09 июля 2018Киберспорт

Основатель funbo: «Многие играют ради веселья, никто не хочет после матча анализировать свои ошибки»


Основатель funbo: «Многие играют ради веселья, никто не хочет после матча анализировать свои ошибки» - фото 1

Получать большие деньги, ездить на крутых тачках и быть как Solo или Noone мечтают многие молодые люди. В действительности успеха добивается лишь малая часть из них. В интервью «Канобу» основатель киберспортивной академии funbo Николай Голос рассказал о главных ошибках, которые совершают начинающие киберспортсмены, и поделился опытом и советами по вопросу инвестирования в киберспортивные стартапы.

— Что такое funbo?

— Мы запустили funbo в декабре 2017 года. Изначально занимались организацией игр киберспортсменов с обычными игроками. Мы видели, что большинство дотеров играет на ранге 2000 - 3000 MMR, но при этом хотели бы сыграть с настоящими профессионалами, помериться с ними силами или просто пообщаться, узнать свои ошибки и задать интересующие вопросы. Очевидно, что в обычных рейтинговых играх геймерам с низким рангом никогда бы не попались про-игроки, мы же этот барьер пытались сломать. К марту этого года мы организовали матчи с участием обычных игроков и киберспортсменов.

Однако, выяснилось, что участники ожидали большего от этих игр. Геймеры хотели за одну игру улучшить свои навыки, узнать полезные фишки и свои ошибки, и это при условии, что прогеймеры были заняты своей игрой и особо за тиммейтами не следили.

Поэтому наши пользователи считали проведенные игры не очень полезными, так как сильно прокачать свой скилл и знания им не удавалось. В марте мы задумались над сменой формата. Мы опросили несколько сотен геймеров, которые увлекаются киберспортивными дисциплинами и выяснили, что около 60% из них хотели бы попасть в киберспорт, но сделать это удается только единицам. Используя опыт профессионалов и людей из индустрии киберспорта, мы решили создать платформу, на которой игрок с любыми навыками, при должном уровне ответственности и мотивации, мог бы начать свою карьеру в киберспорте или хотя бы значительно прокачать свой скилл.

Николай Голос

Николай Голос

— Как эта платформа работает и помогает развивать навык и скилл игроков?

— Первая ступень в нашем сервисе — образовательная. Вместе с профессиональным тренером мы разработали курс, помогающий игрокам поднять индивидуальный скилл и лучше понять Dota 2. Лекции у нас идут в виде онлайн-стримов с преподавателем, который в конце каждого урока дает практические задания, которые помогают закрепить пройденные темы. Стоит понимать, что для того чтобы выступать на турнирах и побеждать на них, каждый игрок в команде должен обладать отличной микро и макро игрой. Он должен в совершенстве знать азы Dota 2 и ее нюансы, коммуницировать с тиммейтами, быстро и правильно принимать решения.

Все это самостоятельно очень сложно освоить. Как и в любой другой спортивной дисциплине, нужно много времени уделять самообразованию — смотреть стримы, анализировать матчи, читать форумы и гайды. Мы же накопили весь необходимый материал, хорошо его структурировали и собрали на «Образовательном этапе».

Следующая ступень — командный этап. Он создан для опытных игроков с высоким пониманием Dota 2 и микро игрой. На данном этапе мы разработали специальные курсы по игре в команде, драфтам и тренировкам. Вести курсы будут профессиональные тренера с опытом работы в киберспортивных командах. Командный этап создан для уже готовых коллективов, отдельным игрокам без команды мы поможем ее собрать из наших учеников и определиться с ролью каждому тиммейту. Коллективы на командном этапе мы будем готовить к первым турнирам и выступлениям, помогать с менеджментом, а также следить за их прогрессом и поощрять лучшие. Последняя ступень — это выделение наиболее перспективных коллективов. Мы будем продвигать их на уже полупрофессиональные и профессиональные турниры, а также помогать с организацией тренировочного процесса, поиском спонсоров и партнеров.

— Каких игроков и тренеров удалось привлечь в проект и каким образом они воздействуют на обучающихся?

— Сейчас у нас начинается первый месяц образовательного этапа. Его разработал и ведет тренер киберспортивной организации Double Dimension — МеТТриМ. Он очень ответственно подошел к разработке курса: хорошо структурировал материал, добавил много примеров из собственного опыта и опыта других киберспортсменов. Как говорилось ранее, курс проходит в формате онлайн стрима, а в конце каждого урока тренер общается с учениками и отвечает на их вопросы. Также мы сотрудничаем с Иваном Карповым — киберспортивным менеджером, который имеет большой опыт работы с профессиональными командами. Он дает советы по разработке нашего проекта, а также занимается менеджментом, привлечением прогеймеров и организаций. Также сейчас готовятся курсы с киберспортсменами, с которыми мы работали ранее, но о них уже сможем рассказать после официального анонса.

— Почему вы так уверены, что ваш проект поможет игрокам улучшить уровень игры?

— Потому что мы считаем, что как и в любых видах спорта помощь опытных наставников — это ключевой фактор, влияющий на развитие спортсменов.

Не думаю, что, например, в плавании есть чемпионы, которые научились плавать сами. Точно также и в любой киберспортивной дисциплине ошибочно считать, что если у тебя не получается выйти на профессиональный уровень, то тебе в этом никто не сможет помочь.

Наши курсы разрабатывают люди с большим опытом в киберспорте. Они знают, какой материал давать и в каком порядке. Другое дело, что наши ученики тоже должны ответственно подходить к занятиям и не считать, что они уже и так все знают.

Основатель funbo: «Многие играют ради веселья, никто не хочет после матча анализировать свои ошибки» - фото 3

— Были ли случаи, когда игрок действительно прокачивался после ваших курсов и пробивался в киберспорт?

— Пока что прошло слишком мало времени, чтобы говорить о наших учениках, пробившихся в киберспорт. Мы запустили первый поток только в середине июня. Думаю, должно пройти пройти около полугода, чтобы можно было подвести итоги. К тому же есть люди, которые просто хотят научиться лучше играть и у них нет желания играть профессионально. Тем не менее, мы постоянно собираем обратную связь с наших учеников и получаем положительные отзывы. Когда запускаешь, что-то новое, всегда есть боязнь того, что проект никому не понравится, будет бесполезен и не зайдет твоей аудитории. Мы с волнением ждали нашего первого урока и с облегчением выдохнули в конце, увидев чат с благодарностями в адрес нашего тренера.

— Ваша аудитория — это только начинающие игроки?

— У нас занимаются как начинающие игроки от 500 до 2000 MMR, так и более опытные с MMR более 5000. Их всех объединяет, то что они хотят научиться лучше играть, а также подготовиться к игре в команде и выступлению на турнирах.

Материал, который мы даем, сложно освоить в пабликах, его нужно отдельно осваивать либо по видеороликам или стримам, либо позанимавшись с более опытным игроком.

Потому что обычные игры достаточно сильно отличаются от того, что происходит в соревновательной «Доте», особенно на низких рангах. Можно сказать, что в наших курсах любой сможет найти что-то полезное, но чем меньше у него ранг и чем меньше опыта игры на турнирах, тем более полезными для него будут наши занятия.

— Сколько нужно пройти курсов, чтобы начать играть лучше? И что по стоимости?

— Уже после первого занятия наши ученики находят полезные фишки, которые стараются внедрить в свои игры. Но чем более опытнее игрок, тем меньше фишек он будет узнавать.

Игрокам, у которых более 6000 MMR вряд ли обучающий курс будет полезен. Их уже можно готовить к турнирам.

Одно занятие стоит от 124 рублей. Например, в нашем курсе c МеТТриМом в месяце 8 занятий, то есть выходит 990 р. в месяц, плюс практические задания, дополнительный обучающий материал, внутренние турниры и розыгрыши. В командном этапе будет от 4-х до 8 занятий (490 — 990 р.), а также помощь в организации команд и менеджменте. Лучшими же нашими составами будем заниматься бесплатно. Мы обязательно будем такие выделять и помогать игрокам в начале киберспортивной карьеры.

— Многие начинающие бизнесмены боятся смотреть на киберспорт как на возможность реализовать свои идеи. Так стоит ли вкладываться в киберспорт?

— Я считаю, что стоит вкладываться в то, в чем разбираешься. Создав хороший, качественный продукт практически в любой отрасли, можно на нем заработать. Однако, чтобы сделать хорошо и качественно, нужно отраслью интересоваться и хорошо ее понимать. Для начала стоит определиться в направлениях, в которых ты хорошо разбираешься, а затем думать какие идеи в них можно реализовать.

— А как запустить киберспортивный стартап в СНГ без опыта и денег?

— Сейчас есть очень много возможностей для реализации своих идей. Например, в университетах существуют программы поддержки инновационных проектов, где мы с моим партнером и другом Иваном Бормоткиным запустили наш проект (Университет ИТМО, бизнес-акселератор Future Technologies). Также есть государственные программы, помогающие развивать свои проекты — тот же ФРИИ (Фонд Развития Интернет Инициатив) и другие. С помощью данных программ можно проверить свои идеи, понять, что из них реально сделать бизнес, найти людей, сделать первые продажи и причем совершенно бесплатно. Однако все за вас там делать не будут. Там только расскажут, где вы можете искать клиентов, как правильно их привлечь, как запустить рекламную кампанию и сделать первую версию продукта, бизнес-план и, возможно, познакомят с опытными людьми (экспертами из отрасли), которые помогут советами вашему проекту. В общем, они поделятся с вами своим опытом, а делать все нужно будет вам самим.

Нужно быть готовым к тому, что несколько месяцев вы будете работать круглосуточно и без зарплаты, зато с перспективой создать нечто полезное для людей.

— А что нужно знать и уметь, чтобы не прогореть на таком стартапе?

— Нужно уметь хорошо рассказывать о своем продукте, чтобы привлекать людей в команду и уметь заинтересовать экспертов из отрасли, которые могли бы дать ценные советы по развитию. Также стоит постоянно проводить опросы своих пользователей. Вы должны отлично понимать, какие у них есть потребности и проблемы, как вы можете им помочь в решении их проблем и почему они должны пойти именно к вам.

Очень многое зависит от хорошей рекламы и пиара, какой бы классный у вас ни был продукт. Если о нем никто не узнает, то вам, скорее всего, придется закрыться.

Еще очень важное качество основателя — умение не сдаваться. Зачастую вам и вашей команде будет казаться, что ничего не выйдет и зря вы этим вообще занимаетесь. В такие моменты нужно не отчаиваться, а искать возможные варианты развития.

Основатель funbo: «Многие играют ради веселья, никто не хочет после матча анализировать свои ошибки» - фото 4

— Многие мечтают попасть в киберспорт, но это удается лишь единицам. Главная проблема игроков — их лень?

— Помимо киберспорта я очень много занимался обычным спортом — легкой атлетикой. По моему опыту огромную роль в становлении спортсмена играет тренер, самостоятельно каких либо успехов в классическом спорте добиться почти нереально.

А в компьютерном спорте почти все занимаются самостоятельно, считают, что им никакая помощь не нужна и они сами вполне смогут добиться успехов и освоить игру, которая на деле невероятно сложная.

Второй момент — несерьезное отношение. Многие играют ради веселья, никто не хочет после матча сидеть и его пересматривать, анализируя ошибки. Также многие считают, что им мешает добиться победы их команда и они совершенно не виноваты в проигранных играх, отказываясь признавать, что сами совершали немало глупых действий.

Комментарии 10
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
полбудды Темплар Торрентский
полбудды Темплар Торрентский
Даже не знаю. Я бы предпочёл чтобы молодые люди становились инженерами, учёными и писателями, а не продотерами :С