Пиратство наоборот: Как правообладатели наживаются на ютьюберах
Этот мир состоит из говна, палок и несправедливости. Чем больше ты разбираешься в его устройстве, тем крепче желание вымыть руки – или умыть их вообще. В окнах этого замка из дерьма горит свет, играет музыка, которую брезгуют включать даже в маршрутке, и слышны крики африканских детей, которых отгоняют от еды, хренача по головам неверующим негром-геем, который в то же время женщина, которую объективизуют, при этом недоплачивая на работе.
Я понимаю, что в этом оркестре боли и кругожопия сабж данной заметки – капля в море. Но так бывает, когда бесконечно пытаешься отворачиваться от мерзостей – сослепу все-таки наступаешь в нечто мягкое и теплое, как выпотрошенный тонтон, и это пробивает твое терпение. Так уж вышло, что меня прорвало именно с этой, относительно небольшой несправедливости.
Случилось вот что: все больше и больше ютьюберов, которые живут созданием собственного контента, вышли вперед и сказали: «Хватит. Где наши права? Где Добросовестное Использование?». Отсюда и хэштег всего замута: #WTFU – «Where is the fair use?». Хотя некоторые расшифровывают его как «Wake the fuck up», что тоже подходит.
В чем проблема? Видео ютьюберов блокируют, а каналы замораживают, перекрывая их единственный источник прибыли. Кто? Правообладатели. За якобы нарушение авторских прав. Но нет, это не привычная для нас дискуссия о пиратстве и закрытии рутрекеров. Здесь ситуация другая, я бы даже сказал прямо противоположная. Копирасты обкрадывают пользователей. Если продолжать морские аналогии – то это корсарство, узаконенное пиратство со стороны властьимущих.
Блокируются не откровенно пиратские видео вроде выложенных полностью фильмов – с этим все ясно. Блокируются обзоры фильмов. Обзоры, которые иногда имеют в себе несколько кадров из фильма или пару минут из трейлера.
Смотрели когда-нибудь видеообзор на фильм или сериал с мыслью «Ты может кадры из трейлеров хоть покрутишь, чего я должен на твою рожу смотреть все время? Почему нет?». Вот почему – они опасаются, что киностудия придет и заблочит их видео. И опасаются не зря.
В США действует закон о «Добросовестном использовании», позволяющий свободное использование материалов, защищенных авторским правом, при условии, что они используются в целях критики, комментирования, освещения новостей, обучения или науки. Под этот список и попадают все видео, о которых идет речь. Закон тут четко на стороне ютьюберов, но на практике это, как выяснилось, помогает мало.
Дело в том, что ютьюб сам по себе, видимо, изначально боялся традиционных медиа и поэтому, чтобы на него не наехали всей накопленной мощью, попытался заверить студии, что все будет окей. Их права будут защищены. Он вручил студиям инструменты по контролю за соблюдением их прав. И прав у них оказалось куда больше, чем у простых пользователей – плоти ютьюба. Создателей контента. Возник огромный дисбаланс, которым студии не побрезговали злоупотребить.
Фишка в том, что вся система построена так, что обвинить в чем-то пользователя – легко, а вот ему бороться против даже самых смехотворных обвинений – нереально сложно.
Правообладатель может повесить на канал клейм или страйк за якобы нарушение авторских прав, после чего видео может быть снято, а после трех страйков – канал вообще может слететь. Чтобы ответить на предъявленные обвинения, каналы подают ответные иски, которые ютьюб может рассматривать неделями. Нет никаких ограничений на то, сколько обвинений можно раскидать, но вот ответных исков почему-то можно подать всего три одновременно, причем учитывая, что на них никто не торопится отвечать и это затягивается навечно, у тебя могут обвинения, на которые ты попросту ничего не можешь ответить – у тебя лимит исчерпан.
Это сложная система, в которой я не являюсь экспертом и не хочу утомлять вас подробностями – они не столь важны. Но факты таковы:
Даже если ты не пират и производишь честный контент, например, обзоры, в которых показываешь только фото, к тебе могут нагрянуть и перекрыть видео или весь канал в результате трех страйков.
Но самое потрясающее – видео могут не просто снять, его могут оставить на месте, но отобрать у тебя права на него. Вся прибыль, поступающая от его просмотров все это время будет идти в карман обвинителя. Даже если он не имел никаких прав и никакого нарушения копирайта не было. А «все это время» – это недели, пока ютьюб соблаговолит рассмотреть твой ответный иск и признать его очевидную правоту. Тебе вернут права на видео, но не деньги. Обвинитель уйдет с наваром несмотря на то, что его клейм признали куском обнаглевшего дерьма.
Это я имел в виду под корсарством – заработок на чужом труде или уменьшение потенциальной прибыли, как и традиционное пиратство, только на этот раз с другой стороны.
Правообладатели стараются выбирать в жертвы средние каналы, так как они не поднимут большого шума – у них нет медийного веса. Но и крупные каналы не избавлены от этой хрени, поэтому все это, наконец, и прорвалось наружу. Крис Стакманн, один из топовых кинокритиков на ютьюбе, который использует максимум несколько кадров из фильма в своих ревью, по-прежнему получает иски переодически. Nostalgia Critic, который и решил выйти с этой проблемой на люди, захлебывается под валом страйков и клеймов каждый день, несмотря на то, что занимается этим уже 8 лет.
Иногда правообладатели атакуют видео, в которым нет ни одного их кадра. Просто по названию видео, даже не просматривая его.
Атакуются далеко не только отрицательные рецензии. Даже если вы плакали от фильма слезами счастья и умоляли всех идти и скупить все билеты, это не повод на вас не наезжать.
В общем, ситуация довольно проста: есть правовой дисбаланс. Правообладателям позволили творить, что им вдумается, и они не отказались выжать из этого максимум. Нет наказания за неправовое обвинения, нет ограничений на раздаваемые клеймы, нет возмещения убытков ограбленной стороны, которой перекрыли прибыль от честного заработка.
Да, кинокритики в частности и ютьюберы в общем – не поэты Серебряного века. Я не превозношу свою профессию, критика глубоко вторична по отношению к настоящему творчеству. Мы не создаем, мы служим проводниками между автором и аудиторией, рисуем карту, которая позволяет не тратить время на шлак и выводит, если повезет, к затерянным сокровищам. Но к настоящему творчеству это не имеет отношения. И все же, это не значит, что эти люди не могут вызывать глубокого уважения и сочувствия в данной ситуации.
Все это может и не трогало бы так сильно, будь это обособленным инцидентом в море ореховых печенек и бесконечного счастья, но это лишь одно из проявлений убожества существующей системы. Голливуд со всеми его сиквелами и отсутствием оригинальных идей, выбеленным Оскаром и неспособностью понимать нечто оригинальное и честное, теперь еще и опустившийся до воровства у и без того небогатых креативщиков нового поколения вместо попытки работать с ними сообща – все это полное жмячло.
Ведь эти ютьюберы и представляют собой новое медиа – из народа и для народа. Да, многие из них создают видео на основе продуктов все тех же старых медиа – обзоры, пародии и так далее, но есть среди них и те, кто делает что-то свое. И иногда из этого моря выныривает жемчужина вроде бесподобной Kung Fury или милого сериала «Высшая школа видеоигр». Бесправие этих чемпионов нового времени не может не возмущать.
Мы вроде как движемся в будущее, ведомые развивающимися технологиями, но баланс сил не меняется – потому что те, в чью сторону он склонен, естественно, не хотят допускать его изменения. Они манят нас вперед, тряся перед носом новым айфоном, но полноценно использовать всю свободу, в том числе творческую, которую дают эти технологии, мы неспособны, потому что отмирающие динозавры намертво вцепились нам в ногу.
У нас появилось множество новых инструментов влияния на процесс потребления контента. Мы можем собрать деньги и заплатить за игру или гаджет, о котором мечтали, благодаря краудфандингу. Или вырвать из небытия фильмы вроде «Дэдпула» просто выразив свою волю миллионами просмотров и комментариев. Или наказать за халтуру игру, отменив предзаказ или вернув ее назад в Steam после покупки. Мы диктуем свою волю. Но мне кажется, все еще крайне несмело, не ощутив и не осознав до конца возможностей и ответственности нового положения дел.
Это заметно и потому, как долго терпели ютьюберы и как несмело заявили в результате о своей проблеме. Так деликатно, так вежливо. Мол, нижайше прошу прощения, но нас как бы тут немного того… трахают. Мы не сильно настаиваем, но было бы мило если они, того, перестали. Спасибо заранее.
Очень хочется, чтобы и мы и правообладатели осознали, в каком мире мы теперь живем. И что правила изменились, нам надо стоить новые отношения, учитывая, что оборзевшая эксплуатация больше не прокатит. Я не идиот, я знаю, что нам еще далеко до идеального баланса, но чаши весов дрогнули и у нас появился шанс сдвинуться чуть ближе к адеквату.
Так где наше гребаное Добросовестное Использование, ютьюб?