Настоящее и будущее PlayStation в России: рассуждает Сергей Клишо
На выставке «Игромир 2015» Максим Иванов поговорил с генеральным менеджером PlayStation Россия Сергеем Клишо. Сергей рассказал о ценообразовании и объяснил, что делает его команда, чтобы не допускать резкого роста цен на новинки; разъяснил, почему компания делает ставку на инди, а также рассказал о будущем портативной консоли Vita. И это далеко не все, что мы успели обсудить.
Мы также попросили Сергея Галенкина (Wargaming, создатель SteamSpy) выступить в качестве независимого эксперта и объяснить принцип формирования цен на консоли и игры для них:
«Поскольку консоли производятся не в России, их цена складывается из отгрузочной стоимости в ЕС, стоимости доставки, возможных пошлин, прибыли локального офиса и розничной наценки. Традиционно консоли продаются с минимальной прибылью для компании-производителя, поэтому основными факторами, влияющими на цену, являются отгрузочная цена (по сути, стоимость производства и подготовки к продаже) и логистика. Все эти параметры привязаны к валюте, поэтому обычно растут пропорционально росту курса.
Что касается игр, то здесь ситуация чуть сложнее, потому что их стоимость зависит не от цены производства каждой конкретной копии (она относительно невелика), а от расходов на разработку всей игры в целом, ожиданий издателя игры (не платформодержателя) по ее продажам, комиссии платформодержателя и, самое главное, спроса.
Традиционно игры в России стоят дешевле, чем в других странах, потому что платежеспособный спрос в России на них ниже. Разница в цене может колебаться от 50-70% (Steam) до 15-20% (консоли), но она есть практически всегда. В случае с консолями цену сдерживает, во-первых, зависимость от розницы и, соответственно, высокие накладные расходы на одну копию, а во-вторых, более высокая средняя платежеспособность игроков на консолях по сравнению с игроками на PC.
Теперь про то, что случается, если курс резко меняется. Консоли дорожают пропорционально курсу. Обычно не сразу, потому что должна пройти переоценка старых партий и поставка новых, но дорожают неизбежно. Игры дорожают только на стоимость фиксированных расходов в валюте – обычно это комиссия платформодержателя и те самые ожидания издателя. Обычно в случае резких прыжков курса и платформодержатель, и издатель готовы временно умерить, так сказать, аппетиты, ради сохранения продаж на стабильном уровне, но рано или поздно цена поднимается. Дело еще в том, что большая разница в цене с ЕС (более чем на размер НДС) приводит к реэкспорту – диски из России начинают возить в Германию и Польшу, чтобы продавать там. С цифровыми играми (Steam) это менее актуально, но по розничным может ударить довольно заметно».

