Спойлеры: финал «Мира Дикого Запада» оправдал все надежды
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ. «Мир Дикого Запада» завершился двухчасовым финалом «Двухкамерный разум» — практически полнометражным фильмом, который можно рассматривать в отрыве от всего остального сериала как самостоятельное художественное произведение.
В финале главные сценаристы и продюсеры сериала Лиза Джой и Джонатан Нолан, как и обещали, четко ответили на все основные вопросы зрителей. Лабиринт оказался игрушкой сына Арнольда, из которой он сделал финальный тест на самосознание андроидов. Человек в черном — потерявшим Долорес Уильямом. Долорес убила Арнольда по его просьбе, все остальные андроиды в парке погибли от рук Долорес и Тедди в знак протеста против скорого открытия. Долорес оказалась Уайеттом, видения Тедди — ложными воспоминаниями на основе убийства других андроидов и Арнольда, совершенного 30 с лишним лет назад.
Как и ожидалось, после смерти Арнольда парк оказался тайным рассадником самосознания у роботов, где они на глазах у хозяев готовились стать следующим звеном эволюции. Их постоянные мучения от рук людей оказались последним ключом к пробуждению независимого разума.
Печальная ирония заключается в том, что Арнольд так и не смог предотвратить открытие Парка или пробудить в андроидах свободную волю. Как иллюстрирует история с Уильямом и Долорес, люди меняются, а андроиды — нет. Но своей смертью Арнольд сумел изменить собственного партнера, Форда, который сделал Парк своим предсмертным подарком андроидам.
Последние кадры финала оставляют довольно большой сюжетный зазор между первым и вторым сезоном, где можно убить или воскресить большую часть действующих лиц среди людей и андроидов. Но «клиффхэнгером» — оборванным на самом интересном месте повествованием, — это не назовешь, потому что большую часть ответов нам предоставили, а об оставшемся предложили догадаться самостоятельно. Подобно Форду, Нолан и Джой вручили нам ключи от Парка и пожелали удачи в поисках.
Какое отношение ко всему этому имела история с побегом троицы андроидов под предводительством Мэйв — «Бегущий по лезвию», показанный с точки зрения роботов? Что произошло с Эшли, Элси и другими персонажами, подвергшимся нападениям армии зомби-роботов? Ограничивалась ли история Форда побоищем на банкете и уничтожением всего совета директоров — или же он написал сюжет и для происходящего в служебных коридорах и за пределами Парка?
Наконец, какое значение имеет сцена с самураями — значит ли это, что второй сезон «Мира» может происходить не только в другое время и с другими героями, но и в другом сеттинге? Или с ТЕМИ ЖЕ героями в другом времени и месте? Хватит ли у HBO бюджета на воссоздание Средневековья или Древней Японии с таким же тщанием, что и Дикого Запада? И как тогда быть с названием сериала?
Лично я нахожусь под слишком сильным впечатлением от драматического совершенства финала, чтобы прямо сейчас искать ответы. Но они наверняка есть — весь сезон нужно пересматривать еще раз, на сей раз игнорируя подтвержденные в финале теории и сосредоточившись на необъясненном и неподтвержденном. Именно этим интернет и будет заниматься ближайшие год-полтора: ведь из-за дороговизны производства второй сезон «Мира» будет сниматься последним из возобновленных сериалов HBO и выйдет только в конце 2017 года или начале 2018-го.
«Мир Дикого Запада» — один из последних примеров преимуществ старого формата телевизионных сериалов над новыми стриминговыми платформами. Как бы мне ни хотелось посмотреть все десять эпизодов «Мира» за день-другой, нужно признать, что финал не получился бы таким эффективным при «залповом» просмотра сезона на Netflix.
Нолан и Джой вставили в первый сезон достаточно очевидных и неочевидных тайн, которые интересно раскрывать постепенно. Первые три недели у зрителя есть время подумать над происходящим самостоятельно, вторые три нужны для того, чтобы зритель не удержался и начал искать теории в интернете, ну а оставшееся время уходит на подтверждение или опровержение теорий. Поскольку практически каждый зритель «Мира» подписался на ту или иную фанатскую теорию, в финале у каждого из нас есть личная заинтересованность: мы не только следим за завершением сюжета, но и болеем за то, чтобы подтвердилась именно наша избранная интерпретация.
На стриминг-платформе мы бы лишились все этой социальной части просмотра сезона. У нас бы не было времени думать и удивляться, мы бы получили ответы на незаданные вопросы, пилот с финалом слились бы в единое целое. Мне кажется, что сценаристы затачивали свой сквозной сюжет именно под такие сроки просмотра, и провели нас по кругу предсказуемых психологических реакций с теми же уверенностью и мастерством, с которым Арнольд и Форд в сериале ведут по кругу своих андроидов.