Пульс Kickstarter: как Kingdom Come обошла Unsung Story на $1,2 млн
Недавнозавершились две крупные кампании по сбору средств на разработку ролевых игр. Kingdom Come: Deliverance Даниэля Вавры (Mafia: The City of Lost Heaven) получила более £1,1 млн при требуемых £300 тыс., в то время как Unsung Story: Tale of the Guardians Ясуми Мацуно (Vagrant Story) не без труда преодолела отметку в $600 тыс., набрав $660 тыс. Редактор «Канобу» Антон Мухатаев разобрался, почему нишевые игрыо Средневековьесобрали такие разные суммы.
Между двумя геймдизайнерами прослеживается много общего. Начнем с того, что Вавра и Мацуно сами пишут сценарии своим играм. Карьеры после главных работ у них не складывались: неудачная Mafia 2 заняла у Вавры семь лет, а Мацуно, так и не закончив Final Fantasy 12, перешел на фриланс. В то же время и тот, и другой собрали вокруг себя небольшой культ. Разве что на Kickstarter они вышли с разными мотивациями: Вавра прежде всего доказывал состоятельность своей затеи инвесторам, а Мацуно нуждался в дополнительных средствах, чтобы увеличить размах проекта.
Что же помогло Kingdom Come: Deliverance обойти Unsung Story: Tale of the Guardians на $1,2 млн?
Kingdom Come: Deliverance оказалась нагляднее. Warhorse Studios подготовила много минут видео: Вавра не обещал, а показывал. «Вот то, на чем мы основываемся, вот так работают бои, а это — мир игры». Kingdom Come: Deliverance говорила сама за себя, отсылая к имени создателя лишь сомневающихся — знал потенциальный жертвователь о Mafia: The City of Lost Heaven или нет, не так много определяло. Кампания же Unsung Story: Tale of the Guardians исходила из того, что раз над игрой работает Мацуно, то на нее хотя бы поэтому должны дать денег. Не без оснований: у него действительно безупречное портфолио, чего не скажешь о Вавре, да и игры Мацуно расходились б_о_льшими тиражами. Но это сразу сузило аудиторию до того самого культа, который, конечно, может разориться ради того, чтобы кампания достигла основной цели, но на большее не способен.
Warhorse верно расставила акценты. Чтобы не выглядеть еще одной ролевой игрой о Средних веках, Kingdom Come: Deliverance обыграла знакомые отсылки к другим RPG: «свобода и механики из The Elder Scrolls 5: Skyrim, сеттинг как в Mount & Blade, стиль повествования словно это The Witcher и сложные бои в духе Dark Souls». К этому добавили ключевое отличие от всех них — реализм, мир «с подземельями, но без драконов». Unsung Story: Tale of the Guardians, напротив, с самого начала выглядела как еще одна игра Мацуно, что штамп «духовная наследница» только подчеркивал. Само по себе это замечательно (его игры выходят редко), только это опять ограничивает круг возможных жертвователей: если вы даже любите тактические ролевые игры, но вдруг никогда не играли в Final Fantasy Tactics, вы вряд ли пожертвуете деньги просто так.
**У кампании Kingdom Come: Deliverance вышла яркаядраматургия.**Собрав необходимую сумму за 36 часов, Warhorse Studios не остановилась. Новые, вполне достижимые цели кампании, а также награды жертвователям, подробный рассказ обо всех составляющих игры и особенностях ее разработки, регулярные видеодневники, взаимодействие с сообществом — Warhorse постоянно создавала информационные поводы, что привлекало на страницу проекта ранее не слышавших о ней людей. Unsung Story: Tale of the Guardians вроде бы тоже сначала бодро собирала деньги, но середина кампании у нее откровенно просела. Вместо очевидных всем улучшений игры приводились имена разработчиков, которых собирались добавить в команду, и нереалистичные цели для консольных портов. Полезность еще одного, даже пусть и очень талантливого сотрудника не была очевидна, а у владельца PS Vita или 3DS, понимавшего, что игра не получит $1,25-1,5 млн, сразу пропадало желание давать деньги.
**Создатели Kingdom Come: Deliverance объяснили, на что пойдут деньги.**Разработчиков, выходящих на Kickstarter, справедливо критикуют за непрозрачность. Куда уйдут пожертвованные на игру деньги и сбудутся ли обещания, зачастую неясно — все зависит от порядочности команды. Warhorse показала игру не на бумаге, а на деле, объяснив, на что именно нужны им деньги, сколько и почему. Да и с мотивацией все понятно — они открыто просили хотя бы поддержки на словах, чтобы инвестор, не разбирающийся в видеоиграх, поверил в Warhorse. А вот культура разработки видеоигр в Японии не располагает к открытости. Из-за этого даже после того, как кампания Unsung Story: Tale of the Guardians закончилась, не всем стало понятно, какой она получится в итоге.
Даниэль Вавра и Ясуми Мацуно. Источники изображений: tiscali.cz, kickstarter.com
При этом я не исключаю, что Unsung Story: Tale of the Guardians выйдет более удачной игрой, а Kingdom Come: Deliverance рухнет под своими амбициями. Еще раз повторюсь: у Мацуно безупречная репутация, человек за свою карьеру не сделал ни одной слабой игры, и доказывать ему ничего не нужно. Другое дело Вавра, который давно ничего не выпускал и пока доказал только одно — он безупречно овладел тем, как выжимать из краудфандинга максимум.
Kingdom Come: Deliverance выйдет в IV квартале 2015 года. Пожертвовать на разработку игры можно на ее официальном сайте. Unsung Story: Tale of the Guardians появится в середине 2015 года. Ее авторы тоже принимают пожертвования.