Смотрим 3 серию 4 сезона «Шерлока». Спойлеры! [полный конспект]
Третья серия четвертого сезона «Шерлока» в дубляже «Первого канала» каким-то образом утекла в сеть за полтора дня до мирового релиза. Всем, кто желает заспойлерить себе всю серию — это можно сделать прямо здесь, я буду описывать сцены и выкладывать скрины по мере просмотра. Хотя, конечно, рекомендую дождаться премьеры и посмотреть ее самим. Но если вам не терпится узнать концовку (возможно, всего сериала вообще), то поехали.
Если вы все-таки не хотите спойлеров, посмотрите видео Паши Пивоварова, в котором он делится своими впечатлениями и называет «Последнее дело» лучшим эпизодом сериала.
Сцена первая
Маленькая девочка просыпается в самолете — все остальные пассажиры спят, над креслами болтаются кислородные маски. Она безуспешно пытается растормошить хоть кого-нибудь, потом выходит в проход и видит, что дверь в кабину пилотов открыта, а сами пилоты без сознания или мертвы, самолет трясет. Раздается звонок сотового одного из пассажиров, девочка берет трубку и шепчет: «Помогите». Ей отвечает голос Мориарти:
— Привет, меня зовут Джим Мориарти и это — Последняя Проблема, добро пожаловать.
Сцена вторая
Майкрофт в небольшом личном кинозале своего особняка в одиночестве наслаждается старым нуарным детективом. Проектор кликает за его спиной, а в фильм на секунду врезается зернистая домашняя съемка — пухлый мальчишка на пляже. Затем вставки становятся все чаще — это семья Холмсов, Шерлок повисает на грузном старшем брате, родители улыбаются. Но кто снимает, кому они улыбаются. Может, это Эвр?
Майкрофт начинает нервничать, пленка покрывается пузырями и обрывается. Он дергает ручку двери, та не открывается, но спустя несколько секунд открывается другая — Майкрофт выходит в коридор и хватается за зонт, обнажая длинное скрытое лезвие.
Молодой женский голос зовет его по имени, говорит «Дорогой братец, у нас есть еще время». У лестницы видна фигура маленькой девочки, она убегает вверх по лестнице, Майкрофт следует за ней, он кричит: «Это невозможно, ты не могла выбраться».
У портретов вдоль коридора идет кровь из глаз, из-за поворота высовывается клоун, затем выхватывает меч и идет на старшего Холмса, тот встает в стойку, но затем отвинчивает лезвие и наставляет на клоуна скрытый под ним пистолет — тот дает осечку. Майкрофт в панике сбегает вниз, как вдруг зажигается свет и выходит Шерлок.
Он подстроил все это, чтобы заставить брата признаться, что у них есть сестра, ее держали в неком учреждении под замком и Майкрофт боится ее до смерти. Выходит Ватсон, добавляя, что Эвр жива и на свободе, она была его терапевтом, выстрелила в него (как оказалось, лишь транквилизатором) и это было его, Джона, идеей напугать Майкрофта, чтобы он все же сознался. Старший Холмс всерьез напуган, наша парочка предлагает ему прийти за помощью к ним на Бейкер стрит — в порядке общей очереди.
Сцена третья
Майкрофт приходит на Бейкер стрит и начинает свой рассказ об Эвр. Год разница в возрасте с Шерлоком, но именно она была самой умной из троих детей. Майкфрофт считался феноменом — она гением, которые способны изменить эпоху.
Далее пошли странности — она вскрыла себе руку «просто чтобы посмотреть, как работают мышцы», что такое боль, она не понимала в принципе. Потом она спрятала где-то собаку Шерлока, Редбиерда, спела братьям песенку про восточный ветер, уверяя, что в ней кроется разгадка. Они так и не нашли собаку. А потом Эвр спалила к хренам поместье.
Ее упекли в некую супер-психбольницу типа Аркхэма, стоящую на острове и предназначенную для самых опасных и необузданных. Она-то и называется Шерринфорд (Это имя появлялось в органайзере Майкрофта в предыдущей серии: «Позвонить в Шерринфорд/Шерринфорду»). Я начинаю подозревать, что и Мориарти был там, и они сдружились, но это пока домыслы.
В общем, после этого они слышат ту самую песню про восточный ветер, в комнату залетает дрон с гранатой и садится на полу. Граната реагирует на движение, у героев три секунды чтобы выпрыгнуть из окон. Они дожидаются пока миссис Хадсон уйдет уносить пылесос (потому что она решила изобразить клише «персонаж в наушниках не слышит как у него за спиной творится экшен») и прыгают.
Сцена четвертая
Двое моряков на небольшой лодке в шторм, они получают радиосообщение в котором упоминается Шерринфорд, старший говорит молодому — забудь это название, как не слышал.
Грохот на крыше, они выходят на палубу, над ними стоит Шерлок.
— Меня зовут Шерлок Холмс
— Вы детектив, я вас знаю.
Выскакивает Ватсон с пистолетом. Холмс поправляет:
— Пират.
И весьма, вашу мать коварный. Не заржаьт тяжело, но следующий момент — вообще невозможно, так как Шерлок изображает Бэтмена и прыгает на палубу.
Сцена пятая
Шерринфорд. Охранники с оружием, все оцеплено. В комнате охраны радист сообщает лодке, которая приближается к острову, о том, что они должны повернуть — запретная зона.
Ватсон сообщает, что они нуждаются в помощи и вот-вот разбиваются. Лодка причаливает, охрана сбегается к ней, находят лишь связанных моряков. Затем обнаруживают и Ватсона… с каким-то дедом.
Шерлок успел написать на песке «Скажите сестре, я здесь».
Пока зрителя убеждают, что под гримом деда — Шерлок, его уже можно заметить на заднем плане переодетым в охранника. Ты еще и хитман…
Сцена шестая
В общем, под гримом старика оказывается Майкрофт, тот приказывает директору провести их в его кабинет. Мол, раз сестра выходила, это значит, что персонал скомпрометирован, никому верить нельзя. Шерлок тем временем спускается к сестре в ее супер-защищенную камеру.
Майкрофт уличает директора в том, что тот вопреки строгому запрету на взаимодействия, водил к Эвр психоаналитиков. Всех, с кем она разговаривала она брала под контроль. Это уже попахивает Людьми Икс, но предположим, что супер-ений Эвр владеет нейролингвистикой на таком уровне, что ключевыми фразами взламывает психику любого человека.
На заднем плане проигрывается видеозапись одного такого разговора. Директор признается, что одного доктора она уговаривала убить свою семью, что он потом и сделал — потом убил сам себя.
Шерлок тем временем проходит к сестре. Сцена вышла красивая, вряд ли я отдам ей должное сухим описанием. Она играет на скрипке, стоя стеной к стеклу, разделяющему камеру пополам. Охранники напоминают Шерлоку не подходить ближе, чем на метр — мол, все как в «Молчании ягнят».
Эвр говорит с Шерлоком туманными фразами, напоминает про собаку, затем через ящик в стене передает скрипку — мол это подарок. Шерлок понимает, что это настоящий Страдивари, берет скрипку в руки и играет по просьбе сестры.
— Да не хочу я Баха, я тебя хочу.
— Меня?
Начинает играть другую мелодию.
— О, у тебя был секс?
— Как ты узнала?
— Почувствовала.
Дальше она уговаривает его подойти к стеклу, коснуться его.
— Как ты выбралась?
— Коснись стекла и поймешь.
Шерлок протягивает руку, Эвр тоже — их ладони касаются, пальцы переплетаются. Стекла нет.
— Как я выбралась? Вот так.
Бьет его ладонями по ушам, сбивает с ног, садится сверху и начинает душить, кричит охране:
— Оттащите меня, пока я его не убила.
Тем временем в кабинете директора Ватсон прислушивается к записи, затыкает Майкрофта и требует, чтобы он прислушался к голосу собеседника Эвр.
— Вы ведь сказали, что все, кто общается с Эвр попадает под ее контроль? Это ведь ваш голос на виде?
Короче, директор тоже под контролем, врывается охрана, Ватсон неуклюже вырывается, бежит по лестнице, когда слышит голос Мориарти, напоминающий обращение Джокера по радиосвязи Аркхэма в первой игре Rocksteady. Затем появляется и его лицо с вечным «Соскучились по мне?», Ватсон в шоке дает себя повалить.
Сцена седьмая
Вертолет несется над водой. Это Мориарти. Он прибывает на Шерринфорд. Прежде чем я успеваю закончить материться по поводу того, что они его таки воскресили (либо, что фанатская теория близнецов верна) появляется надпись «5 лет назад».
Майкрофт использовал сестру для решения проблем Великобритании. Попав на час в твиттер она предсказала три терракта, но за такие услуги она требует подарки. Типа скрипки Страдивари. Или визита Мориарти на Рождество. Втот момент они его уже подозревали, но причин для ареста найти не могли. Он заходит в ее камеру, они обмениваются любезностями и извиваются у стекла. Мориарти спрашивает, а каким будет его подарок. Эвр говорит, что даст ему Рэдбиерда. Рыжая борода, собака Шерлока.
Сцена восьмая
Майкрофт, Шерлок, Ватсон и директор заперты в камере, похожей на камеру Эвр, только тут стекло на месте. Их связывают с девочкой на самолете. Оказывается, это было не просто стильное вступление — это действительно Последнее Дело. Эвр не дает им долго говорить с девочкой, требуя сначала выполнить кое-что для нее и заслужить время разговора.
У нее за спиной связанная жена директора, она требует, чтобы либо Ватсон или Майкрофт убили директора — тогда она пощадит жену. Директор согласен, умоляет его пристрелить. Шерлока она не просит, ибо знает, что тот сможет. Эти двое все же пасуют, директор стреляет сам себе в голову, Эвр стреляет в жену, ибо не считается. Едем дальше.
Сцена девятая
Следующая задачка — подозреваемый пристрелил жертву с 300 метров из древнего ружья. Вот ружье, вот за окном болтаются над пропастью три брата — кто из них? Шерлок вычисляет виновного, Эвр сбрасывает в пропасть двух братьев, затем третьего, говорит, ей было интересно узнать, почувствует ли она разницу между убийством виновных и нет. Не почувствовала. Упоминается, что Мориарти назаписывал ей всяких посланий и они периодически проигрываются.
Сцена десятая
Комната с гробом. Выясняется, что гроб — для Молли. В ее доме — бомба. У Шерлока 3 минуты чтобы выбить из нее три слова «Я люблю тебя». Нельзя говорить об угрозе. Шерлок просиит Молли признаться ему в любви, та не может сдержать слезы.
— Кому угодно — только не тебе.
— Почему?
— Потому что это правда.
Она просит его признаться первым, Шерлок все же делает это и получает признание в ответ. Задача выполнена, но Эвр смеется. Бомбы не было, просто издевательство над девушкой.
Сцена одиннадцатая
Пустая комната, задача еще проще — Шерлок должен выбрать кому жить — Ватсону или Майкрофту. И пристрелить другого. Майкрофт начинает убеждать Шерлока сохранить ему жизнь, потому что он умнее и с ним шансов на успех больше, потом унижает интеллект Ватсона. Мол, найдешь нового дурачка.
Шерлоку и зрителям ясно, что Майкрофт понимает, что умирать ему и лишь старается облегчить задачу брату, чтобы стрелять было не так мерзко. Но Шерлоку становится лишь тяжелее, он приставляет пистолет к собственному горлу и считает до 10. Эвр в панике — игра не закончена, «Ты еще не узнал про Рэдбиерда!». Дротики в шею всем троим — все в отключке.
Сцена двенадцатая
Шерлок просыпается на столе в очередной комнате — сцены завешаны фотографиями его в детстве. Его снова связывают с девочкой в самолете и становится ясно, что он летит прямо на Лондон. Потом Эвр переключает его на Ватсона, тот прикован ко дну колодца, начинает подниматься вода.
Шерлоку нужно решить загадку песенки, ведь в этом колодце она утопила и Рэдбиерда, что подтверждается костями, что нащупывает под ногами Ватсон. Холмс догадывается по сквозняку и колодцу, что они уже не на Шерринфорде, он толкает стену и та падает, открывая родовой особняк Холмсов. Он дома.
Дальше следует следующий большой твист — собаки у Холмсов никогда не было. Фанаты предполагали, что собака в воспоминаниях Шерлока лишь заменяет кого-то, чтобы спасти от болезненных воспоминаний. Рыжей Бородой был Виктор, друг Шерлока, они играли в пиратов (Шерлок был Желтой Бородой). Эвр чувствовала себя одинокой и убила Виктора из ревности.
Далее Шерлок снова пытается разгадать песню, но говорит Эвр, что у него и в детстве не вышло — там «где старый бук растет» ничего нет, он изрыл там все. Эвр напоминает про эмоциональный контекст, Шерлок смотрит на даты на фальшивых могилах на семейном кладбище, выбирает слова песни, которые попадают под номера на надгробиях и составляет фразы настоящей загадки: «Ищи мой дом, сохрани мою душу, без твоей любви».
Он просит девочку в самолете назвать ему свое имя. Она изначально отказывалась — мол, я не говорю его чужим, меня так учили. Нам снова показывают Холмсов на пляже — Шерлок играет с Виктором, а Эвр — с игрушечным самолетом, одна.
— Но я ведь не чужой тебе. Я твой брат.
Шерлок вернулся в дом и нашел комнату Эвр, она сидит на кровати с растрепанными волосами, глаза закрыты, говорит голосом девочки:
— Теперь ты со мной играешь?
— Да, я с тобой, я нашел тебя.
Короче, никакого самолета не было. Это метафора одиночества Эвр, ее отчаянного желания воссоединиться с братом. Она видит этот самолет каждый раз, когда закрывает глаза.
Шерлок обнимает сестру и говорит, что тогда она свернула не туда и натворила много плохого, но теперь у нее есть шанс повернуть в нужную сторону.
— Помоги мне спасти Джона Ватсона.
В колодец Джона падает веревка, сверху льется свет, все закончилось.
Сцена тринадцатая, эпилог
Эвр отправили обратно в Шерринфорд, полностью сменив охрану. С того момента она больше не проронила ни слова, просто не реагирует ни на что. Майкрофт рассказал обо всем родителям, те возмутились и потребовали увидеться с дочерью, которую считали погибшей. Но она ушла в себя.
Мы видим как Шерлок приезжает к ней с сумкой. Старая камера, стекло на месте. Он достает скрипку и начинает играть, Эвр сидит без движения, затем встает и берет с кровати собственную скрипку, они играют по очереди, продолжая мелодию друг друга, затем начинают играть вместе. Это чертовски красиво.
Мы видим, что Шерлок приезжает к ней часто и ритаул повторяется — без слов. В конце к ним присоединяются родители и Майкрофт — они просто сидят и слушают.
Ватсон находит еще один диск. С надписью «Соскучилась по вас». Это еще одно послание Мэри, которая говорит, что даже если ее не станет, Бейкер стрит 221 Б всегда останется последним пристанищем тех, кому нужна помощь.
В монтаже нам показывают восстановление их квартиры — все сделано по-старому, даже на новых обоях Ватсон снова рисует смайлик, а Шерлок палит по нему из револьвера. Кресла на своих местах и прием посетителей продолжается.
Отличная концовка, тут сказать нечего.
Конец. А кто слушал — могли бы и дождаться серии, такого удовольствия себя лишили. (