Взрослые игры полезны детям
В день защиты детей редакция «Канобу» вспоминает свои любимые игры детства, Саша Трофимов рассуждает о проблемах возрастных рейтингов в кино, а я хочу поговорить о том, чему взрослые игры способны научить даже самых маленьких.
Я убежден: для формирования личности ребенка важно не скрывать от него жестокость, не пытаться натянуть на его жизнь купол, как в одноименном сериале по книге Кинга. Посмотрите, что предлагают современные медиа детям. Чаще всего — пошлые фильмы, в которых злодеи не злодеи, а жертвы фэнтезийного тоталитаризма («Малифисента»); или книги в дешевых обложках, в которых все дети, как один, — практически юные ленинцы-пионеры, а если ребенок злой, то это потому что у него родители — алкоголики.
Этот упрощенный мир часто образует стратегические лакуны в представлении ребенка о жизни, которые в будущем переносятся на его взрослую жизнь. Вы ведь, наверное, встречали девочек-принцесс, которые постоянно живут в сказке, а не реальности. Которые могут честно сказать: «Ой, как бы мне хотелось, чтобы мой парень за меня заступился». На нее никто не нападает, но ей хочется проявления геройства. Пусть даже это геройство может закончиться больницей.
Или другой пример: мой лучший друг как-то признался, что до 12 лет думал, будто девочки — цитата! — «не какают». В его сознании мама и бабушка к «девочкам» никакого отношения не имели. Как сказал бы сегодня Интернет: «Л — Логика». Откуда взялось это странное представление о мире? От тех же бабушек и мамы, которые убеждали его, что «девочки — они как принцессы, они не такие, как ты». То есть непонятная сказка вместо здравого разговора о биологической разнице полов.
А теперь вспомните игры 90-x и их отношение к насилию. И, что важнее, отношение наших родителей, которые вполне допускали ситуацию, когда семилетний ребенок часами отстреливает уток из светового пистолета, а затем и ковбоев, и иногда, чисто случайно, мирных горожан. Никто не бежал орать на «Первый канал», что «игры развивают в детях жестокость, это я вам как мать двадцати детей говорю». Более того, как я уже как-то писал, само телевидение было рупором игрового сообщества. На каждом, буквально на каждом канале была своя программа про игры.
Но в какой-то момент все начало стремительно меняться. В играх сформировалось разделение на «игры для детей» и «игры для взрослых». И если речь идет о персональном компьютере, то большинство «игр для детей» были мерзкими, глупыми, скучными. Я не видел ни одного ребенка, которому нравились эти розовые сопли и слюни.
С появлением браузерных и мобильных игр ситуация несколько выправилась, но сам принцип остался не тронут. Детей и подростков по-прежнему пытаются держать в неведении о том, что мир вокруг — это не только мама/папа/друзья, но и зло, предательство, коварство. Что есть злые люди не потому, что их кто-то неправильно воспитывал, а просто потому, что они злые. Ну вот злой человек, что с ним поделаешь?
С моим племянником, которому, к слову, 11 лет, мы прошли The Last of Us (да простят меня рейтинговые агентства): я играл, он смотрел. И он буквально влюбился в Элли, она стала для него ролевой моделью. Смелая, любящая, искренняя, готовая идти до конца. Через несколько дней он, к моей огромной гордости, не позволил своему другу издеваться над соседской девочкой, потому что она «фу, девчонка». Наоборот, он посмотрел на нее другими глазами — интересная, смешная, хорошая девочка, почему бы не взять ее в игру, почему бы не подружиться с ней?
«А вот Ленка другая, злая», — сказал он мне, когда я спросил про другую девочку со двора. Я спросил, в чем это выражается. «Она говорит плохо про других девчонок, а при них называет их подругами», — ответ был более спутанный и многосложный, но суть примерно свелась к этому. Так он узнал, что такое лицемерие. И понял, что это — тоже зло. Не меньшее, чем монстр, у которого из головы растут грибы.
Почему же тогда, формально, нам не рекомендуют даже показывать такие игры детям? Я думаю, это сделано исключительно для того, чтобы оправдать лень отдельно взятых родителей. Индустрия говорит: вот это детям, это — подросткам, это — взрослым. И никак иначе. Но если отец сядет и вместе с сыном пройдет ту же Uncharted, объяснит ему спорные моменты, то разве в этом есть что-то дурное? Нет, ребенок заразится страстью к приключениям, к путешествиям. А Gears of War научит его настоящей дружбе, когда люди должны работать вместе, чтобы противостоять армии врагов.
У каждой Большой игры есть что-то, чему она может научить ребенка. И бояться, что ребенок увидит кровь или жестокость — это немного наивно, учитывая, что он видит каждый день по телевизору в самое ходовое время. И я думаю, что родители, которые при ребенке смотрят «Пусть говорят» с бесконечными выяснениями отношений между полоумными людьми, могут нанести куда больший вред, чем Rayman Legends с возрастным рейтингом E10+.