Умер режиссер «Охотника на оленей» Майкл Чимино
2 июля на 77 году жизни скончался один из моих любимых режиссеров: Майкл Чимино, поставивший такие шедевры, как Thunderbolt and Lightfoot, Heaven’s Gate и Year of the Dragon.
О его смерти сообщил в Twitter Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо. По словам Фремо, Чимино умер «во сне, будучи окруженным семьей и двумя женщинами, которые его любили».
Больше всего Чимино известен как режиссер и сценарист «Охотника на оленей»: картины из жизни простых рабочих польского происхождения из маленького городка в Пенсильвании, отправляющихся во Вьетнам.
Все сцены свадьбы и охоты в первом акте — лучшее, что снял Чимино (или вообще когда-либо снимет любое разумное существо, которому будет доверено устройство для фиксации происходящего), и знаменитые сцены Вьетнама и русской рулетки там, в принципе, не нужны. Для полноты впечатления фильм лучше выключить в момент, когда Джон садится за рояль играть Шопена.
«Охотник» собрал $49 миллионов в прокате и получил «Оскара» как лучшая картина 1978 года (Чимино получил «Оскара» как лучший режиссер).
Успех «Охотника» убедил голливудские студии, что трехчасовое авторское кино может быть интересно массовому зрителю и собирать приличные деньги.
Следующий фильм Чимино, «Врата рая», разорил студию United Artists, провалился в прокате, был признан одним из худших фильмов всех времен и привел к тому, что вместо авторского кино в Голливуде начали делать детскую фантастику и приключенческие фильмы вроде «Индианы Джонса» и «Звездных войн».
В наше время гениальность «Врат» худо-бедно признают: фильм перевыпустили на Blu-ray в 2012 году, Чимино восстановил почти час вырезанного из театральной версии материала. Это, безусловно, лучший фильм режиссера и один из лучших фильмов вообще, потрясающая медитация на тему последних дней освоения Дикого Запада. Сравнить его можно разве что с «Однажды в Америке» Серджио Леоне, только жанр тут немного другой (как-бы-вестерн вместо как-бы-гангстерской-картины), и высвечивается в нем иной период американской истории. Но снято, сыграно и озвучено в Heaven’s Gate все не менее монументально, и открывающая сцена выпускного в Гарварде — одна из величайших в истории мирового кинематографа.
Другой шедевр Чимино — это «Год дракона». Лучшая роль Микки Рурка, один из лучших сценариев Оливера Стоуна, потрясающий полицейский триллер о китайской мафии в Нью-Йорке. Именно с образа героя Рурка в этом фильме Алан Мур скопировал своего Джона Константина. Раз увидев, эти белые волосы не забудешь никогда.
Наконец, Thunderbolt and Lightfoot, известный у нас под нелепым названием «Громила и скороход», это отличная жанровая картина про грабителей банков, которые вскрывают сейфы при помощи противотанкового ружья.
Грабителей играют молодые Клинт Иствуд и Джефф Бриджес. Концовка, на мой взгляд, просто безупречная для такого рода кино… куда там «Достучаться до небес»!