16 февраля 2015
Обновлено 27.07.2015

«Умрут даже те, кто еще жив в книгах»


«Умрут даже те, кто еще жив в книгах» - фото 1

Сегодня утром Джордж Мартин объявил, что пятый сезон «Игры Престолов» удивит даже тех, кто знает все книги цикла «Песнь льда и пламени» наизусть. По словам писателя, в этот раз телеадаптация отойдет от первоисточника еще сильнее, чем обычно — на экране умрут даже те персонажи, кто по сюжету книг умирать пока не планирует. Однако на самом деле, хотя Мартин и принимает участие в жизни сериала, отхождений от «канона» в адаптации всегда было немало. «Канобу» вспоминает, какие вольности позволили себе сценаристы экранизации от HBO.

«Умрут даже те, кто еще жив в книгах» - фото 2

В книге все герои гораздо младше

«Песнь льда и пламени» — классическое фэнтези, что предполагает сеттинг раннего средневековья. Вселенная Мартина, разумеется, полностью вымышленная, но социальные нормы и общепризнанные правила поведения соответствуют таковым в нашей реальности в «темные века» (да и сам Мартин неоднократно заявлял, что пишет именно о средневековье). И ни в чем это не прослеживается так хорошо, как в отношении к возрасту. Решение HBO сделать персонажей в своей адаптации старше вполне логично — в здравом уме никто не будет снимать для телевидения кучу постельных сцен с участием детей.

Например, мать драконов Дайенерис в книге вышла замуж за Кхала Дрого, когда ей было всего 13 лет. Храбрым воинам Робу Старку и Джону Сноу по 14 лет, но в сериале все три персонажа выглядят на 19-20. Бран Старк, подглядывающий за инцестом Ланнистеров в первом сезоне, выглядит на сколько угодно, только не на 7 лет — а именно столько ему по версии Мартина.

«Умрут даже те, кто еще жив в книгах» - фото 3

В книге персонажи не кажутся такими мерзавцами

Конечно, Джоффри и в оригинале не такой уж святоша, но HBO возвело все негативные черты его характеры в абсолют. По большей части это заслуга потрясающей игры Джека Глисона — странно, что актер еще не получает письма с угрозами от наиболее восприимчивых зрителей. Мартин описывал Джоффри как безумного и злого короля, но не как сумасшедшего садиста, не способного прожить и дня без обязательных пыток.

Мизинец в сериале тоже выглядит как злобный близнец своей версии из книги. Вечный интриган и хитрец в оригинале не производил столь мощного впечатления в том числе потому, что Мартин уделял ему не так много внимания. Большинство сцен персонажа в сериале были написаны специально для шоу, а не заимствованы из первоисточника. Сценаристы существенно доработали изначальный образ персонажа, превратив его чуть ли не в исчадие зла.

«Умрут даже те, кто еще жив в книгах» - фото 4

Добровольный секс поменяли на жестокое изнасилование

То, что в книге происходило по обоюдному согласию, в сериале происходит по принуждению. Объяснить такую эволюцию можно здравым смыслом: сложно представить, как 14-летняя Дайенерис с любовью отдается гигантскому бородачу Кхалу Дрого (боже, Мартин…). Первую брачную ночь молодоженов в сериале представили куда более реалистично — девушка не сильно горит желанием спать с малознакомым дикарем, но тот просто не оставляет ей выбора. В результате, конечно, «мать драконов» бросает свои жалкие попытки сопротивления, но факт остается фактом — 131 статья УК РФ «Изнасилование» применима к действиям Дрого по отношению к молодой Кхалиси.

Такая же ситуация произошла и со сценой любви между Серсеей и Джейми Ланнистерами. В четвертом сезоне мать погибшего Джоффри сообщает своему вернувшемуся из длительного путешествия брату-любовнику, что «моряк слишком долго плавал, я тебя успела позабыть». Джэйми такой ответ не устроил, после чего тот, не церемонясь, пристает к сестре. Надо заметить, что все это происходит в гробнице Джоффри непосредственно около гроба с его бездыханным телом. По версии же Мартина в «постельной сцене» не было принуждения, а сама Серсея была рада возможности заняться сексом рядом с трупом своего сына.

«Умрут даже те, кто еще жив в книгах» - фото 5

Мастера фехтования едва ли умеют обращаться с мечом

Одна из главных претензий поклонников саги Джорджа Мартина к экранизации. Судя по всем боевым сценам, что мы увидели в четырех сезонах, лучшим бойцом оказался Джон Сноу — неопытный подросток. Те же, кто славились искусными боевыми навыками, оказались хвастунами и не более. К примеру, Джэйми Ланнистер в книге был потрясающим воином, в то время как в сериале даже не удостоился шанса проявить свои таланты. Персонаж терпит унижение за унижением, а чуть ли не единственным сражением с его участием стала схватка с Недом Старком, в которой Джэйми потерпел неудачу. Его поражения и потеря руки несли бы куда больше смысла, если бы мы знали, каким храбрым воином он был до этого.

Та же история и с Барристаном Селми. В сериале упоминается, что на свете нет фехтовальщика лучше, чем лорд-командующий Королевской Гвардии. Но все, что нам показали — как он убивает жука. Вероятно, в новом сезоне мы убедимся в его репутации и сомнения иссякнут, но до этого его слава не была ни на чем основана.

Не отличился боевыми успехами и рыцарь Западных Земель по имени Григор Клиган. Старший брат Сандора «Пса» носит гордое прозвище Гора, но у зрителей не было шанса оценить его боевые качества. Персонаж выглядит, конечно, весьма устрашающе, но в основном мы лишь видели, как грозный и жестокий воин убивает лошадь и беззащитных пленников. Впечатляет сцена поединка Горы с Оберином Мартеллом, но даже любителю мальчиков Григор выдавил глаза лишь после того, как нехило отхватил от него. Остается надеяться, что в пятом сезоне вышеупомянутым персонажам дадут шанс проявить себя в настоящем бою.

«Умрут даже те, кто еще жив в книгах» - фото 6

В книге все элементы сюжета в разы менее очевидны

Сам формат книги подразумевает больший простор для плетения интриг и растягивания сюжета. Логично, что в рамках сериала и его 60-минутных эпизодов особо не разгуляешься — так или иначе, что-то придется сокращать. Поклонники книги и не догадывались о бурном романе между Лорасом Тиреллом и Ренли Баратеоном. После просмотра сериала, где присутствуют постельные сцены персонажей, недоверчивые читатели решили перепроверить наличие отношений между персонажами. К удивлению многих, в книге действительно фигурируют множество намеков на связь между двумя героями, хоть напрямую это и не говорится. Сам Джордж Мартин комментировал это так:

Ренли и в книгах гомосексуалист. Это даже не должно было быть тайной. Я предпочитаю намекать на такие вещи, а не говорить «в лоб». Я не мог прямо сказать «этот и вот этот — геи», поскольку, как вы знаете, и слова-то такого до шестидесятых не было. А я пишу про средневековье и не намерен прямо говорить «вот, он как бы гей». Но я был уверен, что в контексте книг это и так вполне очевидно.

Точно также в книгах не описано детальное происхождение Джона Сноу или влиятельность Железного Банка. Если в романе Мартин лишь аккуратно намекает на некоторые вещи, то в сериале это становится кристально ясно из диалогов персонажей или их действий. Все это можно считать «упрощением» сюжета для более широкой аудитории, которая не привыкла обращать внимание на еле заметный подтекст. Так или иначе, даже самые хардкорные фанаты творчества Джорджа Мартина впервые узнали многие детали «Песни Льда и Пламени» именно из сериала.

Комментарии 63
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
ARTORIUS the Doomer
ARTORIUS the Doomer
Видимо Старков дорежут(