Закрылась Human Element: почему даже разработчик Call of Duty больше не нужен издателям
Геймдизайнер Роберт Боулинг работал в Infinity Ward и принимал активное участие в создании сериала Call of Duty. У господина Боулинга была высокая зарплата, признание коллег и примерно миллион предложений от конкурирующих студий. Не удивительно: его называли «стратегическим дизайнером» самой популярной серии игр в истории индустрии. Когда Activision со страстью гопника из Гольяново «наехала» на Infinity Ward, вышвырнув на улицу ее основателей, Роберт Боулинг не покинул компанию. Он продержался еще два года. Говорят, Боулинг был слишком близок к предыдущему руководству, поэтому так и не смог сжиться с новым собственником. Поэтому ему все же пришлось покинуть насиженное место. Но вместо того, чтобы устроиться в другую студию, он основал компанию Robotoki и анонсировал первую большую игру — Human Element для консолей нового поколения. Вот только оказалось, что она никому не нужна.
Human Element — амбициозный шутер, выдержанный в духе Call of Duty. Погони на мотоциклах, яркие перестрелки, великолепная картинка — такой увидели игру пользователи. В комментариях к дебютному ролику можно было найти и такое: «Это лучше, чем Call of Duty!» Игровая пресса зашевелилась, пиар-жернова заработали, никто не хотел упустить из виду «следующую Call of Duty». Время шло, разработка Human Element продолжалась, но об игре почему-то перестали говорить.
Сегодня стало понятно, почему. Все это время сотрудники Robotoki и Роберт Боулинг ходили от одной издательской двери к другой. Рассказывали, показывали, убеждали — в общем, просили вложить деньги в разработку. Говорит Роберт Боулинг:
Мы активно обсуждали издательское соглашение на разработку Human Element, но, к сожалению, я больше не могу самостоятельно финансировать разработку.
В итоге, разработку Human Element пришлось остановить. Издатели не поверили в игру. Или, что вполне возможно, Боулинг и боссы крупных компаний просто не договорились о цене вопроса. И, мне кажется, это та история, которая показывает, как изменилась игровая индустрия за последние годы. Роберт Боулинг привык к большим, практически неконтролируемым бюджетам. Привык к высоким зарплатам. Привык к тому, что титул «разработчика Call of Duty» открывает перед ним все двери. Но все это — реальность пятилетней давности. Революция имени Kickstarter уже произошла.
Только подумайте: вместо того, чтобы попробовать получить финансирование у простых игроков, Боулинг отправился к издателям. Попытался назад встроиться в систему, созданную такими гигантами, как Activision, Microsoft и Sony. Но эта система слишком большая, слишком не маневренная, архаичная. Она работает по правилам десятилетней давности, когда бюджет на разработку распределяется на пять лет вперед. Боулинг, основавший независимую студию, просто не вписался в эту систему. Возможно, он мог получить нужное ему финансирование. Но через год-другой. И, скорее всего, ценой потери независимости.
Почему он тогда не пошел на Kickstarter, как многие его коллеги? Думаю, потому что он, хоть и формально стал независимым разработчиком, так до конца и не понял, что это значит на практике. А значит это одно — ты принадлежишь игрокам, а не издателю. И эти тысячи игроков, готовых жертвовать 1-2-10 долларов на твою игру, куда важнее, чем один человек в дорогом костюме, сидящий на верху стеклянной башни и откровенно скучающий во время твоей презентации нового супер-пупер проекта.
Старикам здесь не место. Инди победило.