За 2024 год российские фильмы с господдержкой чаще окупались в прокате
Согласно данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, которые изучило издание РБК, выпущенные в 2024 году фильмы при поддержке Фонда кино чаще окупались в сравнении с предыдущими годами.
Если в 2024 году каждый пятый фильм из 25 лент, поддержанных Фондом кино, окупался в прокате, то, например, в 2022 году из 26 фильмов коммерчески успешным стал только один — комедия «Молодой человек» Александра Фомина.
За 2024 год наибольшую кассу заработали «Холоп 2» (сборы в 3,8 млрд рублей), «Бременские музыканты» (3 млрд рублей), «Мастер и Маргарита» (2,3 млрд рублей), «Лёд 3» (1,9 млрд рублей), «Сто лет тому вперёд» (1,5 млрд рублей), «Руки вверх!» (968 млн рублей) и «Лунтик. Возвращение домой» (507 млн рублей). Среди провальных высокобюджетных фильмов упоминаются «Воздух», «Блиндаж» и «Федя. Народный футболист».

Рост числа окупаемых фильмов и увеличение сборов объясняют низкой конкуренцией и выросшими ценами на билеты. При этом в Минкультуры считают некорректным оценку окупаемости российских фильмов исключительно при помощи кассовых сборов в кинотеатрах, так как существуют и другие способы дистрибуции фильмов.
«Фонд кино поддерживает не коммерческое кино, а зрительское. Вместе с тем одна из основных задач Минкультуры России — поддержка авторского кинематографа. Государственное субсидирование сегодня выступает не столько „поддержкой“, сколько условием наличия в нашей стране собственного кино. Рост стоимости производства — следствие опережающих темпов развития отрасли, превосходящих возможности расширения кадровой и инфраструктурной базы».
При этом эксперты считают, что окупаемость — не главное для фильма. Такое мнение выразил независимый эксперт в сфере культуры Евгений Сафронов.
«Самое важное в любой культурной индустрии — польза для общества. На это ориентируется и Фонд кино, и Минкультуры, и власти всех стран мира. А окупаемость скорее показывает профессионализм продюсеров, их умение планировать и бюджетировать кинопроцесс в быстро и кардинально меняющихся условиях».