28 30 2813
5 мин.

По многочисленным просьбам читателей) Ну что тут можно сказать? Спасибо компании "Бука" за счастливое детство, а им ...

По многочисленным просьбам читателей)

Ну что тут можно сказать? Спасибо компании "Бука" за счастливое детство, а именно за локализацию игры "Heroes of might and magic 3" и всех ее аддонов!

В 1999 году (золотой год для геймеров надо сказать), компания 3DO, выпустила этот шедевр в жанре "пошаговая стратегия в стиле фентези".
Чем же она запомнилась геймерам и мне лично? Причин масса. О них и поговорим.
Проект был ожидаемым. Как только над миром пронеслась весть о том, что геймеров ждет продолжение их любимой игровой эпопеи, все застыли в ожидании. Ждали прежде всего потому, что игры такого жанра были чрезвычайно популярны в то время, и потому что первыми двумя частями геймеры заигрывались в захлеб, день и ночь, без перерыва. Ждать долго не пришлось, так как игру сделали буквально за 8 месяцев (рекордные сроки даже по тем временам). Что же геймеры увидели? Шедевр. Несомненный шедевр своего времени. Да и современности тоже. Почему? Вот если я вам предложу сыграть сейчас по сетке во вторых "героев", вы наверняка спросите: "А почему не в третьих?". Подобные вопросы возникли бы у любого ностальгирующего геймера, если бы вопрос был задан в ключе 1ых,4ых или 5ых героев. Не потому что все остальные плохие (хотя четвертый это та еще кунсткамера, надо сказать), а потому что HoMM 3 - классика. По поводу аддонов, кстати: первая часть HoMM3, называлась "Возрождение Эрафии". Уже там был интересный сюжет в кампаниях и куча "плюшек", характерных для 3их героев (о "плюшках" читайте ниже). Вторая часть: "Дыхание смерти". Еще более интересные кампании, очень большие карты (дающие простор для творческого порабощения мира) и вдобавок - новые наемные существа. Их не было в городах, их покупали на заводах и они были чрезвычайно сильны. И, наконец, третья часть, самая знаменитая - "Клинок Армагеддона". В ней было все выше перечисленное, но в нее добавили аж целый город. Причем не босполезный, как это обычно в аддонах бывает, а реально классный, красивый, романтичный и эффективный город. Позже вышли "Хроники", хорошо дополненные и оцененные геймерами по достоинству.

Так что же увидели геймеры на выходе? Почему этот продукт полюбился им больше других и запомнился навсегда? Начнем с простого - с графики. Сравните:
HoMM2

и HoMM3

Каково? А теперь представьте себе геймера, который лихорадочно ждал продолжения любимой игры, надеялся и уповал, что дух игры не изменится, что все будет как прежде, только лучше. И вот, все его мечты сбылись, даже более того, игра превзошла все смелые ожидания. Обратите внимание, графика по прежнему двухмерная, но КАКАЯ прорисовка! Какие спецэффекты! Даже матери геймеров, которые подходили к мониторам во время игрового процесса, прекрасно осознавали, что своих детей они потеряли надолго.
Суть игрового процесса не изменилась: бродим по карте, захватываем замки, уничтожаем юнитов на карте или героев. Это можно делать играя в кампании, которые, кстати, очень захватывающие и при желании сложные, или выполняя одиночные миссии, или по сети, или в мультиплеере. Про мультиплеер упомяну отдельно: он шикарен. Во вторых "героях" он тоже был, но теперь, когда количество замков, юнитов, заклинаний и всего прочего увеличилось в разы, играть в мультиплеер стало гораздо увлекательнее. Я как сейчас помню: собирались с одноклассниками в пятером, выбирали карту самого большого размера и все резались по очереди истребляя друг друга. Чехарда получалась некислая, и все друг друга торопили, ведь всем хотелось сделать свой ход побыстрее, но это было незабываемо. Те, кто так играл меня поймут. Даже сейчас, я не брезгую с коллегами сыграть в мультиплеер когда есть время и пиво. Никогда не откажусь посмотреть еще раз на эту красоту:

А саундтрек? Он же бесподобен. Такие мелодии, переходы... Они были идеальными, для эпических событий игры. В этом и есть основополагающая духа игры: эпичность, восторженность происходящим. Однако, эта игра не вызывала фанатизма, не вызывала желания взять меч и пойти в тот мир рубить подонков. Нет. Она прививала желание созедать, руководить, творить, следить за развитием.
Поединки в этой игре немного напоминают шахматную партию:

Только короля там нет. Убить надо всех, без исключения, только тогда ты победишь. Небольшие помехи на карте (вроде тех камней на скриншоте), могли, при должном мастерстве, дать тактическое преимущество. Меньшим числом, исключительно за счет своих мозгов, можно было одержать победу. В бою реально надо было думать, особенно на ранних стадиях развития. Не поверите, даже из такой ситуации был выход:

У игрока справа юнитов меньше (синие иконки под юнитами обозначали их количество), и они слабее. Ситуация безвыходная, казалось бы. В игре можно было сбежать с поля боя, а потом выкупить своего драгоценного, увешанного артефактами героя. Но в игре был такой артефакт: "оковы войны", которые лишали соперника возможности сбежать. Так вот, на эти случаи, когда полный капец, когда убежать не можешь, а дальше, как говориться "Москва", заботливые разработчики включили в игру заклинание "Армагеддон". Оно наносит бешеные повреждения всем существам на поле боя (кроме драконов), следовательно, давало шанс перед смертью прилично нагадить оппоненту.
Кстати о заклинаниях:

Их было, не побоюсь этого слова, ДОФИГА! на любой вкус, под любую ситуацию. Они давали огромное преимущество в бою, или до него. Тот кто умел ими грамотно пользоваться, в итоге и выходил из схватки победителем. За счет одной только силы, в игре можно было победить, но если только игрок имел значительное численное преимущество:

В общем, в игре были все те же "плюшки", что и в предыдущих частях, только их стало больше. Они стали красивее, прорисованнее, сочнее и увлекательнее.
Игроки строили целые империи добра и зла, захватывая все новые и новые территории, изучая новые заклинания, прокачивая героев, находя артефакты, развивая города и, конечно, безжалостно истребляя соперников.
Игра завоевала геймерские умы всего мира всем перечисленным и еще кое чем. Это "кое что" для каждого индивидуально. Согласитесь, каждый открывал в этой игре что то свое, находил в ней свой собственный кайф, адреналин и шарм. Эта игра для всех. Для любого. До сих пор в нее играют все, от мала до велика.
Лично мне эта игра импонировала возможностью создать идеальное государство, где все замки и заводы, добывающие что-либо, находятся под одним флагом. Все это идеально работает, крутиться, враги стоят на коленях, и все это мое. Эта одна из тех немногих игр, которые вызывают у меня настолько сильные ностальгические чувства. Эта игра - герой своего времени. Я не пишу "шедевр", я и так слишком часто аппелирую этим словом. Ведь не шедевральностью она запомнилась, а возможностью реально погеройствовать и вдоволь поколдовать.

Я думаю, что каждый считает, что в таком обзоре просто не возможно не упомянуть о HoMM5. Я вас разочарую. Я ничего о ней не скажу. Пусть каждый останется при своем мнении.

Подводя итог, я скажу так: Времена меняются, а HoMM3 остаются. Для меня эта игра - бриллиант жанра "пошаговых стратегий". Она лучшая в своем роде. Не зря же она так популярна, в конце концов)

До новых встреч,
с уважением, Иван Геннадьевич.

30 комментариев