Medal of Honor: Warfighter. Рецензия.
С недавних пор игры серии Medal of Honor (2010) выглядят эдакими бедными родственниками гиганта Battlefield: специалисты DICE взяли сверхпопулярный некогда боевик под своего крыло, оказали первую техническую помощь и вообще сделали все возможное, чтобы вернуть MOH былое величие (в прошлый раз так и вовсе полностью отвечали за сетевую составляющую). Не сказать, чтобы это так уж сильно ветерану помогло: конкурировать с Call of Duty обновленная «Медаль» не может, да и онлайн оказался куда слабее той же Battlefield 3.
Тем не менее, в этом году плечо старшего брата никуда не делось: Medal of Honor: Warfighter функционирует на движке Frostbite 2, который сами разработчики называют «лучшим графическим мотором для производства шутеров», и от того до боли напоминает сами понимаете что – по крайней мере, визуально и эстетически. То есть план Electronic Arts стал еще прозрачней: время от времени, в пику Activision, выпускать свой собственный Call of Duty на технически превосходящей конкурента платформе Battlefield. План смелый, но не вполне дальновидный: было бы гораздо интересней развивать линейку Medal of Honor как самостоятельную, независимую игровую серию – благо, все задатки для этого у нее есть.
Одиночная кампания Warfighter рассказывает старую историю о несущих добро спецназовцах и противостоящих им террористах – видели, знаем. Большая часть претензий профильной критики как раз и сводится к тому, что, дескать, сколько можно? И в Йемене-то уже ориентируемся лучше, чем в родном квартале, и из воды с ножом в зубах сколько раз выскакивали, и даже по подземным террористическим базам ходили чаще, чем в магазин за буханкой «бородинского». Эти претензии, честно признаться, непонятны: все то же самое через пару недель мы увидим в новом эпизоде Call of Duty, которая традиционно соберет восторженные овации. Очень удобно, конечно, обвинять милитари-шутер в том, что он, черт возьми, шутер, и совершенно постыдным образом милитари – но есть в этом немалая доля лукавства. Жанр сложился не сегодня и не вчера, существуют определенные правила, которые обязан соблюдать любой игрок на этом поле – Warfighter в этом смысле не лучше и не хуже любой другой игры. Да, здесь стреляют. Да, здесь бывает тесно. Да, местный пафос можно соскребать с экрана монитора лопатой – но кто, черт возьми, не? На фоне обвинений во вторичности потерялось многое. И то, что авторов игры консультировало большое число действующих бойцов специальных подразделений. И то, что многие миссии основаны на реально проведенных операциях – чем, безусловно, весьма интересны. И то, как выполнены задания с использованием техники (автомобилей и катера) – необсуждаемый триумф, концентрированный адреналин! Да, Warfighter чаще всего выглядит, как Battlefield 3, а играется, как Call of Duty – но есть в ней и свои собственные черты, причем большей частью приятные.
В первую очередь это касается самой механики перестрелок. Оружия в сюжетной кампании немного, и нельзя, к примеру, постоянно ходить с трофейным «стволом» (после первого же переключения на свой собственный оно пропадает), однако перестрелки вполне сочные и темповые. Враг постоянно уходит из-под прицела, никогда не высунет голову наружу, если рядом просвистела пуля, и достаточно метко стреляет сам (даже на среднем уровне сложности выжить под огнем пары террористов практически невозможно). Напарники, напротив, традиционно слепы и криворуки, вдобавок ко всему постоянно путаются под ногами… но и они порой очень здорово тебя прикрывают, отвлекая внимание противника. Геймплей традиционно ведет от одной площадки со сложным рельефом к другой, и еще одним плюсом Danger Close является то, что дизайн этих площадок сконструирован весьма искусно. Карты нет, со всех сторон свистят пули, в ушах стоят крики сослуживцев – и ты, чертыхаясь, мечешься от одного укрытия к другому, пытаясь разглядеть в этом хаосе дульные вспышки, чтобы в следующее мгновение метким выстрелом сократить количество врагов на еще одну единицу… В этом смысле с игрой все здорово.
Гораздо хуже дело обстоит со сценарием и персонажами, которые и в самом деле абсолютно никакие. CG-ролики между миссиями исполнены просто шикарно (и впервые в истории видеоигр женские персонажи действительно похожи на реальных женщин), но смысловое наполнение по-настоящему убого. Немногие удачные реплики (вроде просьбы передать бывшей подружке «фак» в случае гибели – все остальное, дескать, и так уже у нее) теряются на фоне чудовищных клише. Мировое турне в поисках сначала взрывчатки, потом ее поставщиков, затем непосредственных вдохновителей и исполнителей предполагаемого теракта – с одной стороны, все происходящее распадается на мало связанные между собой куски, с другой – в нем нет никакой логики развития: кто, зачем, для чего, почему. Вот мы попадаем на Балканы, где ищем продавца оружием, который когда-то вроде бы американцам помог, затем начал вести свою игру и теперь, получается, враг. Бэкстори звучит достаточно интересно – настолько, что даже хочется узнать: что произошло «когда-то», почему торговец испортил взаимоотношения с хорошими парнями и чем занят теперь… но уровень начинается, и уровень длится, и уровень заканчивается, а мы остаемся в дураках. Ничего нового нам не скажут. Торговца выдернут из автомобиля, ткнут лицом в песок, и он, почти дословная цитата, «подтвердит то, о чем мы сами догадывались». Все, роль славянина-перебежчика на этом заканчивается. И так обстоит дело почти с каждым действующим лицом пьесы, с каждым актом и с каждой сценой. Единственный момент, за который сценаристов стоит похвалить – так это за попытку показать солдата обычным человеком, со всеми житейскими хлопотами, привычками и слабостями. Встреча двух солдатских семей в закусочной сделала бы часть любому драматическому фильму, а заключительный ролик и вовсе без пяти минут гениален, но… Иногда это работает, чаще всего – нет, и, тем не менее, за попытку спасибо.
Однако если одиночная кампания с некоторыми оговорками, но все же оправдала возлагавшиеся на нее ожидания, то с мультиплеером все очень и очень грустно. Прекрасная на словах идея (выбрать страну, к которой питаешь самые нежные чувства, и набирать за нее очки во всемирном состязании наций) на деле обернулась малоприятным зрелищем. Во-первых, смысл этого «состязания» не до конца очевиден: в игре шесть классов, в каждом из них несколько представителей самых разных народов (от Южной Кореи и до Канады), но за кого бы из них ты не играл, очки пойдут в зачет единожды выбранной стране. Во-вторых, сама система начисления очков довольно странная: по итогам раунда выдаются специальные жетоны, которые затем надлежит «гасить» на созданной по такому случаю страничке в Battlelog (да, Medal of Honor используют ту же сетевую платформу, что и Battlefield 3 – с первого взгляда и не отличить). В-третьих, бонусы, начисляемые игрой за гашение жетонов, удивительно напоминают стимулирующие акции социальных игр: погасил жетоны два дня подряд – получи удвоенный XP, три дня подряд – утроенный и т.д. Собственно игровой процесс от этих странных манипуляций никоим образом не зависит. Там, впрочем, и без того все довольно печально.
Классов, как уже говорилось, шесть: снайпер, штурмовик, подрывник, пулеметчик, спецназовец (особенности каждого класса нужно постигать самому, никаких пояснений и туториалов не предусмотрено; зато с историей польского подразделения «Гром» игра предложит ознакомиться прямо в середине раунда). Режимов игры – пять: захват точек, захват флага, командный дефматч, штурм с минированием точек и так называемый «хотспот», который отличается от последнего тем, что точка для минирования выбирается случайным образом из пяти возможных. Карт восемь – большей частью основанных на локациях из сюжетной кампании. Претензии возникают буквально сразу же: все карты – маленькие, битком набитые бесполезными и бессмысленными объектами, разрушить которые целиком или хотя бы частично почему-то нельзя. Активные точки расположены бессистемно, практически в случайном порядке – в результате чего многие карты выглядят чудовищно несбалансированными (как, например, сараевский «Стадион»), а другие – просто нелепыми («Крепость»). Ориентироваться по происходящим событиям невозможно: с одной стороны, убивают практически мгновенно, с другой – предугадать, откуда возникнет враг, совершенно невозможно, если только не вызубрить план-карту и точки респауна, как в каком-нибудь Counter-Strike. В результате те, кто хотя бы как-то пытается play objective, обнаруживают себя в незавидном положении: camp rules, как восхищенно закричал в моем ухе детский голос после очередного удачного хедшота.
Но хуже всего то, что инфраструктура сетевой игры устроена максимально неудобным для пользователя образом, начиная с чудовищного интерфейса и заканчивая странным нежеланием знакомить тебя с правилами игры. Вокруг летают беспилотники, транспортные и ударные вертолеты, рвутся минометные снаряды и ставятся дымовые завесы, ты постоянно умираешь каким-нибудь забавно-замысловатым образом – но как открыть то или иное оружие самому, как воспользоваться преимуществами конкретного класса или в чем вообще заключаются эти преимущества, тебе никто не объяснит. То, что беспилотник доступен классу «наводчик» и может быть использован только после того, как игрок наберет определенное количество «очков поддержки» (они даются за ранообразные полезные действия на поле боя), приходится выяснять самостоятельно – как и многие, многие другие вещи в сложно устроенной системе мультиплеера Warfighter.
Разблокированная экипировка спрятана в недрах интерфейса так глубоко, что это даже не смешно, причем копаться в оружейных настройках между раундами, когда это действительно необходимо и когда на это действительно есть время, игрокам не позволено. Да и кому она нужна, эта экипировка, когда большого смысла в смене одного автомата на другой нет: все стычки благодаря логике локаций происходят на расстоянии вытянутой руки, кто быстрее нажал на кнопку мыши – тот и выжил. Вдобавок ко всему еще и визуально все выглядит так, словно мы на экскурсии в Warface – модели бойцов теряются на фоне декораций, деревянная анимация персонажей порой вызывает настоящую истерику, а местная растительность заботливо укрывает вояк непробиваемыми ветками и листочками. Иными словами, лишь человек с очень мощной нервной системой способен провести в мультиплеерной части Warfighter достаточно продолжительное время и получить от этого удовольствие, особенно после той же BF3, куда после пары забегов вокруг разрушенной филлипинской деревушки возвращаешься как домой после тяжелого рабочего дня.
Вот такой и получилась новая Medal of Honor – где-то удачной, где-то не очень, где-то (увы) провальной. В качестве палки для могучего конкурентного колеса, наверное, эта игра не подойдет (колесо такую палку перемелет в щепки и не заметит), но как самостоятельная единица… почему бы и нет? Одиночная кампания в меру интересна и предлагает качественный, без дураков, военный экспириенс, онлайн… ну, возможно, кому-то понравится и онлайн, особенно после пары патчей, которые, конечно же, появятся уже очень скоро (до тех пор подсказка: качайте спецназовца). В любом случае, игре нужно сказать спасибо хотя бы за то, что в ней ни разу не используется слово «джентльмены» - это уже смелый шаг в наши дни. Ну, а автомат Калашникова, сами понимаете, он везде автомат Калашникова.
6.5 (выше среднего) Текст: Сергей Думаков Рецензируемая версия: PC