15 июля 2015Игры
Обновлено 16.03.2016

Shenmue — единственный удачный опыт виртуальной реальности


Под занавес Kickstarter-кампании Shenmue 3 Ю Судзуки выпустил короткий, но очень атмосферный трейлер: Ре Хадзуки, Лин Шенхуа, светлячки, музыка.

В целом ролик должен напомнить о событиях Shenmue II и долгом путешествии, совершенном Ре и Лин по материковому Китаю.

Тем временем, на Kickstarter игра собрала $4 941 832 — до конца кампании 62 часа, вполне возможно покорение рубежа в $5 млн, за который Судзуки обещал улучшить поведение NPC в китайской деревушке Байша.

Взятие stretch goal в $10 млн, за которую в игре должны были добавить дополнительные локации и в четыре раза увеличить количество мини-игр, уже не состоится… и на мой взгляд, это к лучшему.

Ведь чем меньше в Shenmue 3 локаций и сюжета, тем более детализированной будет деревня, в которой происходит действие игры. И тем Kickstarter-сиквел будет лежать ближе к оригинальной Shenmue — первому (и на сегодняшний день единственному) удачному эксперименту в области виртуальной реальности.

Shenmue — единственный удачный опыт виртуальной реальности - фото 1
Shenmue — единственный удачный опыт виртуальной реальности - фото 2

В свое время Shenmue II оставила меня совершенно равнодушным — в игре слишком много сюжета и слишком мало детализации мира. Гонконг, Коулун и Гуйлинь там выглядели куда менее убедительными, чем Йокосука из первой части, ну а сюжет всегда был самым слабым местом серии Shenmue.

Игра представляет собой набор штампов из гонконских кунгфу-фильмов: герой вечно ищет очередного мастера боевых искусств, который должен помочь с поисками убийцы отца. Самый неожиданный сюжетный поворот в том, что мастер может оказаться женщиной.

Зато первая Shenmue — одна из моих самых любимых игр, без всяких скидок на ностальгию и мое уважение к платформе Dreamcast. Несмотря на огромный ($70 млн) бюджет, это самая болезненно-личная игра из когда-либо созданных. Ю Судзуки использовал все эти деньги, чтобы в мельчайших подробностях воссоздать Японию своей молодости.

Это не только авторский, но и автобиографический проект: фамилии главного разработчика и главного героя неспроста отличаются всего двумя буквами. Драки тут неважны, сюжет неважен, квесты тоже неважны, главное — это жизнь в счастливой, в меру урбанистической Японии конца 80-х годов.

То, что у Ре только что убили отца и нужно срочно искать обидчика, не мешает нам вести лениво-размеренную подростковую жизнь. Мы регулярно ходим в местную аркаду — а вдруг коварный Лан Ди прячется под автоматом со Space Harrier? Устраиваемся на временную работу в порту Йокосуки — навыки вождения автопогрузчика наверняка пригодятся нам во время погони за злодеями по горам и монастырям КНР! Ходим на свидания со школьной подругой — месть местью, а при личную жизнь все-таки лучше не забывать.

В любой другой игре такое рассогласование между сюжетом и геймплеем помешало бы мне проникнуться миром и замыслом разработчика. Но детали повседневной жизни Ре воссозданы в Shenmue с такой маниакальной тщательностью, что в какой-то момент юношеские воспоминания Ю Судзуки становятся твоими собственными.

Ты провел зиму 1986 года на острове Хонсю, ты катался на мотоцикле по туннелям Йокосуки, к твоей кожаной куртке прижималась щекой красивая японская девушка. И когда Нозоми сообщает, что ее семья переезжает в Канаду, и вам придется расстаться… это один из самых мучительных моментов в истории видеоигр. По эмоциональной глубине его можно сравнить разве что со встречей главного героя с сыном в финале Red Dead Redemption.

Характерно, что ни Лан Ди, ни кто-то из второстепенных злодеев игры в самой трагической сцене Shenmue не участвует, и отправляться в Китай и искать там загадочные артефакты нам для этого совершенно незачем.

Первая Shenmue — комплект ложных воспоминаний из «Бегущего по лезвию», который каждый желающий может себе имплантировать, запустив эмулятор Dreamcast. При этом технологии, которые позволили Ю Судзуки реализовать свой виртуальный мир, по современным меркам совсем скромные.

VR-хедсет в духе Oculus Rift вам не понадобится. Для создания абсолютной иллюзия присутствия в виртуальном мире — мире, который много лет спустя вы будете воспринимать как реальный! — совсем не обязательно совать в этот мир голову.

Комментарии 19
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
gin-roh
gin-roh
Не играл в эту серию, но всегда было интересно почему вокруг нее так много хайпа, спасибо