09 ноября 2022Игры
Обновлено 09.11.2022

Мик Гордон написал большое открытое письмо о ситуации с саундтреком Doom Eternal


В мае 2020 года креативный директор id Software Марти Страттон опубликовал открытое письмо, в котором объяснился насчёт ситуации с саундтреком Doom Eternal. Ситуация там, напомним, была следующей: Мик (по версии студии) сорвал все сроки, обвинял студию на пустом месте, а итогом стал разрыв отношений между id Software и композитором. Теперь же Гордон ответил своим открытым письмом, в котором привёл полную хронологию событий.

Заявление Марти об обстоятельствах, связанных с созданием саундтрека к Eternal — ложь. Страттон предложил мне шестизначную сумму, чтобы я молчал — однако, как мне кажется, правда важнее. Пост Марти на Reddit сильно повлиял на мою профессиональную и личную репутацию. Публикуя это заявление, я использую свое право на самозащиту. Пользуюсь я им с крайней неохотой, ведь остальные попытки решить вопрос потерпели неудачу, — пишет Гордон.

Композитор пишет, что работа над музыкой для Eternal в самом начале «обернулась кошмаром» — уровней в игре на момент начала работ практически не было, и Мик мог работать «лишь полагаясь на свои догадки». Даже опыт работы над Doom (2016) не помогал — поэтому композитор предложил новый план работы над саундтреком, который был моментально забракован.

Гордон пишет, что Марти признал «несовершенство» текущего плана, однако вмешательство композитора в него назвал «некомпетентностью», и менять что-то отказался. Итогом стало то, что Мик работал «месяцами без перерыва, отчаянно добывая нужную информацию» — при том что id исключила его из всех посвящённых саундтреку встреч, не отвечала на письму и даже не давала оценить уже записанный саундтрек в самой игре. Всё, на что композитор мог положиться — это на конференции с аудиокомандой Eternal, хотя и туда часто вмешивались «паникующие менеджеры».

Больше кранча — меньше сна, — резюмирует Гордон.

После презентации игры на QuakeCon 2018 c демонстрацией геймплея и треками Super Gore Nest и Mars Core id неожиданно отказала Мику в оплате, объяснив это тем, что «эти композиции компанию больше не устраивают». Гордон сумел добиться справедливости, указав, что музыку использовали в промо-материалах на крупном мероприятии. Но дальше начались проблемы — как пишет композитор, с января 2019 года он 11 месяцев провёл без зарплаты.

Затем, на Bethesda E3 Showcase 6 июня 2019 года Марти объявил дату релиза игры — 22 ноября 2019 года, а также анонсировал коллекционное издание с саундтреком игры от Мика Гордона. Которого, по словам того самого Гордона, не могло существовать в природе — с ним никто не заключал контракт на создание саундтрека, а предзаказы коллекционки уже стартовали.

На попытку Гордона договориться с id Software о создании отдельного релиза ему ответили, что «не собираются делать что-то с саундтреком прямо сейчас, чтобы не отвлекаться». Гордона это сбило с толку — отсутствие саундтрека в коллекционном издании, за которое люди заплатили, могло иметь серьёзные последствия с точки зрения законов:

Похоже, никто из причастных к анонсу не принял во внимание законы о защите прав потребителей. Обещание предоставить что-то, что ещё даже не находилось в производстве, подвергало id Software/Bethesda риску нарушения этих законов — недосмотр, который имел серьезные последствия в ближайшие месяцы, — говорит Мик.

Студия вовсю кранчила, чтобы успеть выпустить проект 22 ноября, и предложения Мика старательно игнорировались. Он пишет, что даже раздумывал над тем, чтобы покинуть проект (к тому моменту он всё ещё не получил оплаты), но решил остаться — как минимум потому, что иначе бы он финансировал всю написанную к тому моменту музыку из своего кармана. К октябрю 2019 года у него на руках всё ещё не было нужных для завершения саундтрека материалов.

8 октября id Software объявила о том, что игра не успевает выйти в срок и перенесла ее на 20 марта 2020 года. Гордон пишет, что это было верное решение — Bethesda совсем не хотела повторять катастрофы с релизом Fallout 76, а Eternal, судя по всему, была настолько же сырой.

Мик Гордон написал большое открытое письмо о ситуации с саундтреком Doom Eternal - фото 1

Правда, для Мика это была не самая радостная новость — id снова потребовала у Гордона дополнительной работы, и ему пришлось согласиться, чтобы не вступать в борьбу с бюрократической машиной ZeniMax. Заплатили за саундтрек ему только в конце ноября 2019 года, после чего id перестала выходить на связь. По словам композитора, это значило лишь одно — он свою работу над игрой закончил.

Я работал два года в жесточайшем графике, пытаясь завершить саундтрек до того, как игра будет готова к этому. […] К концу работы я написал вдвое больше музыки, чем изначально было обговорено в контракте. А постоянные споры и неопределённость усугубляли мой стресс. Тем не менее, я остался с id Software до конца, доведя дело до ума — и Doom Eternal не подвела, получив признание критиков и финансовый успех, — пишет Мик.

После завершения работы над внутриигровым саундтреком Гордон снова поднял вопрос о создании отдельного OST для релиза на дисках — он сказал руководству id, что если начнет работу немедленно, то у него будет столько же времени, сколько он потратил на создание музыки к Doom (2016) — но ответа не получил.

Только после выхода DOOM Eternal композитор узнал, что id Software использовала почти всю музыку, которую он создал во время разработки — почти пять часов — и заплатила только за половину. Более того, даже сейчас, в ноябре 2022 года, Гордон не получил все положенные ему выплаты — хотя контракт и обязывает компанию это сделать.

Мик Гордон написал большое открытое письмо о ситуации с саундтреком Doom Eternal - фото 2

Контракт на создание саундтрека к Doom Eternal потребовал от Гордона много времени — и id, и Bethesda далеко не сразу согласились сесть за стол переговоров (к тому же за издательством ещё висел долг за другой саундтрек, который так и не был оплачен).

7 марта, за две недели до релиза игры, Bethesda прислала композитору предварительные условия — 12 песен, которые выберут люди из id, и все исходники должны быть переданы разработчикам. Крайним сроком было установлено 16 апреля, причём в том случае, если бы Мик успел раньше, он получал бонус. А 11 марта компания публично заявила, что переносит релиз OST, причём не объявив новой даты релиза. А ее и не могло быть — контракт Гордон и Bethesda заключили только 18 марта, за двое суток до релиза игры.

В качестве доказательства Мик привёл скриншот переписки с Bethesda, где указана дата — 18 марта 2020 года. При этом Марти Страттон в своём открытом письме заявлял, что контракт заключили ещё в январе.

Мик Гордон написал большое открытое письмо о ситуации с саундтреком Doom Eternal - фото 3

У Гордона был месяц на работу, и поначалу всё шло неплохо — а спустя две недели в процесс вмешался Страттон. Он написал композитору, что саундтрек необходимо написать до 16 апреля, чтобы избежать проблем с законом о правах потребителей (ведь если бы пользователи решили вернуть свои коллекционные издания, не получив обещанного OST, у них было бы полное на это право).

До меня дошло, что мне угрожают: возврат средств означает финансовые потери. Марти говорил, что, по его мнению, я несу юридическую ответственность за любые убытки, которые id Software понесла из-за клиентов, требующих возмещения за не выпущенный вовремя OST — если он не будет готов через тринадцать дней, они придут за мной, — пишет Гордон.

После этого Марти рассказал ему, что на всякий случай поручил звукорежиссёру Чаду Моссхолдеру записать альтернативный саундтрек. Сам он пришёл к Гордону спустя четыре дня, и дал ему послушать полный альбом — куда вошло больше семидесяти треков, что явно свидетельствовало о том, что Моссхолдер работал над саундтреком куда больше месяца. И, по словам Мика, метаданные в файлах, которые ему прислал Чад, свидетельствуют о том, что работу начали ещё в августе 2019 года.

Мик пишет, что он хотел использовать версии Чада для саундтрека, однако они «не оправдали его ожиданий» — были небрежно отредактированы и плохо сведены, а их качество в целом «не могло оправдать ожидания потребителей». К тому моменту у Гордона оставалось всего восемь дней. из-за чего ему пришлось отказаться от желания «сделать самый лучший в мире саундтрек», чтобы избежать проблем, которыми ему угрожал Марти. В результате музыканту пришлось писать по 18-20 часов в день, лишь бы уложиться в срок.

В последний день у Гордона случилась техническая заминка — и Bethesda отнеслась с пониманием, предоставив небольшую отсрочку. А вот Марти Страттон решил вставить ещё одну палку в колёса — он заявил, что ему были нужны совершенно другие композиции в саундтреке. За пять часов до дедлайна. И до этого, по словам Гордона, он ни словом об этом не обмолвился.

Результатом стало то, что у Гордона забрали саундтрек и доверили финальные правки Чаду Моссхолдеру. Он передал все треки, а позже получил оплату — «в полном объёме», как пишет композитор.

Финальную версию саундтрека он при этом так и не слышал — до релиза альбома.

Мик Гордон написал большое открытое письмо о ситуации с саундтреком Doom Eternal - фото 4

id Software объявила о выпуске OST в твиттере. Послушав альбом, Гордон оказался в шоке — помимо созданных и отредактированных им треков туда вошли ещё 47 «плохо отредактированных» мелодий, на которые композитор обрушился с критикой. Они, по его словам, были сделаны «путем халтурного объединения аудиофайлов» с небрежным монтажом, что привело к огромному количеству недочётов и ошибок.

Взбесило Мика Гордона и то, что автором музыки почему-то указали Чада Моссхолдера.

Чад не писал, не аранжировал, не исполнял, не записывал и не продюсировал эту музыку. Он выполнил работу по копипасту, вырезав готовую музыку и пересохранив ее — то есть он редактор, а никак не композитор. Тем не менее, в некоторых случаях, таких как Urdak (дорожка 8) и Deag Ranak (дорожка 15), он вообще ничего не делал, кроме изменения имени файла.

Как пишет Гордон, итоговым релизом стало не «достойное продолжение саундтрека к Doom (2016), но попытка состричь денег с игроков. Альбом он назвал «душераздирающим позором».

Затем последовал звонок с Марти: он был обеспокоен тем, что OST вызвал шквал критики. Увы, разговор прошёл плохо: композитора обвинили во всех смертных грехах, в том что он «не взял на себя ответственность» за такой плохой релиз — однако кое-как Марти и Гордон сумели найти общий язык. Сам композитор отметил, что это был «первый позитивный шаг вперёд». А затем креативный директор id выпустил тот самый пост на Reddit, в котором перевёл все стрелки на Мика Гордона.

Мик Гордон написал большое открытое письмо о ситуации с саундтреком Doom Eternal - фото 5

Гордон пришёл в ужас. Не только из-за того, что всем договорённостям с Марти пришёл конец, но и из-за «потока лжи», который тот выложил на Reddit. Результатом этого поста стало то, что юристы Мика Гордона немедленно обратились в id Software уже по двум причинам: ложные обвинения и так и не оплаченный полный набор музыки к игре.

Предоставив все нужные доказательства, Гордон инициировал процесс урегулирования конфликта. Ему нужно было, чтобы Марти отказался от своих «лживых слов», однако в ZeniMax предложили другое — выплатить всю сумму, но при условии, что Мик запишет новую версию саундтрека к Doom Eternal. Подумав, Гордон согласился, но попросил удалить с Reddit тот самый пост.

В тот момент настроение юристов изменилось — они «отозвали предложение об урегулировании и поклялись, что пост на Reddit был только началом», пригрозив пойти в суд. А следом ему предложили уже новую сделку: пост останется на Reddit «какое-то время», Гордон откажется обсуждать его или саундтрек к игре, уберёт все упоминания об игре из портфолио, но получит «шестизначную сумму». Это позволит композитору заработать, а Марти и id Software — сохранить лицо.

Гордон отказался.

Это привело к новому витку конфликта: представители студии опубликовали его личные данные в Сети, начали «бомбить» его почту, названивали другим клиентам и предлагали разорвать все контракты.

Поток оскорблений, говорящих мне, как покончить с собой, как меня изуродуют, как мою семью убьют, убьют моих животных, изнасилуют до смерти — это всё начало ужасно утомлять меня. Так сильно, что я раньше не мог себе и представить.

Гордон снова отправился к юристам с новым предложением: удалить пост с Reddit, заплатить ему за дополнительный сеанс создания музыки, и авторы получат на руки ещё одну версию саундтрека. К этому он присовокупил все те оскорбления и проклятия, которые ему приходили на почту. В итоге, спустя несколько месяцев проволочек, это предложение так и не нашло отклика.

После новости о том, что Microsoft купила Bethesda, у Гордона появилась надежда на ещё одну попытку. Он снова связался с компанией и предложил им ещё одну версию саундтрека — в обмен на удалённый пост, извинения и полную сумму выплат, которые ему полагались.

Но и это предложение в итоге ни к чему не привело — юристы Марти говорили Мику о том, что «молчание — лучший выход», и что удаление поста с Reddit каким-то образом ухудшит (!) деловую репутацию композитора.

Устав спорить с юристами, Гордон решил обратиться к администрации Reddit. Модератор r/DOOM помог Гордону и удалил пост — но спустя всего 12 часов его восстановили, а затем с композитором связались адвокаты Страттона и заявили, что «удаление поста сильно оскорбило Марти». Результатом всех этих действий и стало это открытое письмо, которое вы прочитали выше.

Письмо заканчивается следующими словами:

Я бесконечно благодарен тем замечательным людям, которые продолжали верить в меня, даже несмотря на попытки Марти подорвать мою репутацию. Я рад сообщить, что проекты, в которых я участвовал с тех пор, стали одними из самых крутых в моей карьере. И я благодарен тем, кто окружал меня, кто давал мне любовь и поддержку, в которых я так нуждался. Они не заслуживали того, чтобы пройти через это.

Сейчас, помимо всего прочего, композитор трудится над саундтреком к российскому шутеру Atomic Heart.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь