World of Tanks — сейчас это «казуальщина для домохозяек», а не спорт
Стало известно, что киберспортивная организация Virtus.pro приняла решение закрыть подразделение по World of Tanks.
Сергей Карапетян, автор YouTube-канала Vspishkaarm, комментатор турниров с лета 2012 года и бывший игрок состава Red-Aces и Virtus.pro, опубликовал в социальной сети «Фейсбук» разбор этой ситуации и объяснил, почему Virtus.pro была вынуждена принять такое решение.
В разговоре со мною Сергей отметил, что верит в Wargaming:
Я верю, что у ребят из киберспорт отдела и WG в целом получится создать первый отечественный киберспорт. Путь на вершины киберспортивных дисциплин тернист и труден, но дорогу осилит идущий!
Мы публикуем оригинальный пост Сергея (редакция внесла в него некоторые правки, не меняющие содержание):
Так как в 2012 я был тем «5 элементом», который медийной стороной заинтересовал организацию и состав был «подписан», да и мои зрители слышали 2 года «Вспышка Виртус про», то решил высказаться о сложившейся ситуации.
-
Я не являюсь частью организации Virtus.pro с марта этого года, то есть, фактически, уже 6 месяцев. Но многие могут этого факта не знать. Это не мешает мне следить за деятельностью организации, руководство которой я уважаю лично, не говоря уже о «с детства за ВП» вне зависимости от дисциплины. Новость о роспуске состава, который играет на Европе, для меня — не удивление. С учетом того, что VP стали самыми первыми, кто подписал состав по танкам — это серьезный маркер для всего танкового киберспорта «А туда ли мы идем?»
-
Всем! необходимо понимать, что киберспортивная организация — аналог спортивного клуба. ЦСКА, Спартак, Зенит и так далее. Эти структуры живут за счет привлечения партнеров и спонсоров, а сами по себе крайне редко способны зарабатывать деньги, производя что-то (тяжело даже придумать что, говоря только об игроках). Учитывая, что призовые деньги достаются практически полностью игрокам, то надо понимать, что организация в своем большинстве несет убытки. То есть тратит деньги, которые не превращаются через некоторое время в новые деньги, которые можно в свою очередь вкладывать в развитие. Это называется невозобновляемые ресурсы. Так устроен мир, почти как с газом и нефтью — они кончаются. Из месяца в месяц. И у Виртусов (организации) закончилось терпение в отношении этих убытков. Несмотря на то, что команда играет хорошо, их успехи невозможно монетизировать в рамках нашей игры. Невозможно продавать уникальные скины, невозможно выводить стримы про игроков в клиент по умолчанию, невозможно организовывать турниры и продавать на них билеты с процентом для организации. Все это можно делать в других играх, типа Dota 2 или Counter-Strike, и с точки зрения бизнеса НАДО тратить время и ресурсы организации на те «площадки», которые стремятся развивать дисциплину через развитие организаций.
-
Крайне малое количество киберспортивных дисциплин способны выстроить правильную схему работы с организациями, которая будет включать работу по изменению формата, прислушиваться к требованиям современной индустрии, включающей в себя не только игроков, но и комментаторов со зрителями (встроенный плеер в клиенте, создание камуфляжей, как пример), а также компенсировать часть расходов на игроков или все расходы организации по дисциплине. Среди них: зарплата, налоги, логистика, и это — минимально. 7 человек + менеджер = 8 рабочих мест, оформленных по всем правилам. Понять, что эти затраты продлевают жизнь самой игре, выводя ее на уровень «киберспорта» и делая по игровым меркам бессмертной, — задача не из простых. Для тех, кто не знал: Counter-Strike более 18 лет, а Dota более 10. Меняются движки, мета, но игра остается игрой.
-
Отдельно хочу отметить отдел киберспорта WG. Ребята смогли исправить крупные просчеты первых двух лет (помните эти ничьи?). В танки стало интересно играть и смотреть, но сил на все (вышеперечисленное), видимо, не хватает, а сделать надо много в двух, если не в четырехкратном темпе, за упущенные годы, одновременно быть на уровне с другими дисциплинами, которые диктуют свои правила ведения бизнеса в сфере esport. Все это включает разработку и затраты, которые надо понести, но как объяснить все бигбосам, которые придумали заранее свои планы и исполняют. Одновременно с этим игра не становится сложнее, напротив, из года в год она упрощается и становится доступна любому, но это БИЧ для киберспорта. Моды, которые дают тебе возможность даже не ездить, они сами повернут танк, или лампочки, которые подсказывают, что засветился, или прислушивание к нытью, что что-то не гнет — все это делает аркаду World of Tanks казуальщиной для домохозяек. А знаете ли вы, что моды для КС или Доты можно только купить в клиенте, и они касаются только графических изменений, но не несут функционального упрощения? Задумайтесь, почему другие игры нельзя модифицировать без бана. В ближайшее время, по всей видимости, никаких крупных изменений в этом вопросе не произойдет, хотя можно было запилить раздел WG Stream в клиент по умолчанию еще год назад, когда его написали. Говоря о тех же камуфляжах для команд, скажу, что 1 год и 9 месяцев назад состоялась встреча WG и организаций, где озвучивалось желание увидеть камуфляжи от киберспортсменов или блогеров в игре. Тема была «приподнята» неделю назад. 20 месяцев назад, КАРЛ!
-
Итог. Сейчас, несмотря на все свои обновления, игра не несет в себе инфраструктуры, привлекательной для киберспортивных организаций. Привлекательность заключается вот в чем, если по простому — возможностью разместить на внутриигровых полях логотипы своих спонсоров и партнеров и показать это всему играющему народу, а после собрать статистику и показать спонсорам и партнерам. Простая медийная реклама, на которую и живет организация.
P.S. У кого-то из читающих на слово «реклама» случится понос. На этот случай дам вилку выбора:
- Хотите без рекламы — платите деньги за контент (любой).
- Не хотите платить — уважьте и посмотрите рекламу, иначе условно бесплатный автор видео не сможет купить хлеба и не будет делать видео, а пойдет на завод, потому что зритель не понимает, что весь интернет живет на рекламе и без рекламы все умрут.
Все, что зритель-читатель любит смотреть и читать каждый день в интернете, пропадет. А когда все умрет в интернете, то пойдет смотреть телик, а там… ОБОЖЕ! Реклама 5 минут на каждые 15. Вы не задумываетесь, но смотрите 5 минут рекламы, просматривая новости или фильм на каждые 15 минут контента, то есть в час вам дают 15 минут чистой рекламы, а в интернетах 2 раза по 30 секунд.
P.S.S. На днях выходит патч для кораблей и там вводится ранкинг, который мне лично напоминает киберспортивный формат, это первый шаг, но дай бог мозгов людям сделать формат и инфраструктуру, а не только формат.