03 февраля 2015Технологии
Обновлено 27.07.2015

Там, куда мы направляемся, не нужны водители


Будущее автомобиля сейчас туманно как никогда. Выживут ли двигатели внутреннего сгорания или их вытеснят электромоторы? Успеет водород стать вменяемой альтернативой бензину, или эта затея умрет из-за дороговизны и небезопасности. Нагрузка на дороги все растет, старая инфраструктура не справляется с объемом транспорта, а в будущем все станет еще хуже. Смогут ли интернет-технологии и роботы решить эту проблему? Как ни странно, это вполне возможно.

Там, куда мы направляемся, не нужны водители - фото 1

Министерство транспорта США только что опубликовало исследование, в котором обрисовывает крайне безрадужные перспективы всей транспортной системы страны. И имеется ввиду не только автотранспорт, но и железные дороги, сообщение по воздуху, морю и рекам. В документе говорится конкретно о цифрах по Америке, но все мы понимаем, что это не некая локальная проблема, все страны столкнутся с теми же глобальными факторами в той или иной степени.

Население неустанно растет, что приводит не только к повышению количества личного автотранспорта на дорогах, но и к увеличению нагрузки на все грузоперевозки и службы доставки. Чем больше людей, тем больше им нужно айпадов, диванов, пиццы и фаллоимитаторов, которые приходится доставлять всё по теми же самолетами, баржами, фурами.

Население не только прирастает, но и меняется – «стареет» - средний возраст жителя развитых стран все увеличивается благодаря достижениям медицины. Пожилые водители с их запоздалой реакцией и медлительностью – не основная проблема, но все же часть ее.

Там, куда мы направляемся, не нужны водители - фото 2

Глобальное потепление пугает авторов исследования еще больше, так как чем выше температура, тем чаще лопаются колеса фур, тем быстрее разрушается дорожное полотно, рельсы, взлетные полосы.

Текущее состояние транспортной инфраструктуры признано министерством «неудовлетворительным», она не справляется с нагрузкой, мосты разрушаются, угрожая безопасности людей. Самое важное, что отмечает документ, что в инфраструктуру никто вкладываться не будет, это невыгодно, а у государства на это денег нет.

Среди всего этого тлена и беспросветности отмечены лишь два положительных момента. Первое – молодежь, новое, проинтернеченное поколение садится за руль все реже. Благодаря новым фишкам вроде координирования транспорта через заявки по сети, каршеринга и райдшеринга «миллениалы» снижают нагрузку на систему и собственные расходы. Каршейринг – это краткосрочная аренда автомобилей, который ты берешь со стоянки в городе, доезжаешь, куда надо, и оставляешь на другой стоянке, оплачивая время пользования. Так же работает аренда велосипедов во многих странах Европы.

Райдшеринг – это смесь такси и маршрутки, в котором ты делишь расходы с попутчиками. Такси выстраивает маршрут до пункта назначения первого пассажира и ищет заявки от других клиентов по пути, затем подбирает их. Эффективно выстроить подобный сервис стало возможно только благодаря современным технологиям: GPS, приложениям для смартфонов для оставления заявок и соц.сетям для того, чтобы водители и попутчики больше доверяли друг другу и не боялись садиться в машину с незнакомцами.

Вторая надежда министерства – роботы. Они намереваются с помощью более четкой координации системы разгрузить, к примеру, авиалинии, перенаправляя рейсы и разгружая аэропорты с помощью глобальной автоматизированной системы.

Крайне позитивно транспортники относятся и к беспилотным автомобилям, рассчитывая, что роботы помогут сократить количество автокатастроф на 90% процентов, а также повысить безопасность и эффективность автомобильного движения.

Компания Google, занимающаяся разработкой беспилотных машин в течении пяти лет и в декабре 2014-го выпустившая первый работающий прототип беспилотного авто, объявила о разработке мобильного приложения для вызова такси. Их собственного такси, беспилотного.

Компания Uber – одна из крупнейших американских компаний, предоставляющих услуги такси. Она одной из первых предложила сервис вызова такси через мобильное приложение и отслеживание по карте направляющейся к вам машины в реальном времени. Позже они интегрировали в свое приложение и возможность все того же райдшеринга, позволяющего найти попутчиков и сэкономить на поездке.

Uber и Google дружили. Google вкладывал в них деньги, а директор Uber высказывался крайне восхищенно о самой идее робомашин. Но после известия о том, что Google движется со своей роболожкой к их бочке меда, Иван Иванович с Иваном Никифоровичем рассорились.

Там, куда мы направляемся, не нужны водители - фото 3

Когда таксисты поняли, что станут с «неверно написанным большим числом» прямыми конкурентами, они решили позаботиться о том, чтобы не уступать Google ни в чем, объявив о учреждении собственного исследовательского отдела, который будет заниматься разработкой автопилота для их такси. У Google есть 5 лет форы, у Uber – целеустремленность и концентрация на одной задаче. Директор Uber полагает, что убрав из такси живого водителя, которому нужно платить, можно серьезно сократить расходы и, соответственно, конечную цену поездки для клиента.

Все это куда забавнее, если знать, что Uber прославился еще одной специфической особенностью. Для многих клиентов это не только и не столько средство передвижения, сколько… служба знакомств с целью ни к чему не обязывающего секса. Байки о том, как пассажиры спали со своими Uber-водителями наводняют специализированные форумы.

Что же будет с этой «бонусной программой» компании, когда вместо потенциального сексуального партнера людей начнет возить робот? Даже если секс с роботами и станет фишкой в будущем, вряд ли это случится так скоро. Похоже, всем желающим поразвлечься придется пользоваться услугами конкурента – Lyft. Они тоже знамениты подобными пикантными историями, но подразделение для разработки роботов еще не открывали.

Не стоит думать, что вся эта робоистерия существует лишь за океаном, а мы будем запрягать лошадей в русскую тройку еще пару веков. КамАЗ создает прототип беспилотного грузовика совместно с Cognitive Technologies, поставляющей программное обеспечение. Грузовик планируют тестировать на полигонах в 2015-2016 годах, затем в 2017-м выпустить его на дороги Татарстана для тестов в реальных условиях, а к 2020-2025 пустить робоКамАЗ в серию.

Там, куда мы направляемся, не нужны водители - фото 4

Не так давно Стивен Хокинг, Илон Маск и Билл Гейтс призвали общественность задуматься об Искусственном Интеллекте. Но не в том ключе, что Скайнет готовится поработить планету или пустить нас на батарейки, а в том, что изобретение ИИ уже не за горами и готовиться к его интеграции в общество нужно уже сейчас. И прежде всего – юридически.

Google планирует выпустить свои роботакси на дороги в течении пяти лет, но чтобы это произошло, юристам придется решить, кто будет отвечать за действия робота при аварии или иных проблемах.

И это лишь начало долгого и крайне странного разговора о правах и обязанностях сущностей, которые не являются людьми, но имеют определенные способности, которые имитируют наши собственные или даже значительно превосходят их. Именно этот разговор в конце концов затронет и темы прав робота, эксплуатации и рабства, равенства робота и людей, того самого робосекса и робобраков. Но это далеко не самое невероятное и фантастичное, не этого стоит пугаться ханжам и луддитам, потому что очевидно, что роботы со временем обгонят нас в развитии, и тогда нам придется думать уже о нашем месте в их мире. О том, чем мы вообще можем быть полезны, и как нам не чувствовать себя беспомощными, примитивными и устаревшими рядом с ними.

Автор: Александр Трофимов

Там, куда мы направляемся, не нужны водители - фото 5
Комментарии 29
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Boltzmann
Boltzmann
Поэтому я и не иду получать права.