В России предложили создать аналог Steam для стран объединения БРИКС

Институт развития интернета (ИРИ) предложил расширить дискуссию о регулировании видеоигр до уровня стран-членов объединения БРИКС, а также создать площадку для того, чтобы распространять там игровой контент с учётом собственной системы маркировки. О подобной инициативе сообщило издание Forbes, изучившее документ «Компьютерные игры и метавселенные» на официальном сайте ведомства.
Создать конкурента Steam в России хотят в рамках «защиты пользователей от деструктивного контента в видеоиграх». С этой целью в ИРИ предлагают как уникальную маркировку, так и отдельную площадку. Пока что экспертное исследование, приведённое в документе, не обсуждалось с органами власти и в том числе с Минцифры, но его результаты планируют довести до профильных ведомств — об этом заявил заместитель генерального директора АНО ИРИ Борис Едидин.
Он также пояснил, что в странах БРИКС нет каких-либо общих стандартов, касающихся сертификации и маркировок, но они должны контролироваться странам из объединения.
«Мы объективно можем констатировать, что сформированные ранее институты допуска на рынки, сертификации, различной маркировки должны контролироваться странами — потребителями контента. В настоящее время ситуация выглядит в точности до наоборот. В рамках формирующегося крупнейшего рынка потребления контента стран БРИКС отсутствуют какие-либо общие стандарты, требования, правила, позволяющие государствам влиять на продукты, разрабатываемые за рубежом».
В качестве примера указывается опыт зарубежных стран — в документе проведено детальное исследование ряда иностранных площадок, в том числе Steam и Epic Games Store, а также система оценок PEGI и ESRB. Борис Едидин считает, что иностранная система маркировки -это «эффективный инструмент, позволяющий обеспечить определённый протекционизм и контроль рынка».
«Почему это важно? Потому что контентная индустрия — это прежде всего аудитория. И бизнес идёт туда, где есть потребитель, где его много, где он готов платить деньги. И сегодня нужно признать, что эта аудитория — в странах БРИКС. […] Поэтому важно сформировать правила игры на новом рынке, где решения о допуске, недопуске, о несоответствии игры духовно-нравственным ценностям, принятым в том или ином государстве, будут принимать именно те страны, которые являются ключевыми потребителями контента».
Тем не менее он дополнил, что «не нужно что-то запрещать или не допускать» — просто правила, диктуемые продавцом, должны измениться.
Эксперты встретили идею ИРИ со скепсисом, но увидели в ней позитивные моменты. С коммерческой точки зрения эксперты считают, что создание ещё одной площадки не имеет смысла, так как у Steam до сих пор нет конкурента, поскольку ни Epic Games Store, ни GOG, ни другие площадки не смогли отхватить у Steam сколь либо значимую часть рынка.
С практической же точки зрения создание площадки может помочь разработчикам, если те будут получать с этого определённую выгоду. Например, дополнительный трафик внутри стран БРИКС по льготным условиям в рамках системы компенсации взаимных маркетинговых услуг. Также эксперты считают, что единая система маркировки и правил распространения контента помогла бы упростить процессы выхода отечественных игр на международные рынки.
Тем не менее, даже если в России займутся реализацией задуманного, на это могут уйти годы из-за технических сложностей и того факта, что членам стран БРИКС придётся переработать свои законодательства.