Обзор зарубежной прессы: смиритесь и платите!
Вы, наверное, помните, что, выпустив Dead Space 3, издательство Electronic Arts опробовало новую «фишку» – встроило микроплатежи в игру стоимостью почти 60 долларов. Раньше подобное в «больших» проектах считалось недопустимым. Геймер, заплативший кругленькую сумму, вправе рассчитывать на полностью готовый к употреблению продукт, а не отчислять издателю «на бедность» по паре баксов за доступ к новому оружию.
Dead Space 3, вполне возможно, провалилась – по крайней мере, «электроники» не спешат рапортовать о впечатляющих продажах. Однако эксперимент с микроплатежами, похоже, прошел успешно, и руководство EA заявило о том, что они появятся практически во всех будущих проектах компании. И это, если честно, пугает многих. Многих, но не Клиффа Блезински, бывшего гуру Epic Games, ныне безработного. В своем блоге Clifford Unchained он попытался защитить Electronic Arts.
_«Я видел много комментариев в интернете о микроплатежах. В последнее время «микротранзакции» – это практически ругательство. Геймеры расстроены, что издатели и разработчики обдирают их. Они в ярости от того, что большие злые корпорации пытаются украсть их деньги.
Я скажу прямо. Меня достало, что все выставляют EA в роли Плохого парня, а Valve – Хороший парень, который ничего плохого никогда не сделает. Не поймите меня неправильно, я – большой фэн Гейба и поддерживаю многое из того, что они делают. Однако меня бесит, что геймеры не понимают: Valve – такой же бизнес, как и любой другой, и когда Valve просит 100 долларов за обручальное кольцо в Team Fortress 2 – это типа круто, а когда EA пытается продать нечто подобное – это зло. Парни, не хочу вас расстраивать, но как бы ни крута была Valve, она при этом компания, которая пытается заработать, как можно больше денег. Они просто лучше следят за публичным имиджем»._
— Клифф Блезински на Clifford Unchained
Пост Блезински получил большой резонанс на просторах интернета. Не осталась в стороне и редакция Eurogamer. Том Бремуэлл в своей авторской колонке резонно возразил, что с микроплатежами не все так просто, как пытается показать Клиффи Би.
_«Выводы Блежински не оригинальны: не нравится – не покупайте. Справедливое замечание, но, мне кажется, Клифф сделал несколько ошибок в своих выводах, и его ответ неполон. Для начала, компании не могут использовать интересы своих акционеров в качестве оправдания для поступков, которые расстраивают клиентов. Советы директоров и пиарщики существуют для того, чтобы разъяснять акционерам решения, не способствующие получению быстрой прибыли, демонстрировать им перспективы долгосрочной выгоды и защищать публичный имидж компании. Это – часть работы. Смиритесь с этим, либо найдите способ стать частной фирмой и делать, что хочется – как в случае с Valve.
Неверно говорить, что разница между EA и Valve – только в том, как эти компании воспринимает общество. В конце концов, ключевая проблема в том, что одна компания, похоже, утратила творческий подход, а другая точно знает, чего хочет добиться»._
— Том Брэмуэлл, Eurogamer
Помимо микроплатежей игровая пресса активно обсуждала… превью. После выхода ужасной Aliens: Colonial Marines, создатели которой осознанно и намеренно вводили СМИ в заблуждение, демонстрируя геймплейные отрезки, почти не имеющие отношения к тому, что увидели геймеры в результате. Глава студии Gearbox Рэнди Питчфорд обещал «золотые горы», а финальная версия шутера оказалась кучкой дурно пахнущего кода. Вот журналисты и призадумались, имеет ли смысл писать превью, если разработчики водят их за нос, а пресса потом, против своей воли, обманывает геймеров.
_«Проблема с превью заключается в том, что они в своем большинстве – отстой. Отстой, потому что они редко отвечают тем нуждам, которым хотелось бы. Читатель хочет знать о новой игре. Поэтому мы отправляемся в какой-нибудь отель или к разработчикам в студию, и знакомимся с ранней версией игры. Или смотрим, как кто-то играет в ранний билд. Мы общаемся с продюсером, неизвестно насколько близко знакомым с проектом. Мы надеемся, что 10 минут, проведенных за игрой и несколько вопросов, вежливо или не очень заданных продюсеру, позволят нам узнать нечто, чем мы сможем поделиться с вами. Нечто, позволяющее сложить представление об игре.
Мы беспокоимся о том, что, основываясь лишь на промо-материалах, должны представить игру, которая выйдет не раньше, чем через полгода. Проще предсказать качество блюда, делая выводы по кубику сыра на зубочистке, который дали попробовать в супермаркете. Нас тревожит и то, что многие важные моменты не находят отражение в превью. Вы можете внимательно прочитать «50 фактов об Assassin’s Creed III», но, конечно, там ничего не будет сказано о многочисленных программных ошибках, попавших в финальную версию игры»._
— (Kotaku)
А как вы считаете, нужны ли превью? Помогают ли они сложить представление об истинном лице игры или же на руку только разработчикам и издателям?
“EA и Valve – кто плохой парень, а кто хороший” (__**Clifford Unchained**_)_
“Интересы акционеров – не повод для обдираловки” (__**Eurogamer**_)_
“Хватит писать превью” (__**Kotaku**_)_
Текст: Иван Гусев