«Кто подставил Кролика Роджера?» и еще 24 фильма признали классикой
Американская Библиотека Конгресса обновила Национальный реестр фильмов (которые хранят в библиотеке по особым правилам). Главный библиотекарь каждый год добавляет в реестр 25 фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение. Фильмы должны быть как минимум десятилетней давности.
В этом году в список попали «20 тысяч лье под водой» Стюарта Патона в качестве примера первого случая подводных съемок, «Птицы» Альферда Хичкока как пример высочайшего мастерства по нагнетанию саспенса, «Школьные джунгли» Ричарда Брукса как символ прихода рок-н-ролла в массовую американскую культуру, «Клуб “Завтрак”» Джона Хьюза как разоблачение школьной социальной политики и «Король Лев» Роджера Аллерса и Роба Минкоффа как триумф анимации Disney, покоривший несколько поколений зрителей.
Абсолютная классика «Кто подставил Кролика Роджера?» Роберта Земекиса тоже попала в список со следующей формулировкой:
Фильм напоминает о любви к золотому веку анимации, представленной через конструкцию самого кролика Роджера, являющегося олицетворением качественной анимации Disney, дизайна персонажей в духе Warner Bros. и чувства юмора в стиле Текса Эйвери. Дух фильма передается всего одной строчкой: «Я не плохая, меня просто так нарисовали».
Также в список вошли весьма странные фильмы: скажем, китчевый феминистический триллер «Тельма и Луиза» Ридли Скотта, очень специфическая комедия «Рашмор» Уэса Андерсона, и «Принцесса-невеста» Роба Райнера по сценарию Уильяма Голдмена — ужасно нелепая сказка, всеобщая любовь к которой для меня совершенно необъяснима.
Но все это можно простить за включение в реестр фильма Point Blank (известного у нас как «В упор» или «Прямой наводкой») по сценарию Александра Джейкобса с Ли Марвином в главной роли. Это совершенно гениальная экранизация классического «Охотника» американского писателя Дональда Уэстлейка, работавшего под псевдонимом Ричард Старк. Марвин играет Уокера (которого в книге зовут Паркером), профессионального грабителя, преданного собственной женой и напарником и оставленного умирать с пулей в животе. Паркер Уокер не только возвращается к жизни и мстит бывшему партнеру, но и начинает вымогать украденные у него ~~75 ~~91 тысячу долларов у нью-йоркской мафии.
По этой же книге была поставлена «Расплата» с Мэлом Гибсоном, а минималистский сценарий Джейкобса (который больше похож на японские хайку, нежели на традиционную американскую прозу) оказал огромнейшее влияние на развитие мирового сценарного дела: без него, например, не было бы всего творчества Уолтера Хилла, включая «Чужого».