэнтези неравнодушен и уважает отца «Ведьмака» просто необходимо ознакомиться с его эссе «Мир короля Артура» великолепное чтиво, приправленное фирменным сарказмом пана Анждея Сапковского.

Любителям семиотики, а так же тем, кто это слово сейчас услышал впервые в жизни, но любит Хорошую Литературу, рекомендую прочитать «Баудолино» Умберто Эко. Роман о мифотворчестве в средневековых декорациях. Баудолино - человек, непосредственно вольно или невольно участвовавший в создании мифов Средневековья рубежа 12-13 веков. И конечно такая тема как Holy Graal и его поиски не могла остаться без внимания Эко. Друзья Баудолино носят вполне себе говорящие имена как, например Борон. Здесь появится и деревянная плошка/чашка, на деле доставшаяся Баудолино от отца, и араб грезящий и о прекрасной незнакомке, и котел с галлюциногенной кашкой, к которому друзья периодически прикладываются и голова Иоанна Крестителя, так напоминающая о валлийском культе отрубленной головы Брана-Ворона. Но великолепные мистификации и тонкие литературные игры Эко ни в коем случае нельзя относить к целому пласту произведений хм.. странных людей, которые насилуют миф о Граале, выцеживая из него всевозможные заговорщицкие истории деяний, космические откровения и тому подобные вещи. Причем в своих рассуждениях сии авторы порой заходят так далеко, что не поймешь, то ли смеяться, то ли плакать. Например, представьте себе, Христос вовсе не был распят, а с помощью Иосифа Аримафейского (!!!) и своей жены (!!!) Марии Магдалины сбежал в Европу. Таким образом, „Святой Грааль“ — это реальная „кровь“, то есть династическая линия, тайну которой стерегли друиды, меровинги, альбийгоцы, тамплиеры, розенкрейцеры, масоны. Как сказал Сапковский – «Недостает еще только евреев и цирюльников. Пардон, евреи есть».

Кстати теория эта вполне себе популярна и одним из адептов её является Дэн Браун – автор Код да Винчи, при упоминании имени которого я мысленно вырываю Пресвятую Чеку из Святой ручной Антиохийской гранаты. Святой девайс был рожден комиками Монти Пайтон и нашел отражение во многих играх, таких например, как Duke Nukem II, Warhammer 40000, Team Fortress 2, в червячках Worms, а так же моей бесспорно любимой игре Fallout 2. В фоле нужно последовательно пройти 2 встречи: «Рыцари Круглого стола, разыскивающие Святую гранату» и «Рыцари Круглого стола, бьющиеся с крысой».

В применении Святой ручной гранаты нет ничего сложного – нужно только точно следовать инструкции.
Допреже всего Пресвятую Чеку извлечь долженствует. Опосля же того, сочти до трёх, не более и не менее. Три есть цифирь, до коей счесть потребно, и сочтенья твои суть три. До четырёх счесть не моги, паче же до двух, опричь токмо коли два предшествует трём. О пяти и речи быть не может. Аще же достигнешь ты цифири три, что есть и пребудет третьею цифирью, брось Пресвятою Антиохийскою Гранатою твоею во врага твоего, и оный враг, будучи ничтожен пред лицем моим, падёт.Аминь.
Хотела порассуждать о мозговых высерах Дэна Брауна, но боюсь скатиться в тон, неподобающий леди и беспристрастному историку, а значит, пора звать на помощь нестареющего Инди Джонса. «Индиана Джонс и последний крестовый поход» являет миру, как и прекрасное в своем традиционном понимании видение Грааля, так и реверансы в сторону тайных обществ охраняющих якобы Грааль. Обычно меня, как археолога трясет крупной дрожью при мыслях о методах ведения раскопок, подобных тем, которыми пользуется Индиана… но как можно злиться на такого душку? Как всегда вольно обращаются авторы с историей. Вот меня до сих пор мучает вопрос, кто из 3х рыцарей /Борс, Галахад, Персиваль/ скрывается в фильме под псевдонимом сэра Ричарда. Но как бы я не любила Индиану, моим любимым фильмом о Граале, пожалуй, навсегда останется The Fisher King Терри Гиллиам (1991год). Это уже не первое обращение его к теме поисков Грааля. И мне абсолютно всё равно, что на Граале написано «Ланни Кармайклу, Рождество 1932». Джеф Бриджес и Робин Уильямс создали самых неповторимых Персиваля и Короля-рыбака, переплюнув, по-моему даже первоисточник, доказав, что лишь спасая спасешься сам. Грааль в тебе самом и всё-таки он недостижим. Это вечное движение к идеалу.
Все мы здесь, на Канобу чего-то ищем: популярности, рейтинга, новых друзей, единомышленников, или просто бежим от одиночества. Поэтому напоследок хочу пожелать всем нам, Искателям если не найти свой Грааль, то насладиться его поисками, которые в конечном итоге гораздо важнее.

P.S. В следующем номере вас ждет рассказ о не-мёртвых.


Игры в посте