Мемы и музыка: интервью с сообществом #mashup, которое вот уже семь лет дарит нам мэшапы
С 2014 года существует сообщество #mashup, которое подарило и продолжает дарить рунету совершенно иную, но уникальную музыку. Они познакомили русскоязычное сообщество с явлением #soundclown с платформы soundcloud — смешение двух музыкальных композиций, с целью получить одну более превосходную и неповторимую, настоящая музыкальная химия.
И если кто-то думал, что создавать такого рода музыку — это несерьезно и легко, то те попросту не знают, что даже самый простой музыкальный мем тщательно прорабатывается. Поиск сурсов (подходящей оригинальной музыки), подборка нужного темпа, структура, подача и тема — это лишь малая часть того, с чем работают создатели мэшапов.
Сейчас #mashup — крупнейшее русскоговорящее сообщество с аудиторией почти в 100 тыс. человек во ВКонтакте и с молодым каналом на Youtube, быстро набирающем обороты. Мы поговорили с ребятами из команды #mashup о создании их сообщества, культуре мэшапа и будущем направления в России.
Мэшап в России — начало
— Простыми словами — что такое мэшап?
— Мэшап — это когда две песни объединяют в одну композицию. Из одной берут вокал, из другой — инструменты. Верка Сердючка с драм-н-бэйсом, PSY с Future Funkом, Nightcall в исполнении Цоя и таких сочетаний можно придумать бесконечное число.
— Можно ли считать мэшапы искусством?
— Подбор исходников, форма выражения и исполнение могут раскрывать внутренний мир автора и его вкусы. Такое в теории возможно, но в большинстве случаев это просто смешение двух и более треков для создания классного звучания, нежели смысла.
— Мэшапы не сразу были популярны в русскоязычном сообществе. В какой момент ваша популярность резко возросла?
— Не могу утверждать что популярность возросла резко. Она всегда росла равномерно и только в 2021 году достигла отметки в 100 тысяч подписчиков. Резкие точки дают только упоминания и репосты популярных сообществ или блогеров, а постоянный рост достигается путем сарафанного радио.
Самый пиковый момент был в октябре 2020 года, когда по каким-то причинам на нас подписалось почти 500 человек за один день.
— Не совсем мэшап, скорее кавер (получается мэшавер) на тему из The Elder Scrolls 5: Skyrim в чудесном исполнении Кирилла Као под текст пророка Санбоя.
— Кто первый предложил идею о распространении культуры мэшапов в рунете?
— Если речь о создании паблика по мэшапам, то все началось с группы, которую сделала Анжела Романова (Twitter: @owlAngela). Раньше там были её рисунки, но в конце 2014 она решила выкладывать там лучшие мэшап-приколы с soundcloud.
Т.е. мы просто перезаливали самые смешные и классные идеи, которые были популярны за рубежом.
В самом начале мы вообще не серьёзно были настроены. Мы собирали понравившиеся работы, потом к идее подключилось еще несколько замечательных людей. Кто-то просто собирал работы, а кто-то делал свои работы и параллельно обучался ремеслу. Первую аудиторию мы набрали благодаря репостам в другие паблики со схожим мемным контентом, за что им очень благодарны.
Планов на развитие не было на старте, но спустя время группа продолжала расти и очень много людей начали присылать свои работы. Теперь уже поток работ стал настолько большим, что стало сложно заполнять стену.
Мы никогда не думали об успешном продвижении. Просто делали то, что нравится. Мы даже рекламу никогда не покупали.
— Помните ли вы первый нашумевший мэшап? Или их несколько?
— Одна из первых работ набравшее колоссальные цифры была работа gle6 — smile, sweet, sister, sosister. В то время собрать 500 лайков это было уже солидно, а тогда эта работа собрала 2000 лайков за счёт тонны репостов в т. ч. в паблики «Всякая Атмта» и CRUNCH! и конечно своей идеей.
— Были ли казусы в работе с исполнителями?
— Конечно. Чаще всего такое бывает с новичками, но мы пытаемся помочь тем, кто делает крутые идеи, но не дожимает их технически и то когда время есть.
— Вы работаете с мэшапами с 2014 года. Помните ли какие-нибудь забавные истории из жизни mashup?
— Сложно сказать. Много чего происходит во внутренних авторских конференциях и обычно это что-то скучное и с негативным контекстом в сторону отдельных личностей.
Наверное больше всего запомнилось то, что 31 декабря, когда я отмечал новый год, мне один чел жаловался в ЛС на админа, который забанил его в альте за то, что он лайкнул пост «Акция: получи бан на неделю за лайк этого поста». Посчитал это несправедливым и умолял его убрать из админки.
— Тот случай, когда старые песни Киркорова отлично ложатся на евробит.
Про команду, которая дарит нам площадку мэшапов
— Из скольки людей состоит ваша команда? Как она набиралась?
— Обычно мы берем в команду тех, кто сам умеет делать мэшапы и понимает то, что мы хотим продвигать. Сейчас нас 17 человек. Кто-то занимается Ютубом, кто-то проверяет предложку, кто-то помогает другим. В начале нас было 3—4 человека. Менялись иногда. Кто-то приходил, кто-то уходил.
У нас, кстати, считай все создают свои мэшапы. Кто-то делает до сих пор, а кто-то раньше делал и сейчас не может т. к. работа/учеба/другие обязанности. Но почти у каждого админа есть личный паблик с мэшапами и другим творчеством. Часть команды занимается пабликом «HighQualityRips» и «1000 и 1 мэшап с Фэйсом»
— В 2019 году в вашем сообществе появились подробные и интересные статьи о том, как создать свой мэшап. Кто их писал и почему появилась такая необходимость?
— Вопрос о создании доступных понятных гайдов у нас стоял давно, т. к. мало кто знает как работать в музыкальных программах и надо было объяснить не только как в них создавать мэшапы, но и генерировать интересные идеи, а с этим к сожалению большие проблемы. Писал гайды я совместно с Ильясом Лемом. Иногда помогали авторы с читаемостью материала и содержанием.
Некоторые статьи до сих пор в черновиках хранятся. Мы их либо закончим, либо переведем в более удобный видеоформат. А может и то и то, как получится.
Присылаемые нам мэшапы мы оцениваем позадумке и техническому исполнению. Если идея крутая, но сделана плохо, то мы стараемся давать фидбэк и исправлять их. Остальное идёт под нож или в [alt].
— Классика российского ТВ «Осторожно, Модерн!» и Prodigy
Аудитория мэшапа и как сообщество развивается сейчас
— Почему вы решили создать канал на YouTube?
— Было несколько причин. Видео на Ютубе можно включать через ботов в Дискорде и на прямых трансляциях у стримеров, а это дополнительное внимание. Работа с клипами прокачивает наши навыки монтажа и создания эффектов. Плюс это открывает дорогу для других форматов: трансляции, туториалы, Q& A видео, которые привычнее наблюдать на Ютубе, нежели в ВК.
— Когда стали появляться челленджи и как часто они проходят? Расскажите о рубрикации внутри сообщества.
— Первый челлендж был в марте 2017 года по «Осторожно, Модерн».
Идея была в том, чтобы делать работы в рамках какой-то тематики, чтобы обратить на неё внимание. Сначала это была экспериментальная рубрика «вечерний челлендж», но спустя время она показала эффективность и проводится до сих пор.
Из периодических рубрик у нас есть Sorted, где мы отбираем лучшие работы в плейлисты, Thematic, где мы отбираем мэшапы по тематике и Contest, тоже самое что и челлендж, только с призами. Вроде все.
— Чем мэшапы отличаются от контента в [alt] и HighQualityRips?
— [alt] создавался с целью сохранения работ, которые не попадали в #мэшап по критериям отбора работ. Не смотря на порог вхождения, мы хотели чтобы люди не тратили время впустую, поэтому открыли «альтернативную» площадку для публикации, оттуда и название.
Можно жить без альта, просто повысив планку качества и жить как музыкальные паблики или лейблы, но тогда бы у нас наверное не было такого объёма работ, который бы охватил все интересы.
А рипы, или же HighQualityRips, это тоже музыкальное смешение, только авторы как правило используют вырезанную из игр композицию и с помощью аудио-редакторов меняют содержимое. Например, играет музыка из саундтрека Super Mario Bros., а там вместо оригинальной мелодии играет мелодия из Axel F — Crazy Frog, но инструментами из Super Mario Bros. Такой формат играет на получении неожиданного результата.
— Много ли у вас партнеров?
— Нас спонсировали ребята из beacon и kantoku на конкурсы, а также у нас был коллаб с CRUNCH!. Нет такого, чтобы у нас было постоянное партнерство. Можем просто между пабликами обмениваться контентом. А так, наш главный партнёр: паблик «1000 и 1 мэшап с Фэйсом».
Сейчас только хотелось бы найти партнеров по мерчу и организации мероприятий с понятной ценовой политикой.
— В рунете есть какие-нибудь известные мэшаперы? Вы с ними сотрудничаете?
Обычно все мемные мэшаперы постятся на нашей площадке, это уже можно считать сотрудничеством.
Помню только то, что Сыендук присылал в предлогу свою работу. Нашли вот это: https://vk.com/wall-39786657_263550
Больше всего в паблике по статистике мужчин лет 18—27. Кроме того, что она за все эти 6 лет взрослела, даже не знаю как она менялась. Разве что с приходом каких-то трендов.
— Зарабатывает ли ваше сообщество? Донаты или реклама?
— Основной заработок у нас идёт через VK Donuts, который мы в дальнейшем копим на создание ивентов и мерча. Также иногда присылают пожертвования через приложение «Донаты». Присылают иногда небольшие суммы, а иногда бывает пытаешься заснуть, а тебе 6 тысяч кто-то присылает. Всем очень благодарны! Рекламную сеть к сожалению из-за особенности контента мы подключить не можем, поэтому по-старинке делаем платные «нативные интеграции».
Авторы могут делать что угодно, но т. к. работ много, а стена не резиновая, приходится делать отбор из звучащего, смешного и интересного. Можно сказать, у нас запрещены неинтересные и плохо звучащие работы.
— И напоследок Dance with the Dead с Инфинити. Тут даже резать инструменты не пришлось чтобы добиться интересного сочетания.