26 января 2017
Обновлено 26.01.2017

Российские критики назвали «Притяжение» хорошим фильмом для молодежи


Российские критики назвали «Притяжение» хорошим фильмом для молодежи - фото 1

Сегодня, 26 января, в широкий российский прокат вышел фильм «Притяжение» Федора Бондарчука по сценарию Олега Маловичко и Андрея Золотарева.

Это оказалось совсем не то кино, что мы ждали по трейлерам (которые выглядели как смесь «Дня независимости» с фильмом «Чужие на районе» Джо Корниша). Сценарий — вовсе не про героическое противостояние пришельцев и российских гопников, общий замысел — скорее в духе «Инопланетянина» Спилберга, нежели «Войны миров» того же Спилберга. Не обманули нас только насчет завязки: на московский район Чертаново падает НЛО.

Все это означает, что в положительных отзывах на фильм нельзя обойтись без спойлеров.

Cредняя оценка фильма на сайте-агрегаторе «Критиканство» — 67. Наиболее часто встречающаяся оценка: 80 из 100 или 4 из 5, так что кино у Бондарчука скорее получилось, чем нет. Но большинство критиков хвалят именно замысел и неожиданную идею фильма, а вовсе не режиссерское и сценарное их исполнение.

Антон Долин с «Афиши» назвал «Притяжение» первым российским фильмом сегмента young adult — современной подростковой фантастики, — и выгодно сравнил с «Голодными играми» и «Бегущим в лабиринте».

Прежде чем выдвигать высоколобые претензии, задумайтесь, какие у вас отношения с теми картинами. Если не очень, то утешьтесь: наверное, вы уже не подросток, мечтающий о любви и приключениях. А это кино для них. И про них.

Фильм оказался очень простой историей отношений земной девушки и инопланетянина, на что никак не намекали трейлеры:

Итак, это действительно отчасти наша версия «Прибытия» и немного «Района № 9» (новозеландский специалист по голосам пришельцев Дейв Уайтхед из этих двух картин работал и над «Притяжением»), но прежде всего — «Ромео и Джульетта». Фабула избитая, поворот новый. Прилет инопланетян — центральный сюжет популярного искусства ХХ века, позволявший осмыслить проблему Другого, — напрямую соотнесен с трагедией Монтекки и Капулетти, в которой непримиримые противники идентичны, хоть сами того не видят. Война кажется вечной, пока молодой паре не приходит в голову (в голову ли?) решить конфликт через контакт, переплавить ненависть в любовь.

Российские критики назвали «Притяжение» хорошим фильмом для молодежи - фото 2

Анна Ентякова с сайта «25-й кадр» хвалит сценаристов «Притяжение» за реализм и психологическую проработку экстренных ситуаций: реалистично показаны работа СМИ и военная мощь российской армии.

При этом сценарий действительно грамотно составлен, он построен на знании психологии и работает на нескольких уровнях сразу. Другое дело, что реализация местами не столь блестящая, особенно это касается первого акта. Например, некоторые герои не выглядят как подростки, из-за чего их реплики или поведение откровенно смущают зрителя и выглядят поверхностно. Но, если вспомнить о том, что большая часть действующих персонажей – это либо школьники, либо недавние выпускники, то есть люди до двадцати лет (или совсем немного за), становится понятной и их мотивация, и стиль речи, и предпочтения – от одежды до музыки, и поведение, включающее спонтанные вспышки всего спектра чувств.

Олег Зинцов из «Ведомостей» увидел в «Притяжении» не голливудский young adult, а традиции советского детского кино:

По трейлеру кажется, что Федор Бондарчук снял русский «День независимости»: инопланетный корабль падает на московский спальный район, полиция оцепляет периметр, но наши с бейсбольными битами выходят против пришельцев и со словами «мы из Чертанова!» дают им по негуманоидной морде, как Уилл Смит в знаменитом фильме Эммериха. Все оказалось не так.

Российские критики назвали «Притяжение» хорошим фильмом для молодежи - фото 3

Чертановцы в фильме действительно громят Чужих — но зритель за них при этом болеть не должен.

Потому что к моменту драки чужой нам уже свой. Без скафандра он такой же, как мы, только лучше. Он как Электроник. Как Алиса Селезнева. Он умный и добрый, с чувством юмора и без вредных привычек. Правильно, но слегка неуверенно говорит по-русски, застенчиво улыбается и не хочет никого поработить.

То есть главный рекламный слоган фильма («Земля – для землян!») является подчеркнуто-ироническим.

И только старшеклассница Юля (Ирина Старшенбаум), несмотря на то что инопланетный корабль убил ее лучшую подругу, пытается помочь симпатичному пришельцу (Риналь Мухаметов), который, как справедливо подметил после пресс-показа критик Антон Долин, воплощает идеальный объект для ненависти условного жителя московских окраин, потому что похож одновременно на мигранта и хипстера.

Российские критики назвали «Притяжение» хорошим фильмом для молодежи - фото 4

Откровенно ругают «Притяжение» немногие: Борису Гришину с той же «Афиши» крайне не понравился третий акт сценария.

Увы, в третьем действии создатели ленты решили подвести подо все морально-идеологическую базу — толерантность и борьбу с ксенофобией. Попытка натянуть фильм на заданную установку как сову на глобус обернулась крахом — сюжет потерял логику, органичность и достоверность, герои стали схематичны и сочувствие к ним пропало. Мелодрама выродилась вместе с главным героем.

Все претензии упираются в одно из решений сценаристов:

Нарушив законы жанра, сценаристы запутались, и у них получилось, что в антиксенофобском фильме неполноценные люди оказываются недостойными жить с точки зрения представителей высшей расы. Буквально так и сказано. А не смотреть этот фильм можно по двум причинам — если вы в принципе не любите фантастические боевики и молодежные мелодрамы, или вас раздражает, когда землян показывают тупым агрессивным быдлом.

Российские критики назвали «Притяжение» хорошим фильмом для молодежи - фото 5

Обозреватель Andrew c сайта «Новости кино» воплощает в своей рецензии реакцию зрителей, не проникшихся неожиданным сюжетным поворотом «Притяжении».

Однако в действительности, главным спойлером в случае с «Притяжением» является вовсе не макгафин, а то, что фильм по всем параметрам чудовищно примитивен, а в некоторых случаях откровенно оскорбителен для москвичей, российских вооруженных сил и отечественного кинематографа вообще. И уж от этого спойлера картину не спасет ничто.

Также Эндрю увидел в «Притяжении» мотивы гениальнейшего фильма Red Dawn Джона Милиуса, где речь шла о партизанской войне простых американских подростков с захватившими США советскими солдатами. Хотя, возможно, речь про ремейк?

Фильм «Притяжение» – это не «День независимости». Это «Район №9» без социальных проблем, это «Красный рассвет» без идеологии и внятной мотивации главных героев, это множество иных иностранных первоисточников, вульгаризированных до уровня оскорбления.

Российские критики назвали «Притяжение» хорошим фильмом для молодежи - фото 6

Изрядное количество рецензентов не стало сильно разругать фильм, но и не позволило интересной задумке затмить технические недостатки «Притяжения».

Сергей Синяков с сайта ВашДосуг.RU назвал фильм посредственным блокбастером, но при этом образцовым гражданским манифестом.

Мультижанровый подход можно только приветствовать (см., чтобы не ходить далеко, недавних «Пассажиров»). Но авторов подводит традиционная, опять-таки, для российского коммерческого кино беда — слабость сценария, недурно задуманного, но настолько ахового в деталях, что это представляется чуть ли не сознательной концептуальной фишкой: «Давайте-ка сделаем вид, что у нас очень плохой фильм».

Основная идея фильма опять-таки впечатляет:

Бондарчук и в «Обитаемом острове» (тоже плохоньком по исполнению, но не по замыслу) не скрывал, что сказ не про Массаракш, а про нас. Но в бескомпромиссно земном «Притяжении» режиссер и вовсе сужает круги, четко диагностируя, что в деле собственного уничтожения нам без надобности зловредные «партнеры» из новостей, заокеанские, космические, мифические. Если не протрезвеем, управимся без посредников.

Российские критики назвали «Притяжение» хорошим фильмом для молодежи - фото 7

Алексей Филиппов с «Кино-Театр.ру» сравнил «Притяжение» не только с «Районом №9» Нила Бломкампа, но и с одним из лучших отечественных НФ-фильмов: «Кин-Дза-Дза» Георгия Данелии.

Последняя аналогия для картины, пожалуй, наиболее важна: 380-миллионное «Притяжение» стремится работать не столько в качестве сверхсовременного аттракциона про пришельцев (хотя с этим тут все в порядке), сколько на территории драмы про взаимоотношения между людьми. […] Именно поэтому, при всей схематичности «Притяжение» оказывается сегодня наиболее удачным отечественным блокбастером, особенно на фоне пластиковых «Экипажа» и «Викинга», чьи бюджеты в два и четыре раза больше соответственно. […] Много на что похожее, не обошедшееся без сцен самолюбования, логических дыр, концерта Макса Коржа и сомнительных острот, «Притяжение» работает — не идеально, но эффектно. Для отечественного блокбастера это не столь частое свойство.

В целом рецензенты сходятся на двух моментах. Во-первых, почти единодушно хвалят спецэффекты — которые в «Притяжении» хоть и не на уровне Голливуда (все-таки бюджет картины — порядка $6 млн), но на которые не стыдно смотреть. Во-вторых, Бондарчук впервые в своей карьере снял не амбивалентное кино, которое одни ругают за недостаток, а другие — за избыток патриотизма, а фильм с четкой гражданской позицией… которая, впрочем, вряд ли окажется особенно популярной среди интернет-комментаторов.

Комментарии 130
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
tarjet
tarjet
Погодите. Стоп. Это что-то годное? Рили?