30 главных фильмов и сериалов 2018 года. «Остров собак»
«Остров собак» Уэса Андерсона вышел на российские экраны 3 мая. К сожалению, я не смог посмотреть его в кино и написать рецензию сразу, поэтому использую редкий шанс исправить это недоразумение под конец года.
Если кто-то и мог превратить историю о заговоре японцев-кошатников, собравшихся изжить всех собак, сослав их на мусорный остров, и о мальчике, отправляющемся на самолете на этот остров, чтобы отыскать своего любимого пса, не в бредовую детскую сказочку на 20 минут, а в шекспировскую драму, то это Уэс Андерсон.
Любой разговор о фильмах Уэса начинается и заканчивается перечислением очевидных аспектов его визуального стиля. Изображаемое пространство у него обычно строго симметрично, камера стоит как вкопанная посередине, а если и двигается, то чаще всего с минимумом свободы — проездами на тележке вдоль сцены, панорамированием и т. д.
Это создает эффект театра, где вы сидите в самом центре зала, отсюда и симметрия, и привязанность к одной точки зрения на сцену, и редкие смены плана.
Причем не просто театра, а театра кукольного, театра теней, с их четкими персонажами-архетипами, сюрреалистичными декорациями, четкостью и масштабностью каждого жеста, движения, фразы — так, чтобы и с последнего ряда было видно, слышно, ясно. Магическим образом это не лишает картины многослойности и нюансов, не скрадывает эмоциональный эффект абстрактностью подачи, а лишь увеличивает контакт с историей и героями.
Палитра Уэса тоже узнается с одного кадра — пастельные тона, яркие пятна цвета, привлекающие внимание, очень гармоничная и приятная глазу гамма. Андерсон словно собирает свои миры — от декораций до костюмов и реквизита — из конфетных фантиков и упаковочной бумаги от рождественских подарков, настолько все там дышит ванилью и шоколадом, источает уют, умиротворение и ощущение волшебства.
Но узнаваемый инструментарий и яркий необычный стиль вовсе не значат, что фильмы Уэса похожи или взаимозаменяемы. Каждый раз он умудряется рассказать совершенно новую историю, не выходя за пределы назначенных самому себе ограничений.
«Остров собак» совершенно не похож на единственный другой мультфильм Андерсона — «Бесподобного мистера Фокса», зато чем-то напоминает недавний шедевр студии Laika «Кубо. Легенда о самурае». И не только тем, что оба мультфильма — кукольные, потребовавшие небывалого объема кропотливого труда, или тем, что оба — американские фильмы, берущиеся за историю, происходящую в Японии с японцами.
Прежде всего две ленты похожи своей атмосферой сказки, временами жестокой и страшной, но всегда честной и искренней до глубины души. Именно эта искренность и пробивает до слез — желание авторов максимально абстрактными способами рассказать о самых что ни на есть живых, реальных вещах, о которых может быть больно или неловко думать и говорить, но без них невозможно полноценно жить и взаимодействовать со своими близкими.
Визуально фильм неизбежно прекрасен, музыка великолепна, актерский состав, снова как обычно у Уэса, пестрит знакомыми именами: Брайан Крэнстон в главной роли пса Чифа, Эдвард Нортон, Джефф Голдблюм и Билл Мюррей в роли его товарищей. А также: Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд, Скарлетт Йоханссон, Харви Кейтель, Йоко Оно, Тильда Суинтон, Кэн Ватанабэ и Лив Шрайбер.
И да — в этом кукольном мультике про говорящих собак самые потрясающие диалоги в любовной линии, что я видел за последнее время. Это вам не «Я не люблю песок», это тонко, трогательно, изобретательно и произнесено бархатной хрипотцой Скарлетт Йоханссон.
Iʼm supposed to be spinning a nine-pound bowling-ball over my head at this point, but you just have to imagine that part…
Под всеми этими фантиками-обертками абстракций, гипербол, стилизации, театральности и нарочитой искусственности прячутся самые настоящие и самые светлые эмоции, что у вас вызовет кинематограф в этом году.
Ну хоть один приличный фильм в этой странной подборке появился.
Блин, надо в оригинале пересмотреть