Рецензия на 1 серию 1 сезона «Орвилла»

Создатель «Гриффинов» Сет Макфарлейн попробовал себя в серьезной фантастике, сняв драматическо-комедийный сериал в духе «Стар Трек» с собой в главной роли. Смотрим, что у него получилось в этом новом формате.
Dramedy или, по-русски, трагикомедия — самый сложный телевизионный жанр. Чтобы писать хорошую комедию, нужно быть очень талантливым сценаристом, чтобы писать хорошую драму — еще более талантливым (ведь растрогать труднее, чем рассмешить). Чтобы сделать и то, и другое в пределах одной часовой телевизионной серии, надо быть гением.
Я не буду перечислять здесь удачные «драмедии» и их сценаристов — в их число записывают и Weeds, и Breaking Bad, и Buffy the Vampire Slayer (для меня наиболее чистый представитель жанра — гениальные Gilmore Girls Эми Шерман-Паладино).
В своем новом сериале «Орвилл» создатель «Гриффинов» и «Американского папаши» Сет Макфарлейн играет именно на этом поле, хотя ранее весь его опыт работы на телевидении исчерпывался 20-минутными мультфильмами.

И разгромные, и…не совсем рагромные отзывы критиков на «Орвилла» оказались справедливыми. Да, Макфарлейн действительно очень, очень любит классический «Стар Трек». Вместо 20-минутного набора шуток на тему космоса перед нами часовое фантастическое шоу с неторопливым развитием сюжета и очень даже качественными декорациями и спецэффектами, показывающими сцены жизни на Земле, звездолетах и других планетах в далеком будущем. И да, этот сериал действительно никуда не годится.
Пилотный эпизод снял Джон Фавро, режиссер «Железного человека», «Книги джунглей» и ряда кино- и телевизионных комедий с очень сильным авторским стилем. В «Орвилле» рука Фавро чувствуется — персонажи ведут себя очень непринужденно, говорят, перебивая друг друга, серьезные сцены можно рассматривать, как комедийные, комедийные — как серьезные… Но все это разбивается о сценарий, в одиночку написанный Макфарлейном.
Его визуальные гэги — это неуместный элемент, добавленный в серьезную и очень скучную сцену (банка пива в руке пилота). Его диалоговые гэги тоже примитивны — в самом длинном спиче героя перед подчиненными слово «офис» просто заменяется на слово «звездолет».
Его структура — это самый избитый и заезженный эпизод «Трека» о боевом столкновении с воинственной расой пришельцев из-за ценного артефакта, разработанного земными учеными на тайной планете-лаборатории. Его центральный конфлифкт — выяснение отношений между главным героем-капитаном (Сет Макфарлейн в трудной роли раздолбая-лузера средней руки) и его бывшей женой (Эдрианн Палики), изменившей ему с синекожим инопланетянином. Его диалоги — в духе
Я изменила тебе, потому что ты все время работал и уделял мне мало внимания!
и
Ну да, зато пришелец-смурф его тебе уделял!
заставляют тоскливо посмотреть на таймер оставшихся в эпизоде минут уже после первой встречи героев. А ведь впереди еще целый сезон из ТРИНАДЦАТИ часовых эпизодов! Вы готовы отдать 13 часов своей жизни в руки автора «Гриффинов», который у вас на глазах учится работать в более длинной и трудной телевизионной форме?

Само собой, Макфарлейн писал 1 сезон не один, и, судя по отзывам критиков, там еще будут интересные серии (и какой-то внезапный поворот, выворачивающий всю вселенную «Трека» наизнанку). Но в пилоте ничего из этого не заметно.
Он не работает как комедия, потому что юмор Макфарлейна не вытекает из ситуаций, а просто состоит через взаимозаменямых авторских гэгов, которые одинаково уместно смотрелись бы и в эпизоде «Орвилла», и в эпизоде «Гриффинов». Он не работает как драма, потому что герои Макфарлейна всегда говорят именно то, что думают, и продираются через самое вымученное и избитое выяснение отношений в истории человечества. Он не работает как фэнфик по «Стар Треку» — потому что это очень плохой фэнфик без авторского переосмысления материала.
Большую часть зрителей Макфарлейн уже потерял — по рекламе Fox они ждали космических «Гриффинов», а получили совсем другой сериал. Мы будем следить за «Орвиллом» и дальше и надеяться на эпизоды, написанными кем-нибудь другим… но пока что лично я бы тоже лучше посмотрел космических «Гриффинов».

2 серия «Орвилла» выйдет 17 сентября 2017 года
Еще по «Орвиллу»:


