«Очень страшно и качественно». Критики о сериале «Мистер Мерседес»
9 августа на американском канале Audience стартует мини-сериал «Мистер Мерседес» (Mr. Mercedes) по одноименному детективу Стивена Кинга. Речь там о противостоянии отставного полицейского детектива Уильяма Ходжеса и молодого маньяка-убийцы Брэйди Хартсфилда.
После совершенно провальной «Мглы» всем хочется увидеть качественный сериал по Кингу — но, как я уже объяснял в обзоре августовских сериалов, литературная основа там не самая качественная. Детективы у Кинга с его очень специфическим методом работы получаются не лучше, чем эпическое фэнтези.
Тем не менее, первые рецензии на «Мистера Мерседеса» хвалебные: у сериала 77 баллов на сайте Metacritic. Над сериалом работали очень одаренные люди: шоураннер тут — ветеран американского телевиденния Дэвид Келли («Элли Макбил», «Голиаф», «Большая маленькая ложь»), а одну из серий написал лучший современный американский криминальный писатель Деннис Лихейн, автор Gone Baby Gone и Mystic River, которому Кинг и в подметки не годится.
Особенно критики выделяют первую сцену сериала, в которой Брэйди на «Мерседесе» на полной скорости врезается в толпу людей (что, согласитесь, сейчас происходит сплошь и рядом). В романе Кинга это вообще единственная удачная сцена.
Reason.com отмечает прежде всего сценарную работу:
Сериалы Келли всегда двигали эксцентричные но аутентичные персонажи, от невротичной постфеминистской антигероини «Элли Макбил» до измученного профессией адвоката по бракоразводным делам Арнольда Бекера в «Законе Лос-Анджелеса». То, как Келли работает с придуманными Кингом героями, вызывает что-то вроде религиозного экстаза, даже если церковь тут — Пресвятых Психов и Дегенератов. Даже от эпизодических персонажей в «Мистере Мерседсе» нельзя оторвать глаз, никогда не знаешь, когда что-нибудь причудливое или злобное вдруг проявит себя.
Режиссуру тоже хвалят — особенно в той самой открывающей сцене:
Но Келли и его режиссер Джек Бендер (который работал над Lost и другим сериалом по Кингу, «Под куполом») столь же грамотно строят и экшен-сцены. Сцена погрома на парковке — просто чудо минимального освещения и «мокрых» звуковых эффектов, создающих впечатление дикого кровопролития, хотя на самом деле кровищи показывают очень мало. Но это единственное, чего в «Мистере Мерседе» мало: это развлечение на всю катушку.
Boston Globe отмечает реализм этой жуткой сцены:
Именно эта реалистичность безжалостного варварства, тошнотворное понимание того, что водители-убийцы — в отличие от клоунов-демонов, — в 2017 году встречаются не только в мультиплексах, двигает «Мистера Мерседса» вперед.
Дальше подробно разбирается сценарная работа:
Явно из-за исполнительного продюсера Дэвида Келли («Практика», «Элли Макбил», «Большая маленькая ложь»), «Мистер Мерседес» — крутая, но очень медленно развивающаяся игра в кошки-мышки. Ходжес мелкими шажками подбирается к Брэди, которому нравится быть чей-то мишенью. В сериале есть и другие герои — от соседа-хакера (Джаррел Джером из «Лунного света») до женщины (Мэри Луиза-Паркер), покойной сестре которой принадлежал угнанный «Мерседес», иллюстрирующих скрытые стороны центральных персонажей. Но в целом «Мистер Мерседес» не сворачивает с главного пути, показывающего дуэль насмерть двух людей, каждый из которых придает смысл существованию другого.
Hollywood Reporter отмечает атмосферу сериала, реалистично показывающего упадочность маленького американского городка 2000 годов:
Даже больше, чем роман Кинга, сериал Келли показывает моральное разложение и отсутствие четких целей в трудный экономический период. Биржа труда, которую показывают в начале, открывает общую тему ненужности и разочарования в жизни. Брэйди работает в магазине электроники, где он то развешивает скидки на никому не нужные DVD, то выезжает с техподдержкой к клиентам, которые не могут научиться сами перезагружать PC. Ходжес не может перестать думать о нераскрытых преступлениях и боится стать типичным бывшим полицейским-параноиком, над которым смеются служащие офицеры. Они живут в городе пустых витрин и прогоревших предприятий, где кризис и не думает заканчиваться, а уровень негодования растет.
Entertainment Weekly объясняет, как создатели сериала сумели красиво развить примитивное начало книги Стивена Кинга:
Первые несколько часов сериала потрачены на расстановку фигур, в котором и Брэйди, гик-маньяк, и Уильям, сыщик-фанатик, предстают жуткими клише. Но Гарри Тредэвей в роли первого и Брендан Глисон в роли второго героя завораживают, и все становится гораздо лучше, когда сценарий становится более продуманным, и масштаб происходящего расширяется. На четвертом эпизоде — человечном, леденящем кровь и написанном мастером криминального жанра Деннисом Лихейном, — сериал включает более высокую передачу.
Единственную пока негативную рецензию оставил сайт Indie Wire, которому очень не понравилась структура первых 4 эпизодов:
Хотя в самом конце «Мистер Мерседес» заставляет надеяться на лучее — все становится более драматичным, когда наконец-то появляется Мэри-Луиза Паркер, — это очень неприятная комбинация из самых жутких моментов из книг Стивена Кинга, которой придали форму детектива. Насилие тут никак не оправдано, даже с такими актерами и такими идеями. Сдержанный 4 эпизод намекает, что из «Мистера Мерседеса» может получиться увлекательная гонка, но то, что сериал стартует сразу с места в карьер, его никак не красит.
Первую серию «Мистера Мерседеса» покажут завтра, 9 августа.