10 февраля 2015Игры
Обновлено 27.07.2015

Питер Молинье: мессия или великий обманщик?


Питер Молинье: мессия или великий обманщик?  - фото 1

Вокруг Godus, последней игры Питера Молинье, разгорелся скандал. Участники Kickstarter-кампании утверждают, что Молинье украл их деньги и не выполнил взятые на себя обязательства. Редактор «Канобу» Вадим Милющенко попытался разобраться в ситуации. И пришел к неприятному выводу: Питер Молинье — обманщик.

Питер Молинье: мессия или великий обманщик?  - фото 2

Часть первая. Ложь

Выставка E3 2009 стала звездным часом для Питера Молинье, главы Lionhead Studios. Microsoft доверила ему презентацию новой технологии — проекта Natal, будущего Kinect. Молинье, ставший настоящим евангелистом корпорации, принимал участие в создании имиджа Kinect: для встречи с журналистами был создан знаменитый ролик-презентация, в которой виртуальный парень Мило на новом, недостижимом ранее уровне взаимодействует с обычной девушкой Клэр. Молинье называл это «прорывом», «сенсацией». Эти слова тиражировали тысячи СМИ по всему миру. Позже они поняли, что тиражировали ложь.

Спустя какое-то время внимательные зрители обнаружили, что ролик, показанный во время презентации и, как утверждал Молинье, являющийся результатом работы технологии Natal, — это обычная подделка, имитация, крабовые палочки, продающиеся в супермаркете. Клэр — обычная актриса, которая выучила свою роль и блистательно исполнила ее. Посмотрите, как усиленно она делает вид, что действительно взаимодействует с Мило. Все эти странные движения руками, больше похожие на магические ритуалы, чем на контроллер нового поколения. Правда, тогда мы еще не имели на руках Kinect, поэтому верить в реальность всего происходящего очень хотелось.

И мы поверили. Во многом благодаря ораторскому таланту Молинье, который раздавал интервью всем желающим, в красках описывал свои впечатления от проекта Natal, обещал взорвать рынок уникальными играми, в которых человек превращается в контроллер. Его было трудно заподозрить во вранье: до этого Молинье, которого полюбили за сериалы Fable и Black & White, во лжи не уличали.

Но когда-то это должно было произойти. Уже сильно позже стало понятно, что произошло на самом деле. За свою роль в продвижении проекта Natal Молинье был назначен креативным директором европейского подразделения Microsoft Game Studios. И знаете, что смешно? Это дата назначения — 4 июня 2009 года. В день завершения работы E3 2009. В день, когда Microsoft увидела и оценила силу убеждения Молинье, эдакого Кашпировского от игровой индустрии.

Питер Молинье: мессия или великий обманщик?  - фото 3

Проблема была в том, что после выхода Kinect многие начали с недоверием и даже скепсисом относиться к словам Молинье. Он утверждал, что виртуальный мальчик Мило превратится в игру, которую так ждет рынок. Но в Microsoft думали иначе. И эмоциональном комментарии сайту GamesIndustry Молинье сказал следующее:

Мило — это сложная вещь в плане реализации, это сложная вещь в плане описания. Я понимаю реакцию людей в Microsoft, потому что у них возникают определенные вопросы. Самый большой вызов для нас — убедить Microsoft, что то, над чем мы работаем, на самом деле будет работать и сможет привлечь новую аудиторию, это станет идеей, которую полюбят люди.

Почему же Microsoft не верила в проект Мило и Кейт? У меня на этот счет есть только одна теория: они знали цену словам Молинье. Они видели, как легко он умеет заводить публику, обещать им сказочные дали, повышать интерес к своей персоне и ко всему, что он делает. Но что дальше? Выходит продукт, а рынок кричит: «Это не то, что вы нам обещали!»

Я думаю, компания не хотела видеть повторение истории с Kinect. Отличное по своей сути устройство рекламировалось тем же Молинье как технологический прорыв, будущее индустрии. Но этого не произошло. Да и не могло произойти, учитывая реальные, а не виртуальные возможности устройства. Kinect — это для танцев в Just Dance 2014 и различных «спортивных» приложений, но никак не для Мило и Кейт. В итоге, Мило и Кейт так и остались технической демо-версией. Ну, или по-простому, главным обманом E3 2009.

В марте 2012 года Молинье покидает Microsoft и Lionhead. За время, прошедшее с E3 2009, он успел выпустить отличную Fable 3 и слабую Fable: The Journey. Последняя — для Kinect. И вдруг оказалось, что «отец» и евангелист Kinect сам не знает, что делать с этой технологией в приключенческих играх. Сапожник оказался без сапог. Будущее не наступило. Но Молинье несся дальше.

Питер Молинье: мессия или великий обманщик?  - фото 4

Часть вторая. Мессия

7 марта 2012 года Молинье переходит в компанию 22Cans, созданную Тимом Рэнсом, бывшим техническим директором Lionhead. Вместе с новой должностью Молинье полностью меняет свой имидж: теперь он — автор идейных, необычных игр. Концептуальных, с глубоким смыслом и целой философией. Молинье начинает процесс сакрализации своих разработок.

Появляется наделавшая много шума Curiosity — What’s Inside the Cube? Сотни тысяч людей по всему миру занимались одним и тем же: пытались добраться до сердцевины виртуального куба. Игровой процесс простой: нажимай на «квадратики» и «снимай» слой за слоем.

Могла ли такая идея объединить вокруг себя тысячи игроков? Думаю, Молинье понимал, что нет. Именно поэтому ему нужно было вырвать игру из реальности и перенести ее в мир мифа, наделить высшей целью, дать игроку осознание того, что он принимает участие в чем-то по-настоящему большом, имеющем значимость для всех. Это объединение на уровне муравьиной колонии или улья, где каждый член отвечает за небольшой участок работы, но в результате этих коллективных усилий рождается нечто грандиозное, — огромный и удивительно сложный мир.

Первый шаг на пути сакрализации — внушить человеку идею, что он делает нечто большее, чем простое нажатие на экран смартфона или планшета. Молинье в интервью Eurogamer:

Есть нечто, о чем мы не говорим игрокам, когда они играют в кубе. Когда вы играете в кубе, вы также делаете кое-что еще. Вы даже не догадываетесь, что делаете это. Но вы не просто делаете какие-то вещи в кубе. Вы этого пока не понимаете, но вы делаете что-то еще кое-где еще в это же самое время.

Заметьте, Молинье избегает конкретики. Он лишь говорит, что каждый игрок делает что-то куда более значимое, чем он думает. Что его муравьиная работа важна и будет отмечена на выходе.

В интервью Wired Молинье продолжает строительство мистификации и дает Большое Обещание ™:

То, что находится внутри куба, способно изменить жизнь.

Если вам когда-нибудь придется изучать академический курс истории религий (с обязательным прочтением ключевых текстов), то вы не увидите в этом обещании ничего странного. Это классический посыл любого религиозного текста: если вы выполните такие-то условия, то ваша жизнь изменится. Как минимум, не попадете в Ад, а там и о Рае помечтать можно.

Этот же прием используется в тоталитарных сектах. Сама Curiosity — What’s Inside the Cube? построена по этому принципу. Есть миссия (Молинье), есть Великая Идея (то, что спрятано в кубе), есть инструмент (игра) и есть немые последователи — каждый, кто принимал участие в раскрытии Большого Секрета, спрятанного Curiosity — What’s Inside the Cube?

От секты, культа или традиционной религии Curiosity — What’s Inside the Cube? отличает только одно — в ней есть финал. И он, безусловно, разочаровал многих. Справедливости ради стоит отметить, что по-другому и быть не могло. Просто потому, что Молинье, какие бы изменения ни произошли в его сознании, не является носителем тайного знания. В лучшем случае — алхимик-шарлатан. Золото из свинца ему получить не удалось.

Зато мы узнали о следующей его игре — Godus. Многие назвали это возвращение к корням, к интересной и обласканной игроками серии Black & White. Но мне кажется, что самим названием, отсылающим нас к Богу, Молинье продолжил новую для себя тему — миссионерство в играх, путь паломника от игровой индустрии, несущего благую весть заблудшим душам.

Питер Молинье: мессия или великий обманщик?  - фото 5

Часть третья. Новый виток

По амбициозности Godus — второй Natal. 21 декабря 2012 года новый симулятор Бога собрал более полумиллиона британских фунтов стерлингов на сервисе Kickstarter. Работа кипела, Молинье был доволен. Но затем что-то пошло не так. Разработчики просто не смогли выполнить взятые на себя общения.

1. Разработка будет закончена за 9 месяцев.

Не выполнено. Даже урезанная условно-бесплатная версия для планшетов задержалась. На PC игра застряла в программе Steam Early Access, где находится с сентября 2013 года. Напомню, сегодня — февраль 2015-го.

2. Версия дляLinux.

Не выполнено.

3. Форум для начинающих разработчиков и советы по тому, как лучше устроиться на работу в индустрию.

Не выполнено. На момент написания заметки форум разработчиков был просто отключен.

4. КнигаGodus Making Of Book для жертвователей особого уровня.

Не выполнено.

По словам тех, кто сейчас пытается играть в Godus, игра практически никак не изменилась за эти годы. Разработчики просто ничего не делают. Но чем тогда занят сам Молинье? Конечно, новой «многообещающей» игрой.

В рамках фестиваля Fun & Serious Game Festival Молинье анонсировал новую игру — The Trial. И, конечно, она опять станет революционной (на этот раз Молинье собирается использовать социальные сети и бум вокруг них):

Проблема социальных медиа заключается в том, что мы слишком много общаемся. Если бы вы и я, ведущие дискуссию прямо сейчас, могли бы сказать друг другу только десять слов, то мы почувствовали бы себя некомфортно. Но, с другой стороны, мы бы потратили все наши усилия, чтобы сделать эти десять слов настолько значимыми, насколько это только возможно.

Мессия вернулся. Только удастся ли ему в очередной раз собрать свою паству?

Комментарии 67
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Poet From Ice
Poet From Ice
Я в этом убедился давным-давно... Хотя стоит отдать парню должное, первые 2 Фейбла были шедевральными.