Российские критики восторгаются «Дуэлянтом», пока западные ехидничают

Вчера на российские экраны вышел «Дуэлянт» режиссера и сценариста Алексея Мизгирева.
Действие происходит в Петербурге 1860 года. Петр Федоров играет оставного офицера Яковлева, который зарабатывает на жизнь участием в дуэлях за других людей. Владимир Машков играет графа Беклемишева, который манипулирует всеми противниками Яковлева, чтобы организовать одну, последнюю дуэль. Также в сюжете участвуют Алеутские острова, где на Яковлева в лучших традициях фильмов Стивена Сигала накладывают заклятье неуязвимости, офицерское собрание и наказание шпицрутенами.
Мы решили собрать отзывы на фильм российских критиков и сравнить их с рецензиями критиков американских The Hollywood Reporter и Variety, посмотревших «Дуэлянта» на кинофестивале в Торонто в начале сентября.

На сайте-агрегаторе «Критиканство» количество положительных рецензий значительно перевешивает, причем большинство критиков ставят «Дуэлянту» максимально возможные оценки.
Один критик сайта «Афиша», Антон Долин, назвал «Дуэлянта» самым интригующим российским фильмом года и похвалил:
Другими словами, «Дуэлянт» — картина о лишении и восстановлении чести. А еще о том, что человеку эта честь дает. Речь, разумеется, не о дворянстве, а о достоинстве, ответственности за свои слова и поступки, а также за их последствия. Тех качествах, которые в наши дни стали раритетными, будучи вытесненными удобным цинизмом. «Твердость не тупость», — говорил герой дебютного фильма Мизгирева «Кремень».
Другой критик сайта, Станислав Зельвенский, назвал фильм блокбастером поневоле и отругал:
Но на практике герой «Дуэлянта» вовсе не вступает в эмоциональные отношения с окружающим миром, он спускает курок (и в любви, так сказать, и на войне) — и это тот случай, когда свойственная Мизгиреву самурайская сдержанность дает осечку: невозможно болеть за человека, который лишился человеческого еще до начала фильма, а вернет его в лучшем случае после конца.

Борис Иванов с «Фильм.ру» описал фильм как «занимательную и стильную, но чрезмерно серьезную и подчас нелепую экшен-драму о дуэлянтах царского Петербурга» и любезно вычленил немаловажные для нас аспекты: наличие кровищи и обнаженной натуры.
Хотя это не кровавый хоррор, кровь в нем проливается обильно и разнообразно. Тут и всевозможные пулевые раны (каждая дуэль проводится по уникальным правилам), и избиение шпицрутенами, и рукопашная схватка, и даже пытка вырыванием зубов. Кстати, пытает сам Яковлев, подчеркивая свою антигероичность. Так что это не детское кино и не кино для тех, кто любит персонажей без страха и упрека. Страха у Яковлева нет, а вот упрека — хоть отбавляй.
И далее:
Федоров еще и раздевается по пояс, чтобы порадовать девушек в зале. Впрочем, немного женской обнаженки в фильме тоже есть, и вообще фильм скорее мужской, чем женский. Так что сильная половина россиян в накладе не останется.
Сергей Сычев с «Фильм Про» проследил развитие идей «Дуэлянта» в предыдущих фильмах Мизгирева:
Это довольно камерные драмы о доведенных до отчаяния одиночках, живущих не по «человеческим», а по собственным законам, волкам в мире равнодушных овец. В то же время все эти хищники трогательно наивны, и основные кошмары всегда идут не от них, а к ним. Оказалось, что то же самое происходит и в фильме «Дуэлянт», только перенесено это в XIX век, на грязные и холодные улицы Петербурга, города теней и льющейся повсюду крови. Крови в фильме, кстати, так много, что слабонервным придется воздержаться.

Анна Ентякова из «25-й кадра» больше всего хвалит режиссуру:
«Дуэлянт» в итоге оказывается и приключением, и драмой, но в первую очередь современной, живой и напряженной историей о чести – понятии с возможно утраченным в наши дни значением, показывающем, что через эту призму человека понимают не только другие люди, но и он сам. И эта конкретная история о «темной стороне чести», о духовном возрождении через сильные чувства (в первую очередь через заглушающее все стремление вернуть то, что отняли, во вторую – через любовь, помогающую в буквальном смысле переродиться) держится во многом благодаря режиссерской направляющей руке.
Вера Аленушкина с «Киноафиши» назвала фильм «визуально безупречным»:
Со своей особой эстетикой, стилистикой и очень мощной операторской работой: с выстроенными до миллиметра композициями, с игрой теней и т.д. – возможно, на сегодняшний день это лучшая картина в фильмографии Максима Осадчего. И в фильмографии Алексея Мизгирева тоже. Да и среди российских опытов в категории «многобюджетное кино» «Дуэлянт» - одна из самых удачных попыток. Так что если будет такая возможность – не пропустите.
Ярослав Забалуев из «Газеты.ру» похвалил «Дуэлянта» за то, что фильм не делает скидок интеллекту зрителя:
«Дуэлянт» отказывается держать своего зрителя за идиота, нуждающегося в разжевывании мельчайших деталей, берет его в компаньоны увлекательного и немного опасного путешествия. И теперь вопрос лишь в том, насколько российский зритель готов к такому отношению. Потому что если подход окажется рентабельным, то это может подтолкнуть российское кино к долгожданному обретению собственной идентичности.
Михаил Трофименков из «КоммерсантЪ» отметил любопытную не-религиозность картины:
«Дуэлянт» обладает еще одним бесценным по нашим временам качеством, отчет в котором отдаешь себе не сразу после просмотра. Это единственный за многие годы фильм «из прошлой жизни», где герои ни разу не крестятся, не молятся и не демонстрируют добрые христианские чувства. Даже предмет, который на протяжении всего фильма принимаешь за иконку, оказывается в невозможном и цинично-романтическом хеппи-энде совсем не тем, чем казался.

Американские критики отнеслись к «Дуэлянту» далеко не столь восторженно. Деннис Харви из Variety для начала написал:
Трудно не видить в «Дуэлянте» фантазию Владимира Путина о Российской империи, где мужчины бесконечно говорят про честь, мрачно уставившись и направив пистолеты друг на друга, и где нет ничего гомосексуального в том, что герой проводит столько времени без рубашки.
Потом критика совсем понесло:
Естественно, девственно-блондинистые и соблазнительно-рыжие женщины дрожат от присутствия такой мужественности, что приводит к фрагменту фильма, от которого хочется выть в голос. Практически сразу после того, как она говорит нашему герою: «Я тебя ненавижу!», принцесса Марта занимается с ним сексом. Более того, секс происходит в голом виде в карете с огромными окнами на середине людной улицы. Как такие эпизоды не нашли себе дорогу на страницы Достоевского и Толстого? Вероятно, только потому, что у Толстого не было доступа к фильмам про Эммануэль, не говоря уж о творчестве Майкла Бэя.

Рецензент The Hollywood Reporter Лесли Фелперин не стал бить ниже пояса и сравнивать Мизгирева с Майклом Бэем, но критика насторожили технические аспекты фильма:
В целом это очень хорошо отполированная картина, хотя сюжет в чем-то затянут во втором акте, из-за чего фильм кажется дольше, чем он на самом деле идет. Также фильм был снят на камеры, которым, вероятно, не хватало разрешения, так что в IMAX некоторые из кадров потемнее выглядят снятыми на видео.
Впрочем, несмотря на затянутость и техническую бюджетность, критик выгодно сравнил «Дуэлянта» с лучшим американскими вестернами:
Хотя «Дуэлянта» трудно назвать «истерном» в духе «Белого солнца пустыни», параллели с классическими американскими вестернами «Шейн» и «Ровно в полдень» тут налицо. И по крайней мере сюжет о проблемах социальной мобильности, чести и милитаризма является универсальным для любой страны мира того времени.
Со вчерашнего дня убедиться в достоинствах и недостатках «Дуэлянта» можно лично.
